«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Четверг, 19.09.2024 г.
16+

На Хопёрской тропе

Истоки – в Хопре и Бузулуке

В станице Усть-Бузулукской Алексеевского района я побывала этим летом впервые. Целью моего путешествия было знакомство с автором проекта «Хопёрская тропа» Юрием Герасимовым и, конечно, прогулка по популярному в наших краях пешему маршруту. Гостеприимный дом Юрия и Анастасии расположен прямо у подножия меловых гор. Со двора открывается самобытный вдохновляющий вид на станичные просторы.

Юрий – коренной житель Усть-Бузулукской. Молодой человек – вольный художник, в свободное время он пишет картины, занимается фотографией и продвигает свой уникальный проект «Хопёрская тропа». Чтобы в полной мере понять и прочувствовать идею создания этого оздоровительного маршрута, надо немного знать автора.

Вот так о любви к свой станице рассказывает сам Юра:

– Еще с подросткового возраста меня было не заманить на море летом, я всегда с нетерпением ждал возвращения в любимую станицу, и не мог понять людей, готовых променять уютные дни на Хопре, на шумные, переполненные туристами курорты. Друзья, мотоциклы, велосипеды, походы с ночёвками, летняя рыбалка, сбор трав и ягод, бадминтон, волейбол на пляже, в обмен на что?

Хопер и Бузулук всегда были для Герасимова вне конкуренции. Еще в школьные годы Юра исследовал все тропинки и непроходимые уголки станицы. Он очень любил гулять по закрытым от посторонних глаз маршрутам. Мальчик был не по годам любознательным и вдумчивым, поэтому искать истоки идеи создания экологического маршрута стоит в детстве Юрия.

Окончив университет, Юрий много путешествовал, вдали от родной станицы, сначала по России, а затем и по миру.

– Я всегда не столько обращал внимание на архитектуру городов, хотя и она мне интересна, сколько на природу и культуру тех или иных мест. Двумя последними странами, где мы с супругой успели пожить до возвращения в станицу в 2019 году, были Грузия и Индия, Кое-какие идеи, увиденные в этих странах, хотелось бы со временем реализовать в проекте тропы. И, кстати, в станицу меня после длительного мото-путешествия по Индии, можно сказать, вернула тоже природа родного края. Весной 2018-го я только вернулся в Россию и по пути из Сочи в Санкт-Петербург приехал проведать бабушку на пару дней. На Хопре начинался разлив. А хороший разлив в последнее время бывает очень редко. Я как любитель фотографии решил дождаться пика воды и немного поснимать. Месяц съёмок, и первые ягоды пошли и грибы, травы зацвели, которые я даже в путешествиях стараюсь собрать для чая, в водоёмах пошла рыба, а там наступило лето, пляж, волейбол. И я решил остаться в станице, лишь ненадолго по привычке выбираясь в путешествия.

Наверное, именно в этой любви к малой родине, способности видеть и чувствовать ее красоты, а также в желании открыть удивительный мир хоперской природы другим скрывается успех проекта Герасимова, который был запущен в 2020 году и долгое время существовал на энтузиазме самого автора и вдохновителя.

Долгий путь по «тропе» проекта

Юрий собственноручно приступил к расчистке пешей дорожки вдоль реки Хопер. Но за минувшие годы экологическая идея значительно «обросла» новыми мыслями и идеями. Хотелось бы добавить, что и помощниками-волонтерами, но, к сожалению, пока таковых немного.

