Результаты деятельности Волгоградского УФАС за 2023 год
Общее количество рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе, о торговой деятельности и о нарушении процедур торгов, проведение которых является обязательным в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) за 2023 год составило 888 дел, из них:
— 704 дела о нарушениях законодательства о контрактной системе (проведено проверок, рассмотрено жалоб о нарушении законодательства о контрактной системе, рассмотрено обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков);
— 92 дела о нарушениях законодательства о рекламе;
-79 дел о нарушении процедур торгов, проведение которых является обязательным в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (рассмотрение жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства). Из общего количества рассмотренных жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции 29 признаны обоснованными, 42 – необоснованными;
— 35 дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений по результатам всех рассмотренных дел – 148, из них:
— в связи с нарушением законодательства о контрактной системе – 86 (исполнено — 89, в том числе выданных в предыдущем периоде);
— в связи с нарушениями процедур торгов, проведение которых является обязательным в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции — 21 (все исполнены);
— в связи с нарушением антимонопольного законодательства — 4 (исполнено — 6, в том числе предписания, выданные в 2022 году; в стадии исполнения – 2);
— в связи с нарушением законодательства о рекламе — 37 (исполнено — 35, в том числе выданных в предыдущем периоде).
В целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выдано 14 предупреждений, 11 исполнены (из них 1 предупреждение, выданное в 2022 году), 1 находится в стадии исполнения, 3 — не выполнены и в результате возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе рассмотрено 360 жалоб. Из них: 320 были рассмотрены по существу, 11 — возвращены, 29 отозваны. Из 320 жалоб, рассмотренных по существу, 114 признаны обоснованными, 206 – необоснованными.
В реестр недобросовестных поставщиков включено 133 нарушителей.
За 2023 год Волгоградским УФАС России возбуждено 574 дела об административных правонарушениях.
Общая сумма наложенных штрафов составила 31 073,3 тыс. руб.
Из общего количества штрафов, подлежащих взысканию, в отчётном периоде уплачено 34 175,1 тыс. руб. (в том числе по штрафам, наложенным в прошлые периоды).
К административной ответственности привлечено:
— 308 должностных лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей);
— 67 юридических лиц;
— 3 физических лица.
В отчётном периоде направлялись материалы в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в соответствии с компетенцией последних, направлено 4 материала.
Из них два материала касались выявления фактов представления участниками госзакупок в составе заявки недостоверных сведений и документов в качестве подтверждения опыта работы.
По двум завершенным делам по ст. 11 Закона о защите конкуренции (картельные сговоры) в правоохранительные органы направлено 2 заявления в связи с наличием признаков преступлений, предусмотренных статьей 178 УК РФ:
— 04 октября 2023 года направлено решение комиссии Волгоградского УФАС России по делу № 034/01/11-1524/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 05.09.2023, в соответствии с которым ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн», ООО «Сфера чистоты» признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции, что выразилось в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к сокращению или прекращению производства товаров, при одновременном изменении указанными лицами в одностороннем порядке графика приёма твёрдых коммунальных отходов на объекты обработки от ООО «Ситиматик-Волгоград». Общий размер убытков, причинённых указанными лицами, составил 292 896 785,68руб. , что свидетельствует об извлечении дохода вследствие нарушения антимонопольного законодательства в крупном размере.;
— 22 декабря 2023 года направлено решение комиссии Волгоградского УФАС России по делу № 034/01/11-230/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.11.2023, в соответствии с которым ООО «ЭкоГрад», ООО «Волгоградмедутилизация», ООО «Медэкопром», ООО «Эко-Транс», ООО «Вид-Авто» признаны нарушившими пункт 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, которое привело к ограничению конкуренции на рынке по обращению медицинских отходов в Волгоградской области. Совокупный размер незаконного дохода указанных лиц составил 217 733 983,18 руб.
Анализ структуры, причин и условия нарушений. Предложения по их сокращению и устранению. Профилактика правонарушений.
