Августовская педагогическая конференция: основные тезисы
В преддверии нового учебного года
в Новониколаевском районном доме культуры
и Новониколаевской средней школе №3 состоялась традиционная августовская педагогическая конференция.
Пленарную часть мероприятия предварила акция «Мой наставник». Её участники размещали на стендовой паутинке фотографии своих наставников и рассказывали о них юным корреспондентам Движения Первых. Также у педагогов брали интервью журналисты медиа-студии «Свет» Дуплятской средней школы.
С приветственными словами к участникам конференции обратились глава Новониколаевского муниципального района С.Ф. Парамонов, заместитель главы района С.В. Лапынина и другие.
Председатель комитета по образованию П.В. Митяшов выступил с докладом, в котором рассказал о приоритетах и перспективах развития сферы образования района. С основными тезисами мы вас сегодня знакомим.
Участие образовательных организаций в федеральных
и региональных проектах
В прошлом учебном году в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» сдан долгожданный объект – двухэтажная пристройка к Новониколаевской средней школе №3 со столовой и актовым залом, цена – 40 000 000 руб.
В масштабную госпрограмму «Модернизация школьных систем образования» вступила Новониколаевская СШ №1. Контракт в 56 000 000 рублей предусматривает двухгодичный цикл работ по капитальному ремонту здания как внутри, так и снаружи. Важно, что программа включает оснащение школы мебелью и оборудованием на 9 775 000 руб. Сумма законтрактована, часть оборудования уже поступила.
Планируется, что еще несколько учебных учреждений войдут в данную программу, которая действует до 2030 года. Так, в Новониколаевской школе №2 уже готовы проект и экспертиза, документы поданы на рассмотрение в Министерство просвещения. Куликовская школа включена в программу на 2026 год. В стадии изготовления проектно-сметная документация на Новониколаевский детский сад №2, в сентябре будет готово заключение Госэкспертизы.
Продолжает работу госпрограмма «Развитие образования Волгоградской области». Благодаря участию в ней на 411 000 рублей заменены окна в Серпомолотской школе, обустроена площадка для торжественных линеек в Комсомольской школе стоимостью 700 000 руб.
Наш район один из немногих, в котором по федеральному проекту «Современная школа» центры «Точка роста» открыты во всех средних школах. В этом году последней школой стала Мирная. Получена новая мебель и оборудование, за спонсорские средства отремонтировано два учебных кабинета.
Учебные учреждения района продолжают участвовать в интересном и эффективном федеральном проекте «Успех каждого ребёнка». Новониколаевские средние школы №2 и №3 получили современное звуковое оборудование, видеопроекторы, фотокамеры, ноутбуки на сумму в пределах 3 000 000 руб.
На базе первой школы реализуется региональный проект по обучению школьников работе с БПЛА, на что получен 1 000 000 руб. из регионального бюджета.
Стоит отметить и тот факт, что школы сами включаются в разного уровня грантовые конкурсы. Три школы: первая, Куликовская и Верхнекардаильская – в числе победителей регионального конкурса социальных проектов «Детское инициативное бюджетирование» (а это 1 500 000 руб.)
Третья школа – победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Футбол в школе» – получила соответствующий спортивный инвентарь: мячи, мини-ворота и др. Вторая школа победила на региональном конкурсе «Про-лыжи» и закупила для школы десяток пар лыж. Федеральный проект «Код будущего» успешно реализуется в средней школе №1. В основе проекта – обучение старшеклассников языку программирования. Помимо того, что обучение востребовано, школа ежегодно получает на реализацию проекта порядка 500 000 руб. федеральных средств.
Работа в этом направлении продолжается. Буквально пару недель назад Новониколаевская средняя школа №2 подала заявку на участие в региональном грантовом кампусе «Школ инициативного бюджетирования», осенью ребята поедут защищать свой проект.
* * *
Качество образования
В районе созданы методический актив и методический совет, в задачи которых входит развитие творческого потенциала педагогов, оказание целенаправленной методической помощи, вовлечение молодых педагогов в профессиональное взаимодействие. Образование возвращается к циклу открытых уроков. Он прошёл на базе восьми школ. Открытые уроки с последующим их обсуждением провели 14 учителей.