–  Основную часть существующего маршрута, наверное процентов на 90 %, я расчистил, прокопал и замульчировал в одиночку, – делится Юрий. –  В какие-то моменты мне помогали мои родственники (супруга, мама и сестра с племянниками), но это в основном женские руки, на этапе мульчирования помог дядя – Александр Борисович Моргушин, он как раз совершал ежедневные прогулки и заодно помогал мне с тропой. Он же, кстати, главный мой компаньон в нынешней помощи нашим ребятам на СВО, зимой я придумал станок для ускорения нарезки ткани для масксетей, и мы с ним взяли на себя обязательство по нарезке всей поступающей ткани, а дальше отдаём готовые уголки уже на плетение женскому коллективу. Конечно, помощников на тропе могло быть и больше, просто я такой человек, готов помогать всем и во всём, но сам о помощи редко прошу. И зачастую кажется, что самому сделать быстрее. Пару раз было, что незнакомые люди, узнав о проекте, звонили и предлагали помощь в создании тропы, это безусловно приятно, когда находятся единомышленники. Другой пример: мы ежегодно в станице проводим уборку мусора по побережью Хопра. Нередко после того, как всё уже убрано приходят комментарии: «если бы знал, я вам тоже помог». А не так давно организовывалась уборка на пляже, о чём заранее было написано в местных чатах, но ни одного нового человека так и не пришло помогать, всё тот же круг близких знакомых, занимающихся этим ежегодно. Думаю, что в крупных городах найти добровольцев проще.

Впервые за рамки личного проект вышел в мае 2021 года, когда проходил конкурс Российского Союза Сельской Молодёжи (далее РССМ) «Мастерская Развития Сельских Территорий».  Вот как об этом вспоминает автор проекта:

–  В нашу администрацию пришло письмо с положением о конкурсе, и глава поселения Николюкин Юрий Анатольевич предложил поучаствовать. Я не очень охотно, но согласился. Крайний срок подачи проектов с видеопрезентациями был уже через два дня, времени совсем не было. Мы собрали команду из пяти человек, выехали на тропу. Двое из нашей команды, кстати, оказались впервые тогда на тропе и впечатлились открывающимися видами. Мы записали нарезки для видео, вечером я покопался в архивах в поисках того, что было снято мною за последние несколько лет в окрестностях. Материала хватило на качественный ролик, а пока я монтировал его, моя супруга Настя создала логотип тропы и презентацию. Из более 1000 команд мы вошли в 5-ку победителей и в августе отправились на трехдневный семинар в Москву. Затем благодаря РССМ весной 2022 года студенты Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского – Первого казачьего университета написали дипломные работы по проекту Хопёрской тропы, и даже создали небольшой промо-ролик. Параллельно я подал первую заявку на грант от Росмолодёжи. Это, кстати, тоже во многом благодаря РССМ. Можно сказать, что они меня уговорили начать подавать проект на гранты, потому что моя позиция была: «всё сделаю сам, на собственные средства, когда придёт время».

В прошлом году на Хопёрской тропе благодаря участию местного ТОСа, и в частности главе Усть-Бузулукского сельского поселения Зарубиной Олесе Владимировне, в конкурсе на развитие инфраструктуры туризма на территории Волгоградской области были проведены масштабные работы по обустройству смотровой площадки, установке арт-объектов, а также информационных стендов. Проект был реализован за счет средств субсидии, предоставленной Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области, направленной на развитие туризма в регионе.

Проект – в объективе, перспективе и сердцах

На сегодняшний день маршрут «Хопёрская тропа» включает в себя семь километров расчищенных троп, замульчированных щепой, обустроенную стартовую площадку в станице Усть-Бузулукской и смотровую площадку «Корабль» с панорамным видом на пойму реки Хопер. Здесь же, на горе, расположен арт-объект «Фоторамка» с живописным видом на уходящую за горизонт реку Хопёр («Усть-Бузулукская»), который стал популярной фотолокацией, а в деревянных беседках уставшие путники могут выпить чаю и насладиться красивым закатом. Выпускники школ уже облюбовали хоперский корабль для традиционной встречи рассветов.

Эко-маршрут проходит по территории Нижнехопёрского природного парка. Главная тропа имеет начало у станицы Усть-Бузулукской, вдоль подножья мелового холма по правому берегу реки Хопёр, мимо устья реки Бузулук, до бывшего хутора Перепольского (ныне не существующего).