По итогам работы в 2023 году выявлены следующие наиболее характерные нарушения законодательства о контрактной системе:
— установление требований к участникам закупок в нарушение требований законодательства о контрактной системе;
— неправомерное признание заявки участника не соответствующей положениям извещения;
— не установление или неверное установление запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств;
— нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок.
В 2023 году появилась негативная тенденция, связанная с предоставлением участниками закупок в составе заявок, в качестве подтверждения опыта несуществующих контрактов и договоров. По двум таким установленным фактам информация была направлена в правоохранительные органы.
Среди системных проблем в данной сфере можно выделить следующие:
- высокая частота изменений действующего законодательства, приводящая к тому, что не все работники контрактных служб заказчиков обладают необходимой информацией о принятых изменениях;
- сложность и рассогласованность законодательства в части вопросов установления национального режима;
- наличие определённого количества субъектов, злоупотребляющих правом на подачу жалоб и обращений в антимонопольный и другие контрольные органы.
Сюда относятся и «профессиональные» жалобщики, и иные организации. Например, в 2023 году в Волгоградской области как и во многих других субъектах, особенно много обращений были направлены от лица Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «Общественный контроль»(ИНН 7720491549). Данная организация, как правило, находила незначительные нарушения в действиях заказчиков и направляла многочисленные обращения об этом в антимонопольный и другие контрольные органы. При этом представители данной организации, по информации, полученной от заказчиков, путём обращений по телефону предлагали заказчикам приобрести различные курсы и учебно-методические материалы с обещанием не направлять больше жалобы (обращения) на данного заказчика в антимонопольный и другие контрольные органы. После решения суда по иску Минюста России о ликвидации данная организация продолжает свою деятельность, но уже под другим, схожим с прежним названием.
На практике деятельность подобного рода организаций, злоупотребляющих правом на подачу жалоб и обращений, создаёт почву для различных злоупотреблений и дестабилизирует работу государственных и муниципальных заказчиков.
В качестве мер по предупреждению и снижению количества нарушений можно предложить по повышение квалификации работников контрактных служб заказчиков.
Среди нарушений антимонопольного законодательства, связанного с монополистической деятельностью (злоупотребление доминирующим положением, сговоры) в отчётном периоде преобладали такие нарушения, как ущемление интересов хозяйствующих субъектов и/или неопределённого круга лиц, в том числе в результате:
— неправомерного прекращении оказания услуг по договору;
— отказа либо уклонения доминирующим хозяйствующим субъектом от заключения договора с отдельными покупателями;
— создания препятствий доступу на товарный рынок.
Среди причин и условий данных правонарушений можно выделить пренебрежительное отношение доминирующими хозяйствующими субъектами (имеющими долю на определённом товарном рынке более 50%) к своим публично-правовым обязанностям по отношению к потребителям, такие как:
— игнорирование обращений потребителей в целях внесения изменений в договор;
— затягивание сроков рассмотрения заявок на заключение договора;
— навязывание невыгодных условий при заключении договора;
-прекращение оказания услуг по договору и выставление платы за неоказанные услуги.
Наиболее эффективными профилактическими мерами по предупреждению антимонопольных нарушений являются:
— институт предупреждений. Данная мера позволяет максимально оперативно нарушителям реагировать на сигналы о несоблюдении ими антимонопольных норм, сокращает количество возбуждаемых дел о нарушениях антимонопольного законодательства, способствует быстрому восстановлению нарушенных прав заявителей;
— проведение образовательных мероприятий. В ноябре 2023 года Волгоградское УФАС России совместно с управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Волгоградской области, а также прокуратурой Волгограда провело семинар-совещание для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, а также представителей бизнес-сообщества на площадке ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». На семинаре-совещании обсуждались актуальные вопросы антиконкурентных соглашений с участием органов власти, правоприменительная практика Волгоградского УФАС России по выявлению антиконкурентных соглашений в сфере строительства, здравоохранения, благоустройства территорий; административная и уголовная ответственность за участие в антиконкурентном соглашении с участием органов власти.
