«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 29.11.2024 г.
16+

Истинный храм созидается душами

30-летие возрождения церковной жизни отметили в Михайло-Архангельском храме в хуторе Алексиковском.

21 ноября в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил Божественную литургию в храме Архистратига Михаила в х. Алексиковском.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочитана молитва о святой Руси. Проповедь перед Причастием произнёс настоятель храма протоиерей Константин Зелинский.

По окончании богослужения епископ Елисей поздравил духовенство и паству с престольным праздником Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных и с юбилеем образования прихода. В своем архипастырском слове напомнил о важности веры для человека, о необходимости приводить в храм Божий детей с самого юного возраста.

В этот памятный день ученики школы №2, в которой отец Константин работает заместителем директора по воспитательной работе, подарили приходу саженец дерева.Это дерево добродетелей – символ духовной культуры человечества, расцвета, единства и мироздания.
Архипастырь выразил благодарность тем людям, кто стоял у истоков воссоздания храма, кто заботился и заботится о православном храме. На молитвенную память храму о сегодняшнем богослужении архипастырь преподнес образ «Благовещения Пресвятой Богородицы».

* * *

* * *

В сегодняшнем выпуске делимся воспоминаниями местных жителей о храме Архангела Михаила в былые времена, о начале восстановления церкви в 90-е годы, которые были в свое время собраны сотрудником редакции Алексеем Паршиным. Мы опубликовали эти ценные записи в наших соцсетях, и посты вызвали большой интерес среди подписчиков. К сожалению, многие из этих людей уже не с нами, но их вера продолжает жить в наших сердцах, а их имена навсегда вписаны в православную историю района.
Храм Архангела Михаила в хуторе Алексиковском был построен в 1888 году, первым священником был отец Иван Васильевич Ямпольский, прослуживший верою и правдою более 30 лет. По данным клировых ведомостей, в 1896 году в церкви было прихожан православных – 838 мужчин и 862 женщины; за 1904 – 1210 мужчин и 1201 женщина.

Но грянула революция, и храмы стали разрушать… А когда-то в Новониколаевском было 9 красавцев-храмов. За годы советской власти одни храмы были полностью разрушены, другие – как, например, в хуторе Алексиковском – реконструированы под школу. В переделанном здании трудно было узнать сам храм. Не только были снесены купола, до основания разрушена колокольня, разобран алтарь, но и значительно уменьшена высота, а к северной части уже порушенного храма пристроены новые помещения.

Праздник Крещение Господа нашего Иисуса Христа, 1996 г.

Об этом страшном времени записаны воспоминания Марии Алифановой, Александры Пруцковой, Евдокии Стрепетовой, Фёдора Стрепетова.

Мария Михайловна АЛИФАНОВА (1921 года рождения), х. Алексиковский: «Храм наш Архангела Михаила был бревенчатый, с высокой колокольней и куполами. На колокольне, помню, два колокола: большой («стопудовый») и поменьше. Храм голубизной сливался с небом. Крыльцо храма (паперть) было большое и высокое, с перилами. В 1930 году при большом собрании народа с колокольни сбросили колокола. Сначала тот, что поменьше, а потом и большой. Падая, большой колокол наделся на меньший и от него откололся кусок. Храм закрыли. По ходатайству «пятерки» ненадолго разрешили проводить богослужения. Мужчины, собравшись, подняли и повесили большой колокол между двух тополей. Но скоро совсем запретили богослужения. В храме сделали зернохранилище. В 1939-41 г.г. храм хотели перестроить под школу, но началась война. Сделали это позже».

Александра Михайловна ПРУЦКОВА (1912 года рождения), х. Алексиковский, февраль 2004 г.: «Близко к церкви стоял наш дом в хуторе Алексиковском. У священника отца Иоанна были дети, но я помню лишь дочь Клаву, постарше меня. У нас на лавочке вечерами они с нами сидели. Мы ходили в церковь с бабушкой. Нас восемь детей было. С южной стороны церкви, где крестильня теперь, колодец был. Около него груша росла. По дороге на Урюпинск путники останавливались, чтобы попить воды. На лошадях ехали, тоже заезжали к колодцу. В ограде были могилки. Одна – о. Иоанна».

Евдокия Васильевна СТРЕПЕТОВА (1904 года рождения), х. Алексиковский, 15 января 2004 г.: «В нашем храме Архангела Михаила я с мужем Сергеем Артемьевичем венчалась в 1924 году. Священником служил Иоанн Янпольский. Он больше всех тут служил. Хороший был батюшка. Ему помогал молодой дьячок и Афанасий Акимович. Мой брат Федя читал Апостола. Певчими были из прихожан, знали молитвы и умели петь.

