«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 22.11.2024 г.
16+

3 млн рублей украли телефонные мошенники

Прокуратурой Новониколаевского района проанализировано состояние преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

В 2022 году произошел существенный рост зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ), с 26 до 62 преступлений или на 36 преступлений, динамика роста преступности составила 138,5%, при этом процент раскрываемости увеличился и составил 31,7% (АППГ – 13%). Увеличился рост преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ – 15 (АППГ — 6), динамика роста 150%. Процент раскрываемости составил 38,5% (АППГ – 28,6%).

За 5 месяцев 2023 года зарегистрировано 25 преступлений (АППГ – 28), что на 3 преступления (10,7%) меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, процент раскрытых преступлений снизился и составил 22,2% (АППГ –23,4%). Размер причиненного ущерба преступлениями анализируемого вида составил свыше 3 000 000 рублей.

Одной из причин роста преступности является отсутствие должной бдительности граждан при общении с неизвестными лицами по телефону, сообщение гражданами своих персональных данных, банковских реквизитов. При этом при беседе с сотрудниками прокуратуры района потерпевшие поясняют о том, что до момента совершения в отношении них преступления, профилактические мероприятия со стороны участковых уполномоченных полиции с ними проводилась и им разъяснялись виды и способы совершений преступлений в сфере ИТТ, однако, убедительность требований и легендированной истории неустановленных лиц, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов или банка, а также получение необходимой личной информации (предварительно или путем «выманивания» у собеседника) значительно снижает бдительность жертв.

Одновременно разъясняю, что одним из самых распространенных способов мошенничества на территории района являются звонки якобы сотрудников службы безопасности банков или правоохранительных органов с сообщением о попытке взлома, подозрительной операции или блокировки банковской карты и в дальнейшем предлагают перевод на «безопасный счет», который в последствии оказывается неустановленным счетом мошенников. На самом деле сотрудники служб безопасности банков никогда не звонят клиентам, а о подозрительной деятельности или других проблемах сообщают другими способами.

Получив звонок от незнакомого человека, обратите внимание на то, что и как он хочет Вам сообщить. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертв – торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями. В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если Вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего.

Также мошенник может несколько раз подряд задавать жертве вопросы, на которые можно ответить только словом «да». Столкнувшись с такими вопросами, старайтесь давать другие ответы, переспрашивать или переводить тему.

Если Вам звонят из банка – попробуйте задавать уточняющие вопросы, например, о состоянии счета или последних операциях по карте. Скорее всего, злоумышленник ничего не сможет ответить. Если Вам предлагают какую-либо выплату – уточните основание, на котором она производится.

Лучше всего при указанных обстоятельствах сбросить вызов звонящего и самому позвонить на горячую линию банка (номера телефонов можно уточнить в Интернете или же указан на самой банковской карточке) и уточнить связывались ли сотрудники банка с Вами. После чего, сообщить о возможно готовящемся преступлении в правоохранительные органы 8(84444) 6-13-81 или прокуратуру района 8(84444) 6-18-05, 8(84444) 6-12-48.

Кроме того, одним из видов преступлений в обозначенной сфере следует считать мошенничество на сервисах с досками объявлений, такие как «Авито», «Юла» и т.д.

Классически мошенники действуют следующим образом. Сначала выставляют объявление о продаже товара, как правило, такие объявления выглядят очень привлекательно в сравнении с другими, представленными на рынке в этом ценовом диапазоне.

Далее, предполагаемый покупатель пишет или звонит продавцу с целью приобретения данного товара. В ходе общения мошенник соглашается на продажу своего товара и просит жертву оформить через «сервис бронирования или доставки от самого сайта объявлений» заказ.

Так, злоумышленник направляет в сообщениях покупателю ссылку или инструкцию на приобретение или доставку его товара. Обращаю внимание, что ссылка внешне похожа на домен сервиса объявлений, однако, является другим сайтом, принадлежащим мошеннику, в нее могут быть добавлены самые разные слова и цифры, но как правило, подозрение у людей вызывает редко, кроме того, сам сайт оформлен и выглядит в точности также как сервис объявлений «Авито», «Юла» и прочие.

Далее клиент переходит по ссылке, вводит данные карты и переводит оплату (предоплату) за товар (например, за его доставку). Так в руки мошенников переходят не только деньги, но и информация о банковской карте. Естественно, после перевода денежных средств, мошенник прекращает переписку.

Также данная схема работает и наоборот, когда мошенник является покупателем и сообщает продавцу о том, что он не может оформить в сети Интернет (посредством предоставленных сайтом сервисов) покупку или же доставку на товар, отправляя продавцу ссылку, тем самым «помогая», с просьбой также внести депозит равной сумме продажи его товара и сообщает, что этого требует сам «сервис объявлений», в том числе отправляя какую-либо документацию, подтверждающую данный факт. Также злоумышленник утверждает, что его деньги будут возвращены после получения им товара, а также получит денежные средства с продажи, которые будут «заморожены» на сайте, тем самым объясняя порядок продажи товара через онлайн сервис». После чего жертва переходит по ссылке, вводит данные карты и переводит деньги, как в последствии оказывается мошеннику.

А.В. Скабелин,

заместитель прокурора

Новониколаевского района,

младший советник юстиции