Вчитываюсь в строчки, в них – наша память…
97 электронных файлов, 97 фамилий, 97 героев… За каждым файлом – колоссальный труд тех, кто по крупицам собирал материал. В каждом из них – судьба человека, тесно переплетенная с историей нашей страны.
2011 год. В Новониколаевском краеведческом музее раздался звонок. Одно из ведомств поставило очередную задачу: собрать материал об участниках Сталинградской битвы – живых и мертвых. В планах: издать большую энциклопедию о земляках, принявших участие в самой кровавой и судьбоносной битве второй мировой войны. С этого началась кропотливая работа по созданию общей базы наших сталинградцев.
Три месяца директор краеведческого музея Н.В. Кичигина и председатель совета ветеранов И.С. Ситников детально изучали биографии наших славных земляков. Буквально по фрагментам собирали некоторые «досье»: находили информацию в школьных архивах, в газетных подшивках, у ближайших родственников. Общались с теми участниками битвы, которые еще были с нами.
«Это была интересная, захватывающая, но очень напряженная работа, – вспоминает Наталия Вениаминовна. – Мы записывали рассказы на черновиках, потом перепечатывали их, обобщали все данные. В результате у нас получилось собрать сведения и написать 97 биографий, в которых отражены судьбы не только этих людей, но и района, региона, страны в целом…».
Вопрос с изданием энциклопедии так и завис в воздухе. А биографии хранятся в краеведческом музее. Оттуда они и попали на мой рабочий стол. Вчитываюсь в строки и понимаю: в них – наша память, наша история, летопись Сталинградской битвы. Каждая из этих страниц бесценна для нас.
Федор Тимофеевич Ананников (1923 – 1978 г.), уроженец хутора Алексиковского.
В 42-м Федор Тимофеевич был призван в ряды Красной Армии в 153-й стрелковый полк в должности телефониста. После каждого боя связисты недосчитывали многих своих товарищей. Непрекращающиеся бомбежки и ураганные артналеты то и дело выводили линию из строя. Под таким огнем связистам приходилось отыскивать и ликвидировать обрывы. Несколько раз в сутки связисты, рискуя жизнью, отправлялись на операции восстановления связи.
Это было под Котлубанью в 1943 году. После одного из взрывов блиндаж, в котором находились связисты и аппаратура, был засыпан землей. Новый мощный удар артиллерии порвал кабель. Телефоны замолчали, а без связи вести бой приходилось буквально вслепую. С трудом радист Ф.Т. Ананников связался по рации со штабом полка. Оттуда сообщили, что с другими точками связи тоже нет. Вышедшие на линию два связиста не вернулись. Очередь была за Федором и командиром отделения…
С катушкой и аппаратом за спиной сержант и боец поползли по линии.
Рвущиеся кругом снаряды заставляли то и дело вплотную прижиматься к земле, «пикировать» в воронки. Один из шальных снарядов угодил прямо в то место, где лежали связисты. Наповал был убит сержант, а Ананников тяжело контужен. Придя немного в себя, Федор собрал остатки сил и дополз до обрыва, наладил связь и возвратился в роту, не забыв забрать с поля боя и погибшего товарища.
Бойцы выполнили боевое задание. Дорогой ценой, но связь была налажена.
После непродолжительного лечения Федор Тимофеевич снова вернулся в строй. За проведенную операцию ему была вручена боевая награда – медаль «За отвагу».
Войну закончил в Польше. Награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени и многими юбилейными медалями.
После войны работал в колхозе сначала связистом, а потом механизатором. Однако последствия ранений не дали долго пожить Федору Тимофеевичу. Он умер в возрасте 55 лет.
Интересен боевой путь Федора Сергеевича Ефимова (1906 – 1971 г.г.).
В сентябре 41-го Федор Сергеевич был призван на фронт. Направили его в рабочий батальон, где он строил оборонительные сооружения под Сталинградом. Пробыл он там несколько месяцев. Каждый воин-строитель понимал, что своим отчаянным трудом буквально закрывает дорогу к Сталинграду. Поэтому работали, не зная усталости, забыв про сон и еду. Даже зимой в 30-градусные морозы они не прекращали возводить оборонительные сооружения. Ненависть к врагу придавала солдатам силы, и они выполняли свою задачу, несмотря ни на что.
Затем Федор Степанович был направлен в 168-й стрелковый полк. Но недолго прослужил здесь: гарнизонной комиссией был признан годным только к нестроевой. Так Ефимов оказался в 501-й полевой хлебопекарне. Печь хлеб солдатам – не представлял себя в этой роли Фёдор и даже не понимал вначале, насколько это будет сложное и ответственное дело. Первый раз пришлось ему выпечь хлеб на станции Садовая, что за Сталинградом. Здесь, в небольшом лесу, прямо среди деревьев, были установлены десять печей. Пекли хлеб круглые сутки. Так как немцы постоянно вели обстрел станции, рвались к Сталинграду, они по приказу командования были вынуждены перебраться в Ахтубу. Здесь пекли хлеб в палатках, установив в них кирпичные печи. Работать приходилось в противогазах: дым шел в палатку. Это была вынужденная мера, чтобы не привлечь внимание немцев. Зачастую работать приходилось под пулями, но о себе в эти моменты не думали. Но каждый из пекарей знал, что на фронте нелегче, что солдатам нужен хлеб.
После Сталинграда пришлось побывать в Одессе, Павлограде, других городах, а также за границей: в Румынии, Югославии, Венгрии.
Возвратился Федор Сергеевич домой в 1945 году. Награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией» и многими юбилейными медалями.
…Сталинград восстановлен, город-герой на Волге переименован, но на его земле остались бессмертные памятники, напоминающие о Сталинградской битве. Одни защитники города сложили свои головы в кровопролитном сражении Великой Отечественной войны, другие вернулись домой, но их жизни никогда не стали прежними. Они навсегда запомнили страшный запах войны. Они и поведали нам, своим потомкам, о событиях тех лет, заложили в нашу генетическую память код ненависти к любому захватчику родной земли, любовь и преданность своему Отечеству.
Татьяна Мелихова.