Искусство живописи глазами малышей
В Новониколаевском детском саду №3 реализуется познавательный проект «Вторая жизнь картин».
Рождение идеи
Идея познакомить воспитанников с шедеврами живописи и вовлечь их в творческий процесс принадлежит воспитателю Ольге Андреевне Ивановой.
Мы связались с педагогом дошкольного образования и она рассказала нам о начале этой истории.
– Изучение живописи входит в федеральную образовательную программу. Задача педагога – расширять знания детей об основных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), развивать художественное восприятие, формировать первоначальные представления об основных живописных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Изначально, изучая различные формы, инновационные методы работы с детьми, меня заинтересовал такой вид деятельности, как фотопоиск – передача новой информации через фотографию. Я нашла много интересных вариантов работы в этом направлении и решила реализовать несколько своих проектов в данном направлении. На глаза попалось фото, где девочка повторила картину: приняла такую же позу как героиня полотна, воспроизвела обстановку, интерьер. И я подумала: а если реализовать идею с детьми своей группы? Нашла картины известных художников, на которых изображены дети, отправила родителям и предложила повторить понравившееся произведение со своими малышами.
Изучение и вдохновение
12 детей подготовительной группы и их родители поддержали Ольгу Андреевну в этой задумке. Началась реализация проекта, целью которого было не просто показать картины, а создать визуальное и эмоциональное переживание сюжетов, чтобы в дальнейшем более достоверно перенести их с участием воспитанников на фото. За основу были взяты следующие работы: «Портрет графа Петра Сергеевича Шереметьева в детстве» (художник Иван Кузьмич Макаров); «Мальчик-обезьянка», «Зачитался» (Стивен Кристофер Сьюард); «Портрет девочки в платке» (Степанов Валерий); «Мои куклы» (Юрий Кротов); «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» (Кипренский Орест Адамович); «Вот те и батькин обед» (Алексей Венецианов) и другие.
Работа с родителями
Проект «Вторая жизнь картин» активно включил и родителей в рабочий процесс. Нужно было подобрать нужную обстановку, ракурс, найти вещи и предметы, чтоб повторить схожесть в образе или линии сюжета. Все это необходимо было сделать дома совместно с детьми. Мамы и папы с удовольствием занимались решением этих вопросов. Поддерживали во всём детей, были их личными фотографами.
Эмоциями от участия в данном проекте с нами поделилась Екатерина Морозова, мама Василисы: – Когда наша воспитательница Ольга Андреевна предложила участвовать в проекте «Вторая жизнь картин» – нам очень понравилась эта идея. Мы с Василисой стали выбирать среди предложенных репродукций и дочке понравилась именно «Мои куклы»!
Так мы решили попробовать приблизиться к реальности сюжета этой картины. Василисе было интересно участвовать в проекте. Она сама выбрала похожие игрушки, расставляла их. Процесс подготовки нас так затянул. Мне кажется, что проект способствовал развитию интереса к искусству у всей семьи.
А вот что рассказала нам еще одна родительница Анна Низова, мама Артёма, об участии в этом проекте:
– При выборе картины для участия в фотопоиске, мы остановились на знаменитой работе «Мальчик-обезьянка» художника Кристофера Сьюарда, которая олицетворяет озорной характер ребенка. Определившись с картиной, локацией и костюмом, нам осталось самое сложное – поймать модель в моменте. Для создания удачного кадра нужно было только успеть щёлкнуть камерой, но усидеть на месте, даже на минутку, это такая непосильная задача для мальчишки. Но мы справились!
Результаты проекта
Результаты изначально были показаны в группе всем детям. Ребята с интересом рассматривали и обсуждали каждую фотокартину, рассказывали, как готовились, перевоплощались, что использовали и где фотографировались. Затем работы перенесли на стенд под рубрикой «Наше творчество» – для родителей и желающих посмотреть их сотрудников детского сада. Все дети с гордостью демонстрировали свои фотоработы, удивляя своим пониманием и интерпретацией произведений.
– Наш проект до конца не завершен, – комментирует Ольга Андреевна, – есть родители, которые пожелали повторить сюжеты и других картин! Проект «Вторая жизнь картин» стал настоящим культурным событием для Новониколаевского детского сада №3. Он не только знакомит детей с искусством, но и вселяет в них любовь к творчеству, развивает воображение и помогает раскрыться на всех уровнях.
А пока напомним нашим читателям, что в Новониколаевском районном краеведческом музее в эти дни проходит передвижная выставка «Илья Машков среди современников», на которой представлены высококачественные копии отечественной живописи первой половины ХХ века из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств. Надеемся, что посетив эту выставку, ребята и из других образовательных учреждений нашего района найдут свое вдохновение и проект «Вторая жизнь картин» получит свое продолжение.
Елена Викторова