Восстановление справедливости
Член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт НОМ Антон Лукаш — о правовых основаниях грядущих референдумов о присоединении к России
За прошедшие восемь лет после антиконституционного переворота в Киеве на Украине случилось многое. Мир увидел, как сжигали заживо людей в Одессе, убивали журналистов и политиков, развязали террор в Донбассе, в результате которого погибло около 15 тыс. человек. Оскверняются памятники героям Великой Отечественной, нацистских преступников хоронят с воинскими почестями, а в честь эсэсовцев устраиваются торжественные парады.
Последовательно и жестоко нарушаются, причем на государственном уровне, самые основные права человека — на жизнь, здоровье, жилище, неприкосновенность частной жизни, свободу слова и совести.
На Украине, по сути, запрещен русский язык, введен правовой статус «некоренных народов», происходит на государственном уровне дискриминация национальных меньшинств, русского — в первую очередь.
Процессуально зафиксированы многократные факты преступлений против мирного населения Херсонщины, Запорожья, Донбасса, совершенных ВСУ, МВД и национальной гвардией, в состав которых входят нацистские формирования «Азов», «Айдар», «Донбасс» (запрещены в РФ). Однако все эти факты последовательно игнорировались западным общественным мнением, институтами международной правозащиты.
Характерно, что Украина вместе с США последовательно из года в год голосовала в ООН против резолюции, осуждающей пропаганду нацизма.
Референдум на территории Херсонщины, Запорожья, Донбасса — это возможность реализации надежды людей на мирную жизнь, восстановление правопорядка, прекращение несправедливости и страданий.
Вопросы самоопределения, самостоятельного устроения своей судьбы народами, культурно-этническими группами должны решаться на основании международного права.
Право на самоопределение закреплено в статьях 1 и 55 устава ООН. Практическая реализация этого принципа связана с принятием следующих документов ООН — резолюции 1960 года о предоставлении независимости колониальным народам, пакта 1966 года о гражданских и политических правах; пакта об экономических, социальных и культурных правах, декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций.
«Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение», — записано в декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций.
Международный суд ООН в консультативном заключении 2010 года прямо заявил, что одностороннее провозглашение независимости не нарушает международное право.
При этом Международный суд рассматривал ситуацию, когда решение об одностороннем отделении объявили незаконные власти Косово и Метохии, сформулировав свою позицию следующим образом: «Провозглашение декларации о независимости не нарушает каких-либо применимых норм международного права» (§ 122).
Итог — провозглашенная в одностороннем порядке, но вне какого-либо плебисцита независимость Косово.
МИД России указывает в своем обращении: «Решение об отделении от Сербии было принято так называемым парламентом в Приштине в 2008 году в одностороннем порядке. Вместе с тем мы согласны, что судьбоносные решения должны приниматься через референдум, как и было в Крыму».
Прецеденты реализации принципа самоопределения многочисленны и разноплановы. Среди них можно вспомнить референдум в области Саар, которая в итоге воссоединилась с ФРГ, став десятой федеральной землей; референдум в Эритрее, отделившейся от Эфиопии; образование в ходе Балканского кризиса на территории бывшей Югославии независимых стран — Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины. И это не исчерпывающий список таких плебисцитов, проведенных на законной основе.
Отметим, что принципиальной гарантией реализации права на самоопределение в ходе референдума на территории ЛНР, ДНР, Херсонщины и Запорожья является прозрачность процедуры голосования, что будет обеспечено, несмотря на сложную обстановку широким участием наблюдателей, включая международных.