Начальная и конечная точки запланированного 40-километрового маршрута – это уникальные по своей красоте места с богатой историей: станица Усть-Бузулукская и станица Зотовская Хопёрского округа Области войска Донского. Десятки редких представителей местной флоры и фауны, занесённых в Красную книгу, шикарные виды, открывающиеся с меловых гор, реки Хопёр и Бузулук, богатые рыбой, озёра и родники с кристально чистой водой, изобилие ягод и целебных трав. Знаменская церковь и святой источник Параскевы Пятницы, известные в христианских кругах на всю Россию.

Этим летом тысячи человек прошли по обустроенному маршруту. Все путешественники абсолютно бесплатно могли насладиться живописными видами со смотровой площадки, сделать фото на память. Многие из них поделились впечатлениями на своих страничках в соцсетях, написали отзывы автору проекта Юрию Герасимову. Вот только некоторые из сотен добрых постов:

«В выходные мы со #всейсемьёй классно провели время. Вновь побывали на маршруте «Хопёрская тропа». Только решили в этот раз пройти весь маршрут пешком. Как было здорово: сколько красоты было вокруг нас, это не описать словами, такое нужно увидеть! Хочу поблагодарить Юрия Герасимова за такую красоту. Благодаря таким активным и небезразличным людям наша малая Родина становится краше. Казачий край – любимый край! Я горжусь своей малой Родиной!». Николай Селиванов.

«Пост о том, как мы сегодня, 9 июня, ездили в степь за сбором чебреца, и побывали на нашей родной горе, где находится и проходит часть хоперской тропы.

Создатель этой замечательной тропы Герасимов Юрий Юрьевич. Как хорошо, что у нас есть такие замечательные люди. Спасибо, что создаёте красоту в нашем родном краю. Творческих вам идей и новых задумок!». Светлана Черкасова.

– Очень радует, что наша тропа востребована. Некоторые выбираются сюда в выходные, а для кого-то это уже стало традицией – ежедневно прогуливаться по тропе. В любых делах для меня всегда очень ценны эмоции людей. Приятно, когда благодарят за наш труд, за предоставленную возможность увидеть первозданную красоту природы, это даёт силы для дальнейшего создания тропы, осознание того, какие эмоции она дарит людям. С удовольствием читаю в социальных сетях, когда кто-то делится своим мнением о Хопёрской тропе. Надеюсь, что жители нашего района и отдыхающие будут бережно относиться к созданному туристическому маршруту и помогать нам в его развитии, – говорит Юрий.

Оставьте свой добрый след!

К этому остается лишь добавить, что после знакомства с уникальным пешим маршрутом, я вернулась на него еще в конце лета. К сожалению, несмотря на то, что количество людей, прошедших данные тропы уже точно исчисляется в сотнях, чистоты природному маршруту это не добавляет.

Как подчеркивает сам автор проекта, сейчас основная задача – это поддержание уже обустроенного маршрута в благоустроенном виде. По большей части летом работы на тропе сводятся к покосу травы и борьбе с порослью, уборке поваленных деревьев после сильного ветра. Так почему бы кому-то из ценителей активного отдыха, патриотов родного края, приверженцев здорового образа жизни не взять, например, в руки триммер и не оставить свой добрый след на хоперской тропе.

Юрий лично встречает многих гостей и туристов, их с Настей дом гостеприимен к путникам. С каждым желающим Юра охотно общается и делится своими планами относительно развития экологического маршрута в будущем. Он всегда отмечает, что этот проект – не коммерческий, а потому добрый вклад в него может внести абсолютно любой из нас. Организаторы туристического маршрута будут рады приветствовать в своих рядах единомышленников, готовых оказать помощь и содействие. Выйти на руководителя проекта Юрия Герасимова можно через социальную сеть Вконтакте.

В жизни идейного вдохновителя и автора туристического маршрута происходит много событий, знакомств, встреч, открытий, связанных с его грандиозным проектом. Есть как значительные положительные продвижения вперед, так и, к сожалению, не достигнутые вершины, как например, один из последних грантовых конкурсов в котором для победы не хватило буквально несколько десятков голосов от населения. Но Юрий гордится проделанной работой и искренне благодарен каждому, кто помогает ему в реализации его задумки.

