«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Суббота, 23.11.2024 г.
16+

Школа в памяти и сердце

Слово ветерана педагогического труда в преддверии нового учебного года.

Не составляет труда определить число 55 с точки зрения нумерологии. Две пятерки и единица в совокупности дают бесстрашного первооткрывателя, неутомимого исследователя, ведомого по жизни силой рождения. При этом ни результат, ни даже сам процесс его не интересует. А конечная цель, если она есть, обозначена лишь контурно. Рассмотреть ее в подробностях не представляется возможным: она же – за горизонтом.

Схожесть и даже идентичность качеств, присущих каждых из составляющих числа 55, делают человека, отмеченного этим числом, исключительно гармонической личностью. Ему не знакома суть понятия «внутренний конфликт», поскольку сочетание отдельных сторон его натуры можно назвать оптимальным.  И у них нет ни одной причины вступать в противоборство. К положительным качествам характера 55,  относятся – инициативность, бесстрашие, высокий уровень социальной адаптированности, спокойное отношение к любым переменам в жизни. Отрицательные качества представлены склонностью к опрометчивым поступкам, нетерпеливостью, тщеславием, эгоизмом и упрямством.

15 августа 1967 года после окончания Волгоградского педагогического института я приехала по направлению в Новониколаевский район. С тех пор прошло 55 лет.

После института все выпускники с нетерпением ждут наступления взрослой жизни. Мы не боялись остаться без работы. Направление было в Хоперскую среднюю школу. В комитете по образованию меня встретили хорошо. Оказалось, что в этой школе учитель не уехал, и мне предложили Красноармейскую, сказав, что туда всего-то на 10 км дальше. Но я городской житель, никогда в деревне не была и тем более не жила, и потому, не зная какие дороги, согласилась.

Переночевав в гостинице, утром на рейсовом автобусе отправилась по месту работы. Встретили приветливо, но часов математики всего – 12, поэтому предложили вести физику. И я согласилась.

Для проживания предоставили комнату в доме барачного типа. Выделили кровать, матрац, подушку, стол, стул, ведро, цинковый тазик, этажерку. Постельные принадлежности я привезла с собой. Трудовик сделал полочку, куда могла поставить посуду, положить продукты. Обустроилась. Но для меня было дико, что в 12 часов ночи выключали радио, могли и свет вырубить.

На душе стало тоскливо, хотелось плакать. Но назад уже дороги не было, надо 3 года отработать, иначе могли отобрать диплом.

Началась трудовая жизнь. Классное руководство доверили в 9 классе, где дети 1952 года рождения, не совсем спокойные. Школа размещалась в двухэтажном здании квартирного типа, классы проходные. В старом помещении находились начальные классы, спортзал и библиотека. При школе был интернат, в котором проживали дети с пяти отделений совхоза, с понедельника по субботу. Ученики и мы, молодые учителя, питались в совхозной столовой.

Коллектив преподавателей был в основном зрелого возраста, среди которых и участники Великой Отечественной войны. Хочется вспомнить их поименно: учителей русского языка и литературы В.П. Фокину, В.М. Немцову, В.С. Крутоярову; математики и истории – А.Г. Береговскую; истории – Р.И. Почтареву; географии – В.А. Киселева; иностранного языка – В.В. Киселеву; химии – В.Ф. Ситникову; биологии – А.П. Степанову;  директора школы – А.Н. Щурий. Начальные классы вели: Т.В. Харитонова, сестры Л. Щурий и А. Заруднева, А.И. Плахотная, Т.В. Киселева, а также Н.П. Михайлова, учитель пения и по совместительству вожатая.

Постепенно педколлектив школы стал пополняться молодыми учителями. Пришли А.А. Бубенец, В.И. Бубенец, П.С. Абрамичев, В.М. Афромеев, Г.И. Щукина, Н.Д. Дубинина, Т.Н. Крючкова.

Самое тяжелое для меня было топить печку. Но хорошо, что помогали ученики. В коридоре отгородили и сделали закром, привезли и сложили уголь, накололи дрова. Но и родители не оставались в стороне. Вязали носки, варежки, на выходные дни приглашали на пирожки, угощали мясом, когда осенью резали птицу.

Я имела музыкальное образование, играла на пианино. Взяла напрокат инструмент в районе, дети приходили ко мне на дом, мы репетировали, а к праздникам на школьном «Орлике» везли инструмент в клуб и там выступали.

Первый год дался тяжело, пока привыкала… Грязь, снежные заносы, бездорожье, по два дня добирались до райцентра, иногда приходилось даже ночевать на полпути, в Кардиале. Напротив столовой жили люди, кто пускал переночевать, и спали на полу.

Через два года меня назначили директором школы, заведующим районо тогда был В.И. Машков. И вот старшее поколение учителей помогало мне в становлении руководителя, за что я им благодарна.

В 1971 году вышла замуж. Будущий супруг Сергей Васильевич Хныкин работал учителем в Лазаревской восьмилетней школе. Нам дали новую двухкомнатную квартиру. Радовались, как дети. Зимой 1972 года у нас родился сын Олег. Лето было засушливое, картофель не уродился, людям коров кормить нечем, но коллеги не бросали. Каждый день кто-то да приносил мне по поллитра молока. В совхозе был хороший детский комбинат, коллектив воспитателей и нянечек прекрасный, к ребятишкам относились доброжелательно. Можно было спокойно опять выходить на работу.

