Истинный храм созидается душами
30-летие возрождения церковной жизни отметили в Михайло-Архангельском храме в хуторе Алексиковском.
21 ноября в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил Божественную литургию в храме Архистратига Михаила в х. Алексиковском.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочитана молитва о святой Руси. Проповедь перед Причастием произнёс настоятель храма протоиерей Константин Зелинский.
По окончании богослужения епископ Елисей поздравил духовенство и паству с престольным праздником Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных и с юбилеем образования прихода. В своем архипастырском слове напомнил о важности веры для человека, о необходимости приводить в храм Божий детей с самого юного возраста.
В этот памятный день ученики школы №2, в которой отец Константин работает заместителем директора по воспитательной работе, подарили приходу саженец дерева.Это дерево добродетелей – символ духовной культуры человечества, расцвета, единства и мироздания.
Архипастырь выразил благодарность тем людям, кто стоял у истоков воссоздания храма, кто заботился и заботится о православном храме. На молитвенную память храму о сегодняшнем богослужении архипастырь преподнес образ «Благовещения Пресвятой Богородицы».
* * *
* * *
В сегодняшнем выпуске делимся воспоминаниями местных жителей о храме Архангела Михаила в былые времена, о начале восстановления церкви в 90-е годы, которые были в свое время собраны сотрудником редакции Алексеем Паршиным. Мы опубликовали эти ценные записи в наших соцсетях, и посты вызвали большой интерес среди подписчиков. К сожалению, многие из этих людей уже не с нами, но их вера продолжает жить в наших сердцах, а их имена навсегда вписаны в православную историю района.
Храм Архангела Михаила в хуторе Алексиковском был построен в 1888 году, первым священником был отец Иван Васильевич Ямпольский, прослуживший верою и правдою более 30 лет. По данным клировых ведомостей, в 1896 году в церкви было прихожан православных – 838 мужчин и 862 женщины; за 1904 – 1210 мужчин и 1201 женщина.
Но грянула революция, и храмы стали разрушать… А когда-то в Новониколаевском было 9 красавцев-храмов. За годы советской власти одни храмы были полностью разрушены, другие – как, например, в хуторе Алексиковском – реконструированы под школу. В переделанном здании трудно было узнать сам храм. Не только были снесены купола, до основания разрушена колокольня, разобран алтарь, но и значительно уменьшена высота, а к северной части уже порушенного храма пристроены новые помещения.
Об этом страшном времени записаны воспоминания Марии Алифановой, Александры Пруцковой, Евдокии Стрепетовой, Фёдора Стрепетова.
Мария Михайловна АЛИФАНОВА (1921 года рождения), х. Алексиковский: «Храм наш Архангела Михаила был бревенчатый, с высокой колокольней и куполами. На колокольне, помню, два колокола: большой («стопудовый») и поменьше. Храм голубизной сливался с небом. Крыльцо храма (паперть) было большое и высокое, с перилами. В 1930 году при большом собрании народа с колокольни сбросили колокола. Сначала тот, что поменьше, а потом и большой. Падая, большой колокол наделся на меньший и от него откололся кусок. Храм закрыли. По ходатайству «пятерки» ненадолго разрешили проводить богослужения. Мужчины, собравшись, подняли и повесили большой колокол между двух тополей. Но скоро совсем запретили богослужения. В храме сделали зернохранилище. В 1939-41 г.г. храм хотели перестроить под школу, но началась война. Сделали это позже».
Александра Михайловна ПРУЦКОВА (1912 года рождения), х. Алексиковский, февраль 2004 г.: «Близко к церкви стоял наш дом в хуторе Алексиковском. У священника отца Иоанна были дети, но я помню лишь дочь Клаву, постарше меня. У нас на лавочке вечерами они с нами сидели. Мы ходили в церковь с бабушкой. Нас восемь детей было. С южной стороны церкви, где крестильня теперь, колодец был. Около него груша росла. По дороге на Урюпинск путники останавливались, чтобы попить воды. На лошадях ехали, тоже заезжали к колодцу. В ограде были могилки. Одна – о. Иоанна».
Евдокия Васильевна СТРЕПЕТОВА (1904 года рождения), х. Алексиковский, 15 января 2004 г.: «В нашем храме Архангела Михаила я с мужем Сергеем Артемьевичем венчалась в 1924 году. Священником служил Иоанн Янпольский. Он больше всех тут служил. Хороший был батюшка. Ему помогал молодой дьячок и Афанасий Акимович. Мой брат Федя читал Апостола. Певчими были из прихожан, знали молитвы и умели петь.
