Кассационный суд (г. Казань) согласился с прокуратурой Волгоградской области и Волгоградским УФАС России в деле о незаконности конкурса на выполнение работ по подготовке могил для погребения
Арбитражным судом Поволжского округа опубликовано в полном объёме постановление от 23.10.2023, которым оставлено в силе постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда о признании недействительными конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения на муниципальных кладбищах Волгограда, проведенного в 2022 году, заключенного по его результатам договора с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», а также распоряжений департамента городского хозяйства администрации Волгограда, на основании которых был проведён конкурс (дело № А12-7280/2022).
Арбитражный суд Поволжского округа полностью согласился с Двенадцатым арбитражным апелляционным судом (в отличие от Арбитражного суда Волгоградской области) в том, что оспариваемые прокуратурой области при активном участии Волгоградского УФАС России распоряжения департамента городского хозяйства администрации Волгограда, конкурс и договор противоречат антимонопольному законодательству.
Напомним, в январе 2022 года в Волгограде в результате издания департаментом городского хозяйства администрации Волгограда (далее — Департамент) распорядительных актов в сфере оказания ритуальных услуг был проведён не предусмотренный законодательством конкурс на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда. По результатам конкурса была определена единственная организация — ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», получившая исключительное право осуществлять в т.ч. копку могил на всех муниципальных кладбищах Волгограда.
Суды кассационной и апелляционной инстанций пришли к выводу, что все хозяйствующие субъекты имеют равные права на осуществление указанной деятельности без проведения конкурса, без заключения какого-либо договора (в том числе по результатам конкурса) с органом местного самоуправления на право выполнения работ по подготовке могил для погребения.
Кроме того, оспариваемые распоряжения и проведённый конкурс ограничивают права граждан на выбор организации, оказывающей ритуальные услуги, то есть ограничиваются гражданские права последних, а также ограничивают возможность иных хозяйствующих субъектов оказывать комплекс ритуальных услуг на возмездной основе и нарушают запреты, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.
Лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, родственники или иные лица вправе получить ритуальные услуги (в том числе услуги по подготовке могил для погребения) у любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего оказание таких услуг.
Суды также указали, что Закон № 8-ФЗ О погребении и похоронном деле не наделил органы власти (органы местного самоуправления) правом выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по погребению (ритуальные услуги) и связанные с ними услуги потребителям, как на конкурсной основе, так и без проведения конкурса.
В арбитражном деле активно принимали участие в качестве заинтересованных лиц предприниматели, работающие в данной сфере, которые подтвердили, что в результате проведения незаконного конкурса подготовка могил другими хозяйствующими субъектами исключена, а граждане вынуждены заключать договор на эти услуги только с отобранным по конкурсу ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» по самовольно и бесконтрольно устанавливаемой им цене.
В декабре 2022 года Волгоградской городской Думой были внесены изменения в нормативно-правовой акт, регулирующий правила организации похорон в Волгограде, согласно которым организация, осуществляющая в т.ч. копку могил на всех муниципальных кладбищах Волгограда, снова отбирается по конкурсу.
В результате в 2023 году был проведён аналогичный конкурс, в котором также победителем стало ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», и граждане снова вынуждены заключать договоры на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) только с этой организацией и по установленной его цене. В связи с этим антимонопольным органом Волгоградской городской Думе выдано предупреждение о внесений изменений в правила организации похорон в Волгограде, однако предупреждение не исполнено, несмотря на наличие вступивших в силу вышеуказанных судебных актов. В связи с неисполнением предупреждения, рассматривается вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Вызывает недоумение факт того, что несмотря на однозначные выводы, сделанные судами кассационной и апелляционной инстанций, об отсутствии у органов местного самоуправления права выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего гражданам услуги по погребению (ритуальные услуги) и связанные с ними услуги, как на конкурсной основе, так и без проведения конкурса, ситуация в данном вопросе остается прежней.
Более того, по имеющейся информации в Волгоградской городской Думе (в профильном комитете) прорабатывается вопрос об изменении принципов организации похоронного дела в Волгограде путём внесения существенных изменений в правила организации похорон. В частности, планируется проведение очередного не предусмотренного законодательством конкурса по выбору одной организации, которая будет выполнять работы по эксплуатации муниципальных кладбищ Волгограда, подготовке могил для погребения, установке шлагбаумов на въездах и обеспечение пропускного режима на кладбища и др. Это, по нашему мнению, противоречит законодательству, регулирующему данную сферу, и состоявшимся судебным решениям.