Приход был большой. В церкви народу всегда собиралось много. Тогда, само собой, все ходили в церковь, пожилые и молодые. Всегда много было детей. Хутор большой, кому далеко ходить, приезжали на подводах. Вокруг ограды было много привязанных лошадей. В ограде церкви стояла часовня, там всегда горела лампадочка. В ограде году в 17-м был похоронен отец Иоанн. Там же похоронили его дочь. На похоронах батюшки я была. А где место его могилы, не помню уже. Активистом в хуторе был Сергей Степанович Алексиков. Такой был службист. Вот он нас послал разбирать церковь. В колхозе я тогда работала, куда пошлют. Мы испугались: как же так… Не хотели это делать. Утром каждый раз брали с собой харчи, дома поесть некогда было. И вот у церкви собрались. Всегда до работы завтракали, а тут и кусок в рот не лезет. Мялись мы, мялись… А потом приехал добрый один человек и приказал расходиться. Вроде, это был Яков Матвеевич Кургузов. Мы сказали, что больше не пойдем на разборку церкви. Нас после и не посылали.

А колокол в нашей церкви был очень большой, его, бывало, слышно по всему хутору. Моя дочь венчалась в молитвенном доме. Церкви уже не было».

Федор Федотович СТРЕПЕТОВ (1914 года рождения), х. Алексиковский, 15 января 2004 г.: «Колокол снимать с колокольни алексиковской церкви приезжали из Москвы. Привязали веревки и хотели спустить, рванули, он упал и раскололся. Комсомольцы собирались в клубе, недалеко от церкви. Там пели песни. Учитель, не помню фамилию, с нами сделал постановку. Ездили с ней в район, в Двойновский хутор. Церковь не работала. Я в этой церкви еще на тракториста учился. В 21-м году моего отца изрубили топором. Родственник изрубил. Отец ходил в церковь. Мне уже не пришлось. В церкви сделали перегородки, классы сделали, поставили мотор, плакаты повесили, учили на трактористов. Дед, бабка в эту церковь ходили, мать тоже православная. Помню, детьми мы ходили христославить. У меня хорошая бабушка была, она меня наставляла. А со своей женой Нюрой я венчался в Вишняках. Там еще действовала церковь, а наша нет. Там вместе со мной венчался с женой и племянник Виктор Алексиков. Работал я шофером в колхозе. Дело было в середине 30-х годов. Ездили в Вишняковскую из нашего хутора тогда венчаться, креститься, пока и там не закрыли».

Страница возрождения в истории храма была открыта в 90-е годы. По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) началось восстановление храма Архангела Михаила. Настоятелем прихода был поставлен молодой священник Константин Зелинский. Храм воссоздавался буквально по крупинкам, в том числе и прихожанами.