Наиболее распространенными нарушениями в действиях органов власти и местного самоуправления в сфере порядка проведения процедуры торгов и порядка заключения договоров за указанный период были:
— нарушение порядка организации и проведения аукционов в сфере земельных отношений в связи с нарушением порядка организации торгов (отсутствие всей необходимой информации о земельном участке), нарушением порядка отказа от проведения торгов, нарушением сроков размещения информационных сообщений (поступило 20 жалоб, 6 обоснованных);
— нарушение порядка организации и проведения конкурсов на право заключения договоров пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства (поступило 8 жалоб, 2 обоснованные).
В 2023 году поступило 52 жалобы на действия организаторов торгов, аукционных и конкурсных комиссий органов власти и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, из них 17 признаны обоснованными, выдано 11 предписаний, все исполнены в срок. Количество жалоб уменьшилось на 15% по сравнению с 2022 годом.
Количество выявляемых нарушений как антимонопольного законодательства так и процедуры проведения обязательных торгов (за исключением нарушений 44-ФЗ) в отношении органов власти и местного самоуправления незначительно уменьшается вследствие проведения антимонопольным органом ежегодных профилактических мероприятий, а именно обучающих семинаров с указанием типовых нарушений органами власти антимонопольного законодательства и нарушений процедур проведения торгов с участием всех исполнительных органов власти и органов местного самоуправления региона.
Обращаем внимание, что по результатам рассмотрения 20 обращений УНО «Региональный фонд капремонта» о включении информации в реестр недобросовестных подрядных организаций неоднократно включалась информация об ООО «Управление фасадремонтВолгоградгражданстрой» (Волгоград), ООО «Тамбовская Строительная Компания» (г. Тамбов), ООО «Линт» (Волгоград).
Среди наиболее вопиющих случаев социальной безответственности подрядчиков, например, такой:
В 2022 году между УНО «Региональный фонд капремонта» и ООО «Тамбовская Строительная Компания» было заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту 4 многоквартирных домов Волгограда, к ремонту которых подрядчик не приступал совсем, при этом обществом от Фонда получен аванс в размере более 31 млн. руб. своевременно, сразу после заключения договора.
С учётом социальной значимости надлежащего исполнения договоров в данной сфере необходимо в случае выявления фактов существенного нарушения сроков исполнения договоров реализовывать право одностороннего отказа заказчика от исполнения договора на возможно ранних сроках его неисполнения.
Негативные тенденции. По-прежнему ограничивается конкуренция на рынке оказания ритуальных услуг в Волгограде вследствие административных барьеров, созданных органами местного самоуправления Волгограда.
В сентябре 2023 года Управлением завершено рассмотрение дела № 034/01/15-268/2022 в отношении департамента городского хозяйства администрации Волгограда (далее – Департамент), возбуждённого на основании ряда обращений хозяйствующих субъектов и материалов прокуратуры г. Волгограда. Департамент признан нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при определении организации, осуществлявшей в 2022 году работы по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда, по результатам конкурса посредством издания Департаментом ряда распоряжений, обеспечивавших проведение указанного конкурса.
В результате проведения конкурса ограничился доступ на рынок подготовки могил на муниципальных кладбищах Волгограда другим хозяйствующим субъектам, а граждане были вынуждены заключать договоры только с одним лицом, отобранным по конкурсу – ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», и по той цене, которую это лицо установит.
Арбитражными судами в деле № А12-7280/2022 (Управление – заинтересованное лицо) установлено, что проведение органом власти конкурса на конкурентном рынке (рынке подготовки могил на муниципальных кладбищах Волгограда) не обеспечивает конкуренцию, а напротив, ограничивает ее, так как создает препятствование (ограничение) в осуществлении хозяйствующими субъектами той или иной деятельности, ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к товарному рынку, в том числе, в ввиду того, что победителем конкурса может быть признано только одно лицо (один хозяйствующий субъект).
При этом оказание услуг по подготовке могил в 2023 году возложено также только на организацию, отобранную по конкурсу, но уже на основании внесенных Волгоградской городской Думой изменений в Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 № 47/1124 (в ред. от 27.12.2022, далее — Правила). В связи с чем 07.08.2023 Думе выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушений антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении положений, противоречащих законодательству и ограничивающих конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг (далее – Предупреждение).