– Я, как человек, который с малых лет не видит свою жизнь без добрых дел, считаю их основой разумного существования любого человека, – говорит Юра.

В основе экологического проекта Герасимова – любовь и уважение к родному краю, к людям, которые его населяют, к истории своей станицы и региона в целом.

Посещение тропы стало для меня не просто привычном сбором информации для публикации, а, в первую очередь, по-настоящему ценным воспоминанием, которое я буду бережно хранить и согреваться им пасмурными осенними вечерами.

Проект в проекте

В прошлом году на тропе во время прогулки, совершенно случайно, благодаря творческому объединению «Щука»  из города Москвы, зародилась идея одного из направлений дальнейшего развития проекта – фестиваль традиционной казачьей культуры на тропе. В этом году уже несколько казачьих коллективов сыграли песни казаков на смотровой площадке тропы. И автор проекта надеется, что это станет доброй традицией и в будущем перерастёт в полноценный фестиваль.

–  Я считаю, что для нашего казачьего края это особенно ценно –  возвращение традиции, и в частности традиции песенной, и рад тому, что Хопёрская тропа может этому способствовать, –  говорит Юрий. Видеозаписи с исполнением казачьих песен на тропе так же можно посмотреть в социальной сети Вконтакте, на официальной странице Хопёрской тропы.

Помимо этого, одним из проектов тропы, который нельзя не упомянуть, являются бесплатные киносеансы под открытым небом, которые проходят летом на местном пляже с 2021 года. К сожалению, в этом году Юрию с супругой пришлось уехать на несколько месяцев из родной станицы, но он надеется, что следующим летом киносеансы возобновятся.

***

Помимо пеших маршрутов в нашем регионе есть популярны, которые представлены на федеральном туристическом портале

Два автомобильных туристических маршрута по Волгоградской области вошли в предложения федерального портала «Путешествуем.РФ».

Как рассказали в комитете экономической политики и развития Волгоградской области, на федеральном туристическом портале появился новый автомаршрут по региону «Серферы волжских степей». Выбрав его, туристы смогут насладиться живописными пейзажами Волго-Ахтубинской поймы и озера Эльтон, провести время, катаясь на вейксерфах и сапах, прогуляться по паркам Волжского, получить массу новых впечатлений от путешествия.

Ранее на портале «Путешествуем.РФ» был представлен еще один региональный автомаршрут — «Дорогами легендарной земли: за рулем по Волгоградской области». Он включает в себя посещение достопримечательностей Волгограда, Камышина и Дубовского района.  Путешественники восхитятся видами Щербаковского природного парка и Александровского грабена; посетят Камышинский историко-краеведческий музей и музей Алексея Маресьева; в Дубовке смогут попробовать местные сыры и вино, а в Волгограде — своими руками отжать горчичное масло в музее-заповеднике «Старая Сарепта». И, конечно же, в маршрут входит посещение Мамаева кургана и музея-панорамы «Сталинградская битва».

Также на портале «Путешествуем.РФ» можно ознакомиться с национальным туристическим маршрутом «ВолгоГранд – 34 Впечатления», который подходит как для индивидуальных поездок, так и для туров в составе организованных групп. Кроме того, федеральный туристический портал представил подборку главных событий лета 2024 года, куда вошли камышинский арбузный фестиваль «Зело отменный плод!» и волгоградский молодежный фестиваль #ТриЧетыре.

Напомним, Волгоградская область входит в ТОП-10 наиболее популярных направлений для летних путешествий. Турпоток постоянно растет: в январе-июне регион посетили более 800 тыс. человек, что на 65% превышает показатель доковидного периода. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров ранее озвучил целевые показатели для индустрии гостеприимства: поэтапно до 2034 года увеличить ежегодное число туристов в регионе до 5 млн человек. Для этого в регионе при поддержке нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» совершенствуется инфраструктура, реализуются отраслевые инвестпроекты.

Наталия Помогайбо.

Статья опубликована в рамках проекта «Мусор из головы».