Особое внимание уделяется курсовой подготовке. Курсы повышения квалификации в прошедшем учебном году в Волгоградской государственной академии последипломного образования прошли 122 педагога. Е.С. Деманова прошла обучение в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи). Данные курсы объединили педагогов из разных регионов России, от Камчатки до Калининграда. Занятия проводили преподаватели из ведущих московских вузов: МГУ, Государственного университета просвещения, Сколковского института науки и технологии.
Вторая школа запустила проект «Школа современного учителя», который по своему содержанию направлен на обмен педагогическим опытом, поддержку молодых педагогов, укрепление института наставничества.
С ноября 2023 по февраль 2024 года между Новониколаевской СШ №3 и ВГАПО было организовано взаимодействие в рамках работы проекта «Школа Минпросвещения России». Работа предусматривала получение современной, методически выверенной программы развития школы и была организована на основе самодиагностики. Директор школы Е.С. Шкуратова предложила программу на региональном уровне, она была не просто принята, но и представлена академией как пример в Министерство просвещения.
Продолжает работу проект второй школы «Школа выходного дня». Его эффективность доказывается тем, что школьники, посещающие консультации и занятия Школы, значительно успешнее проходят государственную итоговую аттестацию.
Определённая перезагрузка была сделана в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. В первую очередь следует отметить опыт школ №2 и №3: здесь провели большую работу по социализации особенных детей, психологической поддержке, по взаимодействию с их родителями.
В Новониколаевском детском саду № 3 успешно ведётся работа по экологическому воспитанию дошкольников, для этого активно используется площадка «Экологическая тропа», созданная в 2023 году на грантовые средства конкурса «Детское инициативное бюджетирование».
Взгляд со стороны
Мы достойно выглядим на профессиональных конкурсах различного уровня.
Кружки и секции Новониколаевского центра спорта и творчества востребованы. В секции по футболу занимаются более 90 воспитанников, по пауэрлифтингу – около 50 ребят, столько же в студии «Мечта». Клуб «Белая ладья» – самый многочисленный, он объединяет около 300 любителей шахмат и шашек.
В Новониколаевской школе искусств четыре творческих коллектива отмечены серьёзными победами на региональном и межрегиональном уровне.
Учитель русского языка и литературы средней школы №1 Е.В. Самоходкина вошла в число призёров регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Учитель физической культуры средней школы №2 И.А. Колпаков – в числе победителей регионального конкурса молодых педагогов на получение губернаторского гранта. Он же вместе с Т.И. Садыховым вошли в число победителей Всероссийского конкурса «Гуру физкультуры», да ещё и с получением для школ спортивного оборудования.
Л.О. Чеботарёва, с июля текущего года директор Комсомольской школы, – победитель регионального конкурса профессионального мастерства учителей географии.
В 2023 году новшеством явилось введение новых квалификационных категорий: «педагог-методист» и «педагог-наставник». Получить эти категории возможно при условии значительного вклада в развитие методической и наставнической деятельности в регионе. Квалификацию «педагог-наставник» получила наш учитель математики Новониколаевской средней школы №2 М.Г. Попова.
Продолжена традиция сотрудничества с учебными заведениями Волгоградской области, с учёными-практиками. В апреле успешно прошел первый фестиваль-конкурс проектов воспитанников педагогических классов, в котором приняли участие 11 муниципалитетов, преподаватели ВГСПУ, педагоги Волгоградской области.
Открываются новые грани сотрудничества с Волгоградским социально-педагогическим колледжем. В мае текущего года наши учителя вместе с воспитанниками педкласса приняли участие в прошедшей на базе колледжа всероссийской научно-практической конференции «Успешные практики патриотического воспитания».
В региональном проекте «Педкадры для региона» разработана дорожная карта по реализации семи направлений деятельности: работа с педагогическими классами, реализация практик наставничества (а наша методическая разработка по наставничеству вошла в число лучших в регионе), привлечение молодых педагогов для работы в муниципалитет, так называемый профуниверсарий, который касается профориентационной работы в целом. Дорожные карты будут утверждены приказами для их исполнения с января 2025 года.
Цели и задачи нового учебного года
Профориентационная работа – одна из важных в педагогической деятельности. У нас в районе продолжает свою деятельность педагогический класс, который ежегодно работает в разных режимах и форматах. В новом учебном году будет рассмотрена возможность выезда на кустовые или внутришкольные занятия в сельские школы.