Предупреждение в установленный срок не исполнено, Управлением возбуждено дело № 034/01/15-1297/2023 в отношении Думы по признакам нарушения п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, следующее заседание по делу назначено на 13.03.2024.
Таким образом, Думе вменяются аналогичные нарушения, которые уже были предметом рассмотрения в суде и в Управлении в 2022 году и которым уже дана правовая оценка.
В сфере пресечения актов недобросовестной конкуренции (Глава 2.1. Закона о защите конкуренции «Запрет не недобросовестную конкуренцию») последние 3 года наблюдается снижение количества заявлений, в среднем на 20% в год. Участники рынка предпочитают не обращаться за защитой от недобросовестных действий своих конкурентов в антимонопольный орган, что приводит к снижению как количества дел, так и выданных предупреждений.
В 2023 году завершено 2 дела по признакам нарушения главы 2.1. Одно дело было прекращено в связи с неподтверждением нарушения, по другому делу (в отношении ООО «Валентина») вынесено решение о нарушении без предписания, так как в ходе дела нарушение было устранено.
За год выдано 4 предупреждения (в 2022 – 7). Неисполнение предупреждения приводит к возбуждению дела.
Так, одно из завершенных в рассмотрении в 2023 году дел было изначально возбуждено в связи с неисполнением предупреждения. Действия ООО «Валентина» (ИНН 2327010755, зарегистрировано в Краснодарском крае, имеет производство в г. Камышине Волгоградской области) по использованию при оформлении упаковки линейки сыровяленых колбас «Fuet» словесных обозначений «FuetdeBarselona», «OriginalProduct», а также изобразительных элементов, воспроизводящих очертания карты Испании в цвете флага Испании с нанесённым на него гербом Испании, были признаны нарушающими п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции (введение в заблуждение относительно места производства товара).
В рамках рассмотрения дела нарушение было устранено, в связи с чем предписание по результатам дела ООО «Валентина» не выдавалось.
Возбуждение дела и впоследствии наложение штрафа на ООО «Валентина» и его должностное лицо стало следствием неисполнения ООО «Валентина выданного ранее в 2022 году предупреждения. Выполнение предупреждения позволило бы Обществу избежать негативных последствий в виде административного штрафа
В сфере контроля за соблюдением рекламного законодательства в истекшем году наблюдались следующие тенденции.
Количество рассмотренных дел увеличилось за год более, чем на 60% (2023 год — 92, 2022 год – 58). Рассмотренных дел о нарушениях законодательства о рекламе – 92(за 2022 год – 58 дел). Количество предписаний увеличилось более, чем на треть.
Последние годы около 2/3 рассматриваемых рекламных дел составляют дела по спам-рекламе (статья 18 Закона о рекламе). Несмотря на то, что теперь у каждого оператора работают сервисы по блокировке рекламы, количество жалоб на спам-рекламу не уменьшается, а даже увеличивается. В этом году, как и в предыдущие годы, наибольшее количество от всех выявленных нарушений (54 случая) связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента (в 2021 – 33).
Представляется, что силами только лишь антимонопольного органа решить проблему массового распространения спам-рекламы невозможно. Необходима комплексная работа и активное включение и самих операторов связи, и рекламодателей, выступающих одновременно как распространители. Операторам связи необходимо провести большую работу по актуализации сведений о наличии согласий абонентов или отсутствии таковых с учётом сложившейся судебной практики.
Значительное количество составляют также выявляемые нарушения в сфере рекламы финансовых услуг (12 случаев) и недостоверной и вводящей в заблуждение рекламы (7 случаев).
Лицами, распространяющими спам-рекламу без согласия абонентов в значительной части являются банки и иные финансовые организации, а также операторы связи, которые ссылаются на согласия на распространение рекламы, которые абонент якобы давал при заключении договора связи, и которые УФАС признает ненадлежащими, потому что из них не следует, что гражданин давал согласие именно на рекламу.
