Учительница светлая душа
Музей – это то место, где хранится человеческая память. У нас дома есть свой небольшой музей, в котором достойное место занимает оружие и некоторая военная техника, хранится солдатская форма, на полках бережно расставлены старинные экспонаты, а также есть реликвии, принадлежавшие родственникам, участвовавшим в годы Великой Отечественной войны.
Наш семейный музей посещают не только люди старшего поколения, но и дети, чтобы услышать истории о войне, о том героическом пути, который прошли наши прадеды. Папа считает своим долгом рассказать о тех, кто отважно боролся за мирное небо над головой, показать вещи, которые были дороги родным. Я тоже часто прихожу в это место, чтобы побыть в одиночестве, полистать потертый семейный альбом с порыжелыми фотографиями прадеда и прабабушки и на несколько минут погрузиться в ту эпоху.
Как-то раз в наш музей пришла невысокая пожилая женщина. Она долго рассматривала экспонаты, книги, газеты и вдруг сказала: «А Вы знаете, что в годы войны не только солдаты совершали подвиги!» Женщина серьезно посмотрела на меня и продолжила: «Я имею в виду учителей на войне, их тихий героизм и скромное мужество».
Я взглянула на нее и увидела, как загорелись яркие искорки в глазах, бледные щёки покрылись румянцем.
Она произнесла тихим дрожащим голосом: «Мы подчас забываем или же совсем не вспоминаем тех людей, которые в те сложные времена посвятили себя воспитанию и образованию будущего поколения. Сейчас невозможно даже представить, через что прошли учителя, преподававшие в годы Великой Отечественной войны. Им приходилось вести уроки во время бомбежек, укрывая детишек от вражеских пуль. Учителя, скрывая свое горе, заботы, старались проводить уроки максимально содержательно и интересно. Педагогов не хватало, так как многие мужчины-учителя уходили на фронт, а женщины становились медсестрами. Госпитали размещались в зданиях действующих школ, не стала исключением и наша школа в районном поселке. Все занятия проводились в доме одного из учеников. Уроки велись по 20 – 30 минут. Учебный процесс начинался сразу после уборки урожая. Ведь мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, часто оставались единственной опорой и поддержкой в семье. В этот сложный период бумаги не хватало, поэтому детям приходилось писать на обрывках газет между строк и на полях. Чернил тоже не было, и дети писали свекольным соком или сажей. Конечно, учителям было сложно проверять работы детей. Сок растекался и оставлял кляксы, места между строк было мало. Детям приходилось писать мелким почерком, что усложняло проверку. Учитель читал работы при тусклом свете керосиновой лампы, окна плотно занавешивались, чтобы не был виден свет. Кроме уроков ребята занимались рукоделием. Они вязали носки, шарфы, варежки, шили кисеты, скромные подарки солдатам, чтобы хоть немного поддержать бойцов».
Старушка внимательно посмотрела на меня и, вытирая платочком слезящиеся глаза, сказала: «Моей маме было примерно столько же лет, сколько сейчас тебе, когда она начала работать учителем начальных классов». Она грустно улыбнулась и замолчала.
Я вдруг почему-то испугалась, что вот сейчас, в этот момент может прерваться эта ниточка… и умоляющим голосом попросила собеседницу продолжать свой рассказ. Женщина, немного подумав, словно распутывая клубочек памяти, произнесла: «Во время войны моя мама Анна Федоровна Кондакова работала в школе №1 учителем русского языка и литературы, а также завучем. Занятия в школе проводились в две смены, поэтому приходилось работать по 12 часов в день. Зимой школа не отапливалась, света не было. Анна Федоровна всячески поддерживала детей, которым тоже было тяжело. На улице тогда стояли сильные морозы, теплой одежды и валенок на всех не хватало, еды было мало. Она пекла дома картошку и кормила детей, припасала для них кусочки хлеба и сахара.
Думая о маме, размышляя о ее преданности детям и профессии, я часто вспоминаю строки из стихотворения «Сочинение…» Владлена Белкина:
На пальчики замерзшие дыша,
Изведавшая горюшка немало,
Учительница-светлая душа
Нам Пушкина в ту зиму открывала.
А когда закончилась война, мама вернулась из Вязовского района обратно в Новониколаевский в среднюю школу №1 учителем начальных классов, где и проработала до самой пенсии. За педагогический труд, за упорство и стойкость она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
Закончив свой рассказ, женщина заплакала. Приложив платочек к глазам, она объяснила мне, что ей становится обидно оттого что о педагогах-ветеранах практически нет информации – ни в музее, ни в школе. Молодые преподаватели о них даже не слышали. А ведь жители должны знать своих героев и помнить о них, таких простых, скромных учителях, но необыкновенно стойких, мужественных и преданных профессии.
Тогда я пообещала этой женщине, что обязательно расскажу о «тихом» подвиге ее мамы.
Юлия Есикова, учащаяся 11-а класса
Новониколаевской СШ №1