Впервые аграрии района обратились в комитет по образованию с просьбой выявить детей, готовых подписать целевые контракты и вернуться работать в хозяйства. В новом учебном году все моменты по целевому обучению будут согласованы и отработаны совместно с работодателями и выпускниками.
Есть нежелательная тенденция: из 236 девятиклассников в 10 класс подали документы 115 человек, 49%. Это не локальная проблема, она – всероссийского уровня. Пётр Викторович четко обозначил позицию учредителя по данному вопросу: слабая подготовка не может быть причиной отказа в приёме в 10 класс!
Взаимодействие с родителями
В третьей школе несколько лет реализуется внутришкольный проект «Семья». Школа в течение года проводит тематические семейные конкурсы: «Самая коллекционирующая семья», «Самая путешествующая», «Самая музыкальная», «Самая спортивная» и т.д. Когда в школу приходят семьи со своими увлечениями, открытиями и делятся моментами своей жизни с другими, с педагогами в том числе, – это и есть то, что можно назвать «соработничеством».
Куликовская и вторая школы организуют встречи с родителями в формате круглого стола, на котором обсуждаются вопросы не конкретных учеников, а проблемы внутришкольные, организационные проблемы.
Во второй школе практикуется проведение Дня открытых дверей.
Кадровые вопросы
Наш район продолжает удерживать лидерство среди сельских районов по количеству работающих молодых педагогов. От общего числа работающих они составляют 28%, и в этом году к нам приходят 6 молодых учителей. Но одновременно есть понимание того, что кадровый дефицит сохраняется. Сегодня в школы района необходимы как минимум 18 учителей-предметников.
П.В. Митяшов: «Конечно, мы ищем пути утоления кадрового голода. С самого начала работы федеральной программы «Земский учитель» мы не просто участвуем в ней, но и каждый год получаем победителей этого конкурсного отбора. И в этом году среди тех, кто прошёл конкурсный отбор, – наша Архипова Ангелина Владимировна, выпускница Новониколаевской СШ №2 и ВГСПУ.
С 2013 года работает педагогический класс, выпускники которого после обучения в вузе возвращаются в наши школы и детские сады. Мы активно практикуем привлечение студентов после третьего курса для работы в школах, законодательство это позволяет. Но проблема в полной мере не решена, а остроту ей придают новые требования».
О нововведениях
В 2023 году внесены изменения в ФЗ «Об образовании» в части наименования предметов, а значит, и их содержания. С сентября текущего года вместо «Технологии» будет «Труд», а вместо «Основ безопасности жизнедеятельности» – «Основы безопасности и защиты Родины». Это ко всему прочему обязывает школы теснее работать с центрами «Воин» и «Авангард», решать актуальные вопросы, связанные с расширением таких модулей, как «Робототехника», уделять внимание региональным компонентам и многое другое.
Новый учебный год для второй и третьей школ начнётся в режиме работы школы полного дня. Это серьёзный социальный заказ. Суть проекта – занятость школьника в группе продлённого дня, а затем в кружках и секциях учреждения, в котором он обучается.
В заключение Петр Викторович обратился к участникам конференции: «Уважаемые коллеги! Труд учителя никогда не был лёгким и приносящим оглушительные овации. Он неразрывно связан с такими понятиями как призвание и служение. И в этом служении – наша правда, наши смыслы и наша главная миссия. Пусть это служение детям не будет нам в тягость, пусть наши встречи с детьми будут честными, умными, добрыми и под мирным небом. Спасибо за совместную работу и внимание!».
* * *
На конференции тему актуальности взаимодействия школы и семьи раскрыли педагоги школы №2 О.Н. Лыгина, С.А. Литвинова и их коллеги. Принципы обучения школьников работе с БПЛА в рамках регионального проекта представила учитель первой школы В.А. Медведева. Директор школы №3 Е.С. Шкуратова выступила с сообщением на тему «Практика объединения участников образовательного процесса: от проекта «Школьное метро» к организации питания». О работе детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях Новониколаевского района рассказали муниципальные кураторы Движения Первых А.П. Горбункова и проекта «Навигаторы детства» Е.Ю. Дворянкина. Хроника событий прошедшего учебного года была изложена студенткой Саратовской юридической академией Марией Шепиловой и студенткой института иностранных языков ВГСПУ Валерией Коваленко.
Наш корр.