«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 22.11.2024 г.
16+

Освещение в СМИ истории роста и развития семейного бизнеса

Бизнес различного уровня сегодня прочно вошел в нашу жизнь. В Новониколаевском есть семьи, которые могут послужить достойным примером того, как упорный труд, целеустремленность и разумное обращение к государственной поддержке привели к созданию крупного семейного бизнеса. Одна из них – семья Кузнецовых.

В нашем районе торговый центр «Атлантика» знают все. Это предприятие с историей, с давно сложившимся коллективом, своими традициями и имиджем. Многим знакома руководитель этого торгового предприятия – Лидия Николаевна Кузнецова – приветливая, грамотная, деловая женщина.

Путь в торговлю

Любое дело начинается с человека, его устремлений, работоспособности, мечты. Так, бизнес Кузнецовых берет свое начало в истории личности его руководителя – Лидии Николаевны Кузнецовой.

После 10 классов Лидия получила профессию бухгалтера, затем поступила в Волгоградский кооперативный техникум, окончила его. Работала по своему профилю добросовестно, ответственно и продуктивно. Волею судьбы она приехала в наш район. Начала свою трудовую биографию в Новониколаевском райпотребсоюзе заведующей складом, затем – товароведом.

В связи с грянувшими преобразованиями в стране и экономике в 1989 году Л.Н. Кузнецова организовала свое предприятие. Начиналось все довольно просто – с выездной торговли. Рядом с ней трудились всего пять человек. Выезжали на периферию, торговали в райцентре. Дело пошло. Затем дальновидная хозяйка приобрела вагончик для стационарной торговли. Со временем возникла необходимость в новом, хорошо спланированном торговом центре.

Так, в 2013 году завершилось строительство двухэтажного здания торгового центра. Сегодня у Лидии Николаевны работает большой коллектив, в торговых залах – современное оборудование. Она идет в ногу со временем, ориентируя товары для продажи на спрос потребителя с разными финансовыми возможностями.

В 2023 году ООО «Атлантика» исполнилось 32 года – это 5 магазинов и более 40 рабочих мест для новониколаевцев.

Достойная поддержка

Все эти годы первым помощником и единомышленником в становлении бизнеса был ее супруг Николай Анатольевич Кузнецов. Вместе они поднимали семейное дело, вместе планировали, строили и открывали магазины.

Благодаря умелому стилю руководства и деловым предпринимательским качеством Лидии Николаевне удалось привлечь в работу предприятия и своих детей. Достойным продолжателем семейного бизнеса стал сын Евгений, которого также хорошо знают в районе как молодого успешного предпринимателя. На его торговой базе «Твой дом» (дочернее предприятие «Атлантики») бывают покупатели не только с нашего района.

Креатив – от дочери

Крупный торговый бизнес требует много сил и времени от владельцев. Нужны и новые креативные идеи и веяния, которые привносит в общее дело Екатерина Кузнецова – дочь Лидии Николаевны и Николая Анатольевича. Она также включилась в рабочий процесс. В 2022 году Катя окончила Московский ФГБОУ ВО РАНХиГС при президенте РФ и приняла решение применить свои знания менеджера управленческой деятельности в семейном деле.

В настоящее время благополучие и коммерческий успех данного предприятия всецело зависит от того, насколько эффективно организована коммерческая деятельность предприятия. Руководство ставит перед собой цели: прибыльное рентабельное хозяйствование. Руководитель Л.Н. Кузнецова руководствуется интересами процветания своего бизнеса. В целом все это оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие и развитие инфраструктуры Новониколаевского района.

***

От матери – к дочери

У нас есть много семей, в которых дело начинали родители, а теперь продолжают их дети и внуки. Еще один пример – Вакаловы. В далекие 90-е они начинали свое семейное дело. Галина Валентиновна вместе с мужем Петром Николаевичем и своей сестрой Еленой Валентиновной Поповой, увидели определенные перспективы на тот момент для начала торгового бизнеса.

Время было сложное. Зарплаты платили с большой задержкой, либо рассчитывались с рабочими товарами, которые производило предприятие. Так было и с их родственницей из Волгограда. На швейной фабрике по производству детских вещей, где она трудилась, заработную плату отдавали выпускаемым ассортиментом. А у нас и в ближайших районах, и в соседней области, днем с огнем было не найти детский трикотаж. Имея от природы коммерческую жилку, Галина Валентиновна решилась на риск. С сестрой они брали у родственницы детские товары под реализацию и выезжали торговать.

Ехали на рынки в ночь, чтобы с раннего утра занять хорошее место и вовремя разложить товар. Торговали всем, что удавалось купить еще, кроме детского ассортимента. Пшено, крупа, товары повседневного спроса.

