«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Среда, 27.11.2024 г.
16+

Внесен законопроект о развитии местного самоуправления

Проект закона предусматривает упрощение правовых конструкций и уточнение компетенции органов местного самоуправления

Внесенный в Государственную Думу законопроект подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве.

«Внесенный законопроект посвящен организации местного самоуправления и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой местного самоуправления», — пояснил один из авторов законопроекта, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

По его словам, это будет способствовать устранению путаницы при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законопроектом также подчеркивается правовая природа местного самоуправления — целью самоорганизации граждан признается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Кроме того, одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Также законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. При этом в целях наиболее оптимального обеспечения интересов населения регион может принять решение о перераспределении ряда полномочий в конкретном муниципальном образовании (которые не отнесены к неотъемлемым) и осуществлении их на региональном уровне. Общая структура органов местного самоуправления остается неизменной.

Муниципальные выборы и ответственность глав муниципалитетов

Законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальных выборов. 

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.

Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Укрепляется и статус главы местной администрации. Законопроект предусматривает, что он замещает муниципальную должность.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.

Единство публичной власти

Павел Крашенинников отметил, что положения законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации и направлены на создание условий для комплексного устойчивого социально-экономического развития страны в интересах граждан, общества и государства.

Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Кроме того, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.

Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В этом случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, руководящий местной администрацией, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Источник: http://duma.gov.ru/news/53011/

Комментарий: Антон Лукаш,  эксперт Агентства Стратегических Инициатив,

член Общественной палаты Волгоградской области:

По закону о публичной власти.

Так думаю.

Что очевидно?

Логика положений документа — развитие норм Конституции о публичной власти.

Главная цель закона — повышение качества управления и уровня ответственности ОМСУ перед своими работодателями — жителями, которые будут чётко знать, с кого спрашивать — больше не будет «ничьих» дорог или территорий внутри муниципалитета.

Важно, что закон снимает противоречия между регионами и муниципалитетами — теперь определён перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.

Правильно введён и постепенный, спокойный переход к новой системе — с 1 января 2023 года, при этом одноуровневая организация ОМСУ будет вводиться до 1 января 2028 года.

Источник: https://www.facebook.com/100007637910266/posts/3063529090578325/