О начале восстановительных работ вспоминает Вера Николаевна ТОПИЛИНА, пос. Новониколаевский, 10 ноября 2004 г.:
«Начали разбирать бывшую школу. Там ничего не похоже было на церковь. Люди стали приходить. В первые дни – Валентина и Лена Трашины. Мы с ними счищали внутри штукатурку до бревен. Ребята разбирали перегородки. Работали Сергей Звездин, братья Локтионовы. Выносили во двор кучи всякого хлама, потом его вывозили.
Стали мы с женщинами разбирать голландские печи, такие огромные круглые. Сажи было!.. Потом потолок чистили. Полметра навоза было. Сбрасывали вниз. Сделали большие лестницы, вокруг леса стояли. С нами батюшка работал, кидал мусор сверху. Я только отошла, батюшка с лопатой ступил на это место. И тут вокруг – треск… Батюшка успел отпрыгнуть, кусок потолка из-под его ног рухнул. Я вообще высоты боюсь, а тут… По лесам еле спустилась. Меня, помню, подбадривала да успокаивала Анастасия Сергеевна.
Работы было много. Бывало, батюшка говорит, надо сделать что-то. Женщины – друг на друга смотрят: ну как, соберемся? Конечно! Часто приходили Тая Афромеева, ее дочь Галя, Шура Юрина, Шура Кумскова, супруги Анатолий и Антонина Гринь. Ездили на грачевском рейсовом автобусе.
Помню, настроение было прекрасное. Работа нелегкая и пыльная. Но не было усталости. Все так стремились что-то сделать. Была благодатная атмосфера. Бывало, оставляешь все дела дома и едешь работать в церкви. Но и дома дела спорились. Вот она – Господня рука.
Как-то батюшка нам говорит, должны прийти семь вагонов кирпича. Я по телефону домашнему оповещаю, те передают другим. И немало людей собиралось. А ставили вагоны под мостом. За день вагона два разгружали. На следующий день о. Константин договорился «КамАЗами» перевозить кирпич к церкви. Все собираемся и грузим машины. А около церкви после в штабеля складывали. Приходили и пожилые, такие, как баба Лена (Е.П. Скрипкина, 1910 года рождения). Всегда с ведерком приходила и баба Катя (Е. Алексикова), тогда ей под 90 лет было. Кирпич в ведро положит и несет: «И мой вклад будет…». А она еще венчалась в этом храме. Заядлые старушки придут и без работы быть не хотят. Много людей приходило, работали, бывало, семьями – Иван и Лида Лосевы, Клава Лосева, баба Соня Локтионова с сыновьями.
Первое богослужение в храме было на Троицу 94-го года. Это было в пристройке слева от храма. Везде тут стройка развернута: стройматериалы, мусор, хлам, старые доски, кирпичи. Стены внутри – бревна серые. Пол зыбкий. Но люди из дома принесли иконы. Убрали зелеными ветками, ставили у стен. Неустроенности не замечали. Мы были рады, что вот и Литургия вновь в нашей церкви. Духовно приподнятое настроение. Я стояла у дверей, принимала требы. Помогали петь. Начали думать о хоре. Я еще до замужества ходила в церковь в Алексеевке Белгородской области, немного была с этим знакома. Тут нас матушка прослушивала, меня и Надю Арзамасцеву. А Гликерия привезла первый большой подсвечник. Представьте, женщина с подсвечником в толкучке автобусной с Урюпинска ехала. Гликерия и Антонина ходили собирать пожертвования на строительство храма по организациям, учреждениям. По миллиону (старыми) за день набирали».

Елена Петровна СКРИПКИНА (1910 года рождения), пос. Новониколаевский, 26 декабря 2003 г.:
«Я родилась в хуторе Вишняки. Потом я замуж вышла в Алексиково. В хуторе Алексиковском церкви уже не было. Мы ездили в Урюпино. Так было до 94-го. Как батюшка Константин приехал в хуторе церковь восстанавливать, мы обрадовались, стали ходить, начали разбирать бывшее здание школы. Это же перестроенная церковь Архангела Михаила. Володя Афромеев, Иван и Лида Лосевы, Вера Топилина. Траншею копали, кирпич для фундамента таскали. Пришлось окна мыть, из подпола выгребать. Отец Константин с Афромеевым на носилках хлам выносили.
Батюшка стал помогать, очень такой добрый. У меня по соседству жили многодетные, он им дрова присылал. А у меня печь переложили, батюшка рабочих прислал, привезли глину, песок. Церковь стали переделывать. Я люблю Господа. Наизусть читаю канон покаянный ко Господу Иисусу Христу. Лишь бы Господь простил наши грехи, лишь бы простил. Хорошо, что у нас церковь теперь есть».

Николай Федорович ЮШКИН (1911 года рождения): «Мы обращались в епархию, чтобы священника нам дали. В 1994 году к нам направили о. Константина. Когда стали восстанавливать храм Архистратига Михаила в Алексиковском. Батюшка объявлял субботники, мы шли помогать. А главное – батюшка у нас – деятельный. Дела сразу пошли. На душе отрадно стало».


* * *

В 1996 в День Торжества Православия были подняты купола. Этот исторический момент был запечатлен на фотопленку А.И. Паршиным. А через два года архиепископ Камышинский Герман (Тимофеев) при большом стечении народа освятил восстановленный усилиями прихожан храм Архангела Михаила.
Сейчас приход храма окормляет школы района, проводит методические занятия с учителями, организует мероприятия духовно-нравственной направленности. При приходе действует Центр духовно нравственного воспитания. А помимо восстановления храма приходом были построены часовня-крестильня на территории храмового комплекса, часовня св.блгв. Князя Александра Невского в парке Победы, пристенная часовня Господа нашего Иисуса Христа, надкладезная Богоявленная часовня.

Подготовила Татьяна Мелихова

В публикациях в «Вестнике» в те годы писали о строящемся храме и настроениях в обществе.