В 1974 году меня перевели на должность директора Мирной средней школы. Квартиру предоставили хорошую: зал, две  спальни, кухня, и опять с печным отоплением. Школа была одноэтажная, просторная, со светлыми классами. Коллектив принял доброжелательно, но с осторожностью наблюдал за моими действиями. Здесь были учителя с большим стажем работы. Это бывший директор школы Л.А. Дибленко, супруги Ганины, учитель географии В.Н. Калмыкова, немецкого языка Р.Т. Лозовая, начальных классов Р.И. Яковлева и Н.Н. Бузынюк, вожатой Е.С. Кутепова. Потом уже приехали Т.Н. Акаткина, Т.И. Косивцова, А.П. Москалев, супруги Пономаревы.

Мы вместе радовались, когда началось строительство новой большой современной школы с актовым залом, спортзалом, раздевалкой, своей столовой, канализацией, водоснабжением, котельной. Много раз пришлось ездить в Волгоград за оборудованием, родители помогали обустраивать кабинеты, убирать мусор.  

В 1980 году меня перевели заместителем по учебно-воспитательной работе в СПТУ №49. Было сложно. План набора не выполнялся. Пришлось проехать все школы района с профориентационной работой, также Новоаннинского и Киквидзенского районов. При поддержке райкома партии мы сделали запросы в республики Казахстан, Узбекистан, Туркменистан. Откликнулись только райкомы комсомола Туркменистана. Приехали молодые ребята получать права шофера, благодаря чему стали выполнять план набора. Нелегко было с ними работать, некоторые плохо разговаривали по-русски, не всегда придерживались требований проживания в общежитии. Но все преодолели. Училище продолжало жить.

В 1986 году я перешла работать в Серпомолотскую среднюю школу учителем математики. Скажу честно, не все меня приняли в свой устоявшийся коллектив. Все пришло постепенно, со временем отношения наладились.

В школе тогда работали: бывший директор школы  Н.И. Шахова; учителя математики Н.И. Дрянова, М.А. Калачева,  А.В. Жигулина (военрук); географии А.А. Галушкина; биологии Ю.Ф. Строкова; русского и литературы З.М. Зенина (завуч школы), В.Г. Жигулина (организатор по воспитательной работе) и Р.И. Антонова. Но и молодые учителя не отставали от своих наставников: Л.В. Чепурнова, Л.В. Кирсанова, Л.В. Галушкина, Н.В. Дибленко, С.И. Андреев, О.П. Протасова и другие. Проработала в этой школе я 29 лет. Ушла на пенсию в возрасте 70 лет.

За 55 лет я знала очень многих учителей из всех школ Новониколаевского района. Со многими из них и с моими бывшими учениками я общаюсь до сих пор в сетях интернета. Но есть среди них такие, кто стал самыми родными и близкими в моей жизни. К примеру, с  Верой Ивановной Ружейниковой познакомились в 1967 году и дружим семьями до сих пор. Наши дети знают друг друга, глядишь, и внуки познакомятся.

Я благодарна всем, с кем мне пришлось работать. Я училась у старшего поколения. С годами пришел опыт, который всегда старалась передать молодым преподавателям.

Мой девиз: «Я все смогу, я все преодолею». Кредо по жизни: «Мы живы, а остальное – можно исправить».

Практически каждый из нас задумывается над вопросами: могу ли я считать себя специалистом в своем деле, по каким критериям определить успешность. Это успехи детей: высокие результаты экзаменов, достижения в олимпиадах и конкурсах. Но настоящий учитель стремится вложить в учеников не только знания, но и свою душу, отдать каждому ребенку частичку своего сердца. Любовь к Родине, уважение к старшим я прививала с помощью своих экскурсий в школьный краеведческий музей, руководителем которого являлась более 10 лет.

Это личные достижения: разработки, статьи, участие в семинарах и конференциях. Это радость общения с детьми. Быть успешным – значит получать удовлетворение от того, что  ты делаешь. Тематика моих публикаций: краеведение, духовно-нравственное и историко-патриотическое воспитание. Проекты, созданные детьми под моим руководством, всегда были интересны, познавательны, необычны.

Тематика проектов наших исследовательских работ: «Семейные трудовые династии»; «Моя малая родина: природа, культура, этнос»; «Этих дней не смолкнет слава»; «Солдат другой войны»; «Выбор профессии молодежью»; «Школа – территория партнерства»; «Мои земляки – Герои Социалистического Труда»; «Две судьбы»; «Молодая гвардия – символ молодежи военных лет»; «Ты в нашей памяти и сердце, Сталинград»; «Бессмертный полк нашего поселения».

Можно долго размышлять о том, педагогами рождаются или становятся, но гораздо мудрее предоставить для молодых учителей (старых, к сожалению, уже не переделать) какие-то ориентиры в профессиональной деятельности и советы, умелое использование которых поможет начинающим преподавателям встать на путь мастерства.

Хочется пожелать всем учителям новых успехов, новых находок и экспериментов. Желаю молодым специалистам активного и уверенного старта к новым достижениям, заслугам и победам. Пусть работа не угнетает и не утомляет. Пусть новые интересы и дела способствуют саморазвитию и высокому заработку. Желаю терпения, сил, энтузиазма, вдохновения и стремления к процветанию.

Клавдия Соломоновна ХНЫКИНА, ветеран педагогического труда,

пос. Серп и Молот