Свет Истины
В конце лета Православная Церковь отмечает сразу три праздника, которые непосредственно относятся к личности Христа и так или иначе связаны с Его жизнью. В народе их называют Спасами – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа). Особое место в этой триаде занимает Преображение Господне — один из важнейших праздников Православной Церкви.
Преображение Христа достаточно долго не имело своего дня в календаре, и, как ни странно, дата 6 (19) августа не является реальной датой этого события. Сам праздник появился благодаря историческому случаю – в IV веке на горе Фавор при императрице Елене в этот день был освящен храм, и в местной традиции возник праздник в честь открытия новой базилики. Со временем историческое содержание отошло на второй план, и стали отмечать только память Преображения.
Говоря о празднике, мы должны ответить на другой, куда более значимый вопрос: зачем Христос преобразился?
Ответ на этот вопрос находим в евангельском рассказе о Преображении, в котором Христос спрашивает учеников, за кого они Его считают.
И Петр, выражая мнение всей апостольской братии, твердо говорит: «Ты Сын Божий!». Это было не просто слова ученика, который льстил Учителю. Это были слова исповедания, слова, исходившие от сердца – Ты мой Бог! И вот тогда, в ответ на веру апостолов, Господь показал им Свою славу. Если бы Преображение случилось в начале служения Спасителя, оно бы не имело того смысла. Ученики тогда сразу признали бы Христа Богом: просто из страха перед Ним.Но Спаситель не хочет никого насиловать, и поэтому не открывал до поры Свою божественность, дабы ученики свободно, без всякого принуждения, сердцем поняли, что Он не просто Учитель, а Сын Божий.
Преображение являет собой еще один очень важный богословский момент. Дело в том, что все произошедшее с Христом в Его земной жизни произойдет и с нами. Мы так же воскреснем и так же преобразимся. Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником – он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом. Преображение – это блеск Отечества, где нас помнят, любят и ждут.
И напоследок хочется сказать пару слов о традиции освящать плоды. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магический оттенок. Плоды почитаются чуть ли не святыней наравне с Причастием. Это заблуждение. Смысл освящения в день Преображения состоит в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Еще во времена Ветхого Завета была установлена Богом традиция приносить все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка.
В период празднования Преображения в Палестине созревал виноград. Его и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали свежее вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, виноград в этих краях разводить еще не научились, поэтому его заменили яблоками. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Преображение! В этом слове множество оттенков. В нем сплелось и буйство красок уходящего лета, и ожидание чуда, и благодарность Богу за прожитый год. Но важнее всего – не забывать, что за всем этим стоит Личность Христа, явившего нам подлинный свет, свет Истины. Свет, на который мы должны идти при любой погоде.
По материалам журнала «Фома».
Фото Тихона Атаманцева: моменты богослужения на Преображение Господне в храме Серафима Саровского.