Мать предприимчивых женщин Таисия Михайловна Королева всю жизнь проработала швеей. На семейном совете решили расширить ассортимент детской одежды и начали шить сами. Доставали ткань, подходящую для пошива распашонок, пеленок, ползунков. Галя сама кроила, наживляла руками. Освоила пошив стеганых детских одеял, которые вручную сама же и стегала. В основном вечерами и по ночам – днем работала в поссовете бухгалтером. Мама помогала строчить на машинке.

Так продолжалось несколько лет. Из всех ранее продаваемых ими товаров основной упор сделали на детский ассортимент, постоянно обновляя и расширяя его. Малый бизнес приносил доход, и в 1999 году Вакалова решила уйти с основного места работы и вплотную заняться торговлей.

Продавали все также, с колес. В четверг у себя на рынке, пятница – Киквидзе, суббота – Новохоперск, воскресенье – Урюпинск. Это, считай, бессонные ночи: закупка товара, поездки в Москву, напряженное шитье…

Все начинания Галины находили поддержку и понимание у супруга Петра Николаевича. Так вместе они поднимали свое дело.

Идея открыть собственный магазин у инициативной женщины зрела давно. Но только появлялись средства – возникали непредвиденные расходы: дочка Ксения собралась замуж, потом женился сын Андрей. Играли свадьбы, помогали детям с приобретением жилья. Наконец, сложились все обстоятельства, чтобы начать строительство магазина.

Галина Валентиновна обратилась в районную администрацию, где ей помогли с оформлением земли под строительство торгового объекта. В 2014 году Вакаловы начали долгожданную стройку. За год возвели добротное здание со всеми удобствами.

К сожалению, Галина Валентиновна рано ушла из этого мира. Сегодня ее дело продолжает семья. Дочь Ксения взяла в свои руки магазин еще семь лет назад, но мама все это время была рядом в качестве наставника.

Дочь Ксении – третьеклассница Аллочка – уже незаменимая мамина помощница. После школы нередко спешит в магазин, чтобы тоже приобщиться к семейному делу. Папа Петр Николаевич, брат Андрей, дети – семья Ксении, и первые помощники в магазине.

Семейный бизнес в Новониколаевском районе устойчиво и плодотворно развивается. Семейные предприятия растут и множатся. Пожелаем им стабильного экономического развития, дальнейшего процветания и расширения возможностей в деле, которое стало одной из главных составляющих их жизни.

* * *

Вообще стоит отметить, что развитию предпринимательства в регионе способствуют различные виды поддержки, система мер помощи постоянно совершенствуется. И в сфере особого внимания – семейный бизнес, эта категория пока не закреплена в законодательстве, однако помогает решать многие социальные задачи.

Постоянно расширяется инструментарий поддержки социального бизнеса. Потенциал социального предпринимательства в регионе еще не реализован полностью, все больше субъектов МСП переходят в эту категорию. Возможности для масштабирования таких проектов появляются благодаря господдержке. Предпринимателям оказывается не только консультационная, финансовая, но и грантовая помощь. Еще одна мера, которой могут воспользоваться волгоградцы, – социальный контракт. Причем, 85% тех, кто обращается за поддержкой – это семьи с детьми. Также социальный контракт предоставляется семьям, где среднедушевой доход меньше прожиточного минимума. Средства можно направить на развитие своего дела, ведение личного подсобного хозяйства. А с 2022 года – еще и на поиск работы, включая оплату профобучения.

Социальный контракт можно использовать как инструмент стимулирования граждан для развития семейного бизнеса, у которых сейчас нет никаких мер поддержки. Семейные предприятия не имеют целевой адресной господдержки, доступного кредитования, так как понятие «семейный бизнес» отсутствует в законодательстве РФ. Тем временем три четверти предпринимателей уже входят в данную категорию. Необходимо отнести семейное предпринимательство к субъектам МСП, чтобы им были доступны все меры поддержки. Людям, которые делают общее дело, нужно помогать. Развитие семейного бизнеса поможет решить ряд задач, в том числе социальных. 

 Например, если ввести в закон понятие «семейный бизне», то и служба занятости сможет выдавать субсидии супружеской паре в рамках открытия своего бизнеса.

Однозначно, что у семейного бизнеса есть будущее. Он позволяет решить сразу несколько важных задач: привлечение к труду подрастающего поколения, наставничество и преемственность, обеспечение финансовой самостоятельности, сохранение и укрепление семейных ценностей. 

Татьяна Завозина

Материал публикуется в рамках проекта «Индекс качества и успеха»