В 2023 году среди лиц, допустивших распространение рекламы без согласия абонента (нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе) также: «Альфа-банк», «Почта банк», «УБРиР», «Локо банк», БК «Пари» и др.
В 2023 году продолжено взаимодействие антимонопольного органа с Южным главным управлением Банка России в рамках системной работы по выявлению хозяйствующих субъектов, в деятельности которых на финансовом рынке имеются признаки нелегальной. Данная работа имеет важное значение для предупреждения негативных социальных последствий от деятельности данных организаций и обеспечения стабильности финансового рынка.
В 2023 году Волгоградским УФАС России рассмотрено 5 дел по материалам, направленным из Южного главного управления Банка России, которое проводит системную работу. По результатам их рассмотрения выявлены 4 нарушения ст. 28, устанавливающей требования к рекламе финансовых услуг. В основном нарушения касались рекламы предпринимателей, осуществляющих скупку ювелирных и прочих товаров, но в рекламе, размещаемой на входе в магазины продвигающих свои услуги как услуги ломбардов, займов под проценты и прочее, что нарушает ч. 13 Закона о рекламе (реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов).
В 2023 году продолжалась работа по пресечению рекламы никотинсодержащей продукции и устройств для их потребления. Запрет действует уже 2 года. Вынесено 5 решений. 2 решения касались наружной рекламы магазина вейпов в Волгограде на рекламных консолях, располагаемых на световых опорах.
В этом году в пользу УФАС завершилось важное для отрасли судебное разбирательство (судебное дело № А32-53560/2022) по обжалованию постановления, вынесенного в отношении АО «Тандер» как рекламораспространителя рекламы прибора для потребления никотинсодеращей продукции «Ploom S». Решение по рекламному делу № 034/05/7-1262/2021 было вынесено в 2022 году. Оно было обжаловано рекламодателем ООО «Дж. Т. И. Инновационные продукты» (Японская табачная компания), но в ходе судебного дела рекламодатель отказался от иска. Однако впоследствии в 2023 году при обжаловании постановления о наложении штрафа на рекламораспространителя — АО «Тандер», последний в судебном деле вновь попытался представить рекламные плакаты, продвигающие устройства для потребления никотина «Ploom S», распространяемые в магазине «Магнит», как некое обязательное к распространению в силу Закона информационное объявление/ценник/прайс лист. Все три судебные инстанции признали постановление УФАС законным, а оцениваемую информацию рекламой, нарушающей требования п. 8 ст. 7, ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе. Данное судебное решение имеет важное значение, так как позволяет в дальнейшем пресекать обходы строгих запретов, установленных законодательством к продвижению на рынке опасных для здоровья товаров.
В 2023 году рассмотрены первые дела по новой статье 18.1 (введена 01.09.2022) «Реклама в сети Интернет» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Отсутствие маркировки «реклама» и указания на рекламодателя выявлено в 1 деле, 1 дело прекращено, так как оцениваемая статья, распространённая в сетевом издании, был признана нерекламной и соответственно на неё не распространяются требования Закона о рекламе.
Негативная тенденция. Последние два года в нашем регионе наблюдается значительный рост обращений граждан, не связанных с компетенций антимонопольного органа, в частности, с жалобами якобы на незаконную рекламу алкоголя (пива). В действительности речь идёт о вывесках на магазинах пива, содержащих слово «Пиво», что не является рекламой и законодательно не запрещено. В связи с этим в части контроля рекламы количество обращений не по компетенции выросло в 20 раз (например, во втором полугодии 2023 года таких обращений было 395, а ранее — около 20 за полугодие). Обращения приходят напрямую в антимонопольный орган и в порядке перенаправления из других органов. Обращаются таким образом физические лица (около 12 имён, в том числе явно выдуманные «Глеб Жеглов» и т.п.). Заявители указывают только свою электронную почту и не реагируют на разъясняющие письма антимонопольного органа. Данная категория обращений в последние 2 года создает существенную загрузку на специалистов Управления.