Приход был большой. В церкви народу всегда собиралось много. Тогда, само собой, все ходили в церковь, пожилые и молодые. Всегда много было детей. Хутор большой, кому далеко ходить, приезжали на подводах. Вокруг ограды было много привязанных лошадей. В ограде церкви стояла часовня, там всегда горела лампадочка. В ограде году в 17-м был похоронен отец Иоанн. Там же похоронили его дочь. На похоронах батюшки я была. А где место его могилы, не помню уже. Активистом в хуторе был Сергей Степанович Алексиков. Такой был службист. Вот он нас послал разбирать церковь. В колхозе я тогда работала, куда пошлют. Мы испугались: как же так… Не хотели это делать. Утром каждый раз брали с собой харчи, дома поесть некогда было. И вот у церкви собрались. Всегда до работы завтракали, а тут и кусок в рот не лезет. Мялись мы, мялись… А потом приехал добрый один человек и приказал расходиться. Вроде, это был Яков Матвеевич Кургузов. Мы сказали, что больше не пойдем на разборку церкви. Нас после и не посылали.
А колокол в нашей церкви был очень большой, его, бывало, слышно по всему хутору. Моя дочь венчалась в молитвенном доме. Церкви уже не было».
Федор Федотович СТРЕПЕТОВ (1914 года рождения), х. Алексиковский, 15 января 2004 г.: «Колокол снимать с колокольни алексиковской церкви приезжали из Москвы. Привязали веревки и хотели спустить, рванули, он упал и раскололся. Комсомольцы собирались в клубе, недалеко от церкви. Там пели песни. Учитель, не помню фамилию, с нами сделал постановку. Ездили с ней в район, в Двойновский хутор. Церковь не работала. Я в этой церкви еще на тракториста учился. В 21-м году моего отца изрубили топором. Родственник изрубил. Отец ходил в церковь. Мне уже не пришлось. В церкви сделали перегородки, классы сделали, поставили мотор, плакаты повесили, учили на трактористов. Дед, бабка в эту церковь ходили, мать тоже православная. Помню, детьми мы ходили христославить. У меня хорошая бабушка была, она меня наставляла. А со своей женой Нюрой я венчался в Вишняках. Там еще действовала церковь, а наша нет. Там вместе со мной венчался с женой и племянник Виктор Алексиков. Работал я шофером в колхозе. Дело было в середине 30-х годов. Ездили в Вишняковскую из нашего хутора тогда венчаться, креститься, пока и там не закрыли».
Страница возрождения в истории храма была открыта в 90-е годы. По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) началось восстановление храма Архангела Михаила. Настоятелем прихода был поставлен молодой священник Константин Зелинский. Храм воссоздавался буквально по крупинкам, в том числе и прихожанами.
О начале восстановительных работ вспоминает Вера Николаевна ТОПИЛИНА, пос. Новониколаевский, 10 ноября 2004 г.:
«Начали разбирать бывшую школу. Там ничего не похоже было на церковь. Люди стали приходить. В первые дни – Валентина и Лена Трашины. Мы с ними счищали внутри штукатурку до бревен. Ребята разбирали перегородки. Работали Сергей Звездин, братья Локтионовы. Выносили во двор кучи всякого хлама, потом его вывозили.
Стали мы с женщинами разбирать голландские печи, такие огромные круглые. Сажи было!.. Потом потолок чистили. Полметра навоза было. Сбрасывали вниз. Сделали большие лестницы, вокруг леса стояли. С нами батюшка работал, кидал мусор сверху. Я только отошла, батюшка с лопатой ступил на это место. И тут вокруг – треск… Батюшка успел отпрыгнуть, кусок потолка из-под его ног рухнул. Я вообще высоты боюсь, а тут… По лесам еле спустилась. Меня, помню, подбадривала да успокаивала Анастасия Сергеевна.
Работы было много. Бывало, батюшка говорит, надо сделать что-то. Женщины – друг на друга смотрят: ну как, соберемся? Конечно! Часто приходили Тая Афромеева, ее дочь Галя, Шура Юрина, Шура Кумскова, супруги Анатолий и Антонина Гринь. Ездили на грачевском рейсовом автобусе.