Меры, принимаемые по вопросам изменения цен на социально значимые продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости
Волгоградским УФАС России по поручению ФАС России проводятся следующие мониторинги:
— Ежедневный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты, а также остатков нефтепродуктов на нефтебазах;
— Ежедневный мониторинг поступающих обращений на цены по продовольственным товарам;
— Еженедельный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.
ГСМ
На территории Волгоградской области признаки доминирования на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива усматриваются в положении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в связи с чем на данный хозяйствующий субъект распространяются запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»).
Розничная цена ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» за 2023 год на АИ-92 выросла на 6,7%, на АИ-95 выросла на 6,4%, на дизельное топливо выросла на 7,4%. Инфляция по итогам 2023 года составила 7,42%.
Социально значимые продовольственные и непродовольственные товары
1. ФАС России и её территориальные органы осуществляют постоянный мониторинг ценообразования, в том числе на социально значимые продовольственные товары. Ведомство незамедлительно реагирует на нарушения антимонопольного законодательства – такие, как злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений либо осуществление антиконкурентных действий, в том числе направленных на необоснованное повышение цен.
Вместе с тем на территории Волгоградской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, в том числе торговые сети, занимающие доминирующее положение на рынке розничной торговли продовольственными товарами. В связи с чем принять меры антимонопольного реагирования по фактам, в том числе, необоснованного повышения цен на социально значимые товары в отношении отдельно взятой торговой сети Управлению не представляется возможным.
В целях получения оперативной информации о фактах повышения цен на товары, услуги и их наличия в торговых объектах Волгоградским УФАС России организована работа «горячей линии» в рабочие дни с 8:30 до 17:00.
Введение «горячей линии» позволяет ведомству в оперативном режиме получать информацию о социально значимых изменениях ситуации с ценами на товары и услуги в регионе, снижает социальную напряженность.
Получаемые Управлением обращения сразу направляются в центральный аппарат ФАС России посредством заполнения специальной формы в сети «Интернет» для обобщения и анализа.
В 2023 году на «горячей линии» Волгоградского УФАС России поступило 14 обращений.
2. Управлением по инициативе центрального аппарата ФАС России проведена работа с крупнейшими региональными сетями по вопросу добровольного самоограничения при установлении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, а также овощную продукцию. Волгоградскому ретейлу было предложено оценить свои возможности по присоединению к данной инициативе. При этом он самостоятельно определяет торговые позиции, временной период, предельный размер наценки.
В рамках проведенной работы данную инициативу поддержала торговая сеть «Покупочка» и сообщила о готовности ограничить максимальный уровень наценок на отдельные категории продуктов. Ограничение действовало на протяжении 2023 года и продлено предварительно до 31.02.2024.
3. В связи с изменением цен на огурцы и томаты в феврале 2023 года Волгоградским УФАС России в адреса основных местных производителей данных овощей — АО «СП Заря» и ООО «Овощевод» направлены письма о необходимости принятия мер по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения, указывающие на необходимость проявления участниками рынка социальной ответственности, добросовестного поведения, основанного на принципах ответственного ценообразования, включая недопущение создания искусственного дефицита на рынке, который может привести к дальнейшему росту цен.
В связи с изменением цен на куриное мясо Волгоградским УФАС России в октябре 2023 года в адреса АО «Волгомясомолторг», ООО «Волгоградские продукты», ООО «Торгсервис 34», ООО «Фирменная торговля» направлены письма о необходимости принятия мер по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения, указывающие на возможность снижения розничных цен или наценок на куриное мясо, реализуемое в розницу.
На основании материалов прокуратуры Волгоградской области Волгоградским УФАС России в декабре 2023 года возбуждено дело в отношении производителей яйца куриного (ООО «Городищенская птицефабрика», ООО «Фермерское хозяйство «Захаровское Подворье», АО «Птицефабрика «Волжская», АО «Агрофирма «Восток») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в соглашении между хозяйствующими субъектами – конкурентами по одновременному необоснованному повышению отпускных цен на яйцо куриное.
О рассмотрении обращений граждан
За 2023 год получено и рассмотрено 3073 обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общее количество обращений увеличилось более, чем на 50% (в основном за счёт обращений по якобы наружной рекламе пива).