Помню, настроение было прекрасное. Работа нелегкая и пыльная. Но не было усталости. Все так стремились что-то сделать. Была благодатная атмосфера. Бывало, оставляешь все дела дома и едешь работать в церкви. Но и дома дела спорились. Вот она – Господня рука.
Как-то батюшка нам говорит, должны прийти семь вагонов кирпича. Я по телефону домашнему оповещаю, те передают другим. И немало людей собиралось. А ставили вагоны под мостом. За день вагона два разгружали. На следующий день о. Константин договорился «КамАЗами» перевозить кирпич к церкви. Все собираемся и грузим машины. А около церкви после в штабеля складывали. Приходили и пожилые, такие, как баба Лена (Е.П. Скрипкина, 1910 года рождения). Всегда с ведерком приходила и баба Катя (Е. Алексикова), тогда ей под 90 лет было. Кирпич в ведро положит и несет: «И мой вклад будет…». А она еще венчалась в этом храме. Заядлые старушки придут и без работы быть не хотят. Много людей приходило, работали, бывало, семьями – Иван и Лида Лосевы, Клава Лосева, баба Соня Локтионова с сыновьями.
Первое богослужение в храме было на Троицу 94-го года. Это было в пристройке слева от храма. Везде тут стройка развернута: стройматериалы, мусор, хлам, старые доски, кирпичи. Стены внутри – бревна серые. Пол зыбкий. Но люди из дома принесли иконы. Убрали зелеными ветками, ставили у стен. Неустроенности не замечали. Мы были рады, что вот и Литургия вновь в нашей церкви. Духовно приподнятое настроение. Я стояла у дверей, принимала требы. Помогали петь. Начали думать о хоре. Я еще до замужества ходила в церковь в Алексеевке Белгородской области, немного была с этим знакома. Тут нас матушка прослушивала, меня и Надю Арзамасцеву. А Гликерия привезла первый большой подсвечник. Представьте, женщина с подсвечником в толкучке автобусной с Урюпинска ехала. Гликерия и Антонина ходили собирать пожертвования на строительство храма по организациям, учреждениям. По миллиону (старыми) за день набирали».
Елена Петровна СКРИПКИНА (1910 года рождения), пос. Новониколаевский, 26 декабря 2003 г.:
«Я родилась в хуторе Вишняки. Потом я замуж вышла в Алексиково. В хуторе Алексиковском церкви уже не было. Мы ездили в Урюпино. Так было до 94-го. Как батюшка Константин приехал в хуторе церковь восстанавливать, мы обрадовались, стали ходить, начали разбирать бывшее здание школы. Это же перестроенная церковь Архангела Михаила. Володя Афромеев, Иван и Лида Лосевы, Вера Топилина. Траншею копали, кирпич для фундамента таскали. Пришлось окна мыть, из подпола выгребать. Отец Константин с Афромеевым на носилках хлам выносили.
Батюшка стал помогать, очень такой добрый. У меня по соседству жили многодетные, он им дрова присылал. А у меня печь переложили, батюшка рабочих прислал, привезли глину, песок. Церковь стали переделывать. Я люблю Господа. Наизусть читаю канон покаянный ко Господу Иисусу Христу. Лишь бы Господь простил наши грехи, лишь бы простил. Хорошо, что у нас церковь теперь есть».
Николай Федорович ЮШКИН (1911 года рождения): «Мы обращались в епархию, чтобы священника нам дали. В 1994 году к нам направили о. Константина. Когда стали восстанавливать храм Архистратига Михаила в Алексиковском. Батюшка объявлял субботники, мы шли помогать. А главное – батюшка у нас – деятельный. Дела сразу пошли. На душе отрадно стало».
* * *
В 1996 в День Торжества Православия были подняты купола. Этот исторический момент был запечатлен на фотопленку А.И. Паршиным. А через два года архиепископ Камышинский Герман (Тимофеев) при большом стечении народа освятил восстановленный усилиями прихожан храм Архангела Михаила.
Сейчас приход храма окормляет школы района, проводит методические занятия с учителями, организует мероприятия духовно-нравственной направленности. При приходе действует Центр духовно нравственного воспитания. А помимо восстановления храма приходом были построены часовня-крестильня на территории храмового комплекса, часовня св.блгв. Князя Александра Невского в парке Победы, пристенная часовня Господа нашего Иисуса Христа, надкладезная Богоявленная часовня.
Подготовила Татьяна Мелихова
В публикациях в «Вестнике» в те годы писали о строящемся храме и настроениях в обществе.