Мотивация на профессию
Педагогический класс Новониколаевского района
как модель решения кадровой проблемы
в системе образования
Сетевой проект «Социально-педагогический класс Новониколаевского муниципального района» был запущен в работу в результате совместного решения комитета по образованию Новониколаевского района и Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) в 2013 году. С тех пор важнейшей целью деятельности педагогического профиля является выявление педагогически одаренных детей, их мотивация и подготовка к профессиональной педагогической деятельности путем активного включения в учебно-воспитательный процесс. За время обучения воспитанники получают не только теоретические знания, но и обретают практические умения, которые подтверждаются на зачётных занятиях, проходящих в разнообразных формах: дискуссия, публичное выступление, презентация и др.
Совместно с кафедрой педагогики ВГСПУ специально для педагогического класса разработаны программы «Основы педагогического мастерства и педагогической психологии», «Организация работы детского исследовательского коллектива» и «Психология восприятия искусства».
Работа по данному направлению осуществляется со старшеклассниками 15 – 16 лет, которые отобраны из средних школ района. Срок обучения в классе педагогического профиля – 2 года. В 2020 году в педагогический класс впервые были зачислены ученики 9-х классов.
Все выпускники педкласса получают возможность по окончании школы заключить целевой контракт на обучение в ВГСПУ и с Борисоглебским филиалом Воронежского госуниверситета. Контракт трёхсторонний, он подписывается не только органом управления образованием и выпускником школы, но и организацией, которая обязуется предоставить работу по окончании вуза.
Обучение в педагогическом классе – это хорошая профмотивация, учитывая тот факт, что около 50% студентов учебных заведений России поступают в них с неосознанным выбором профессии. Не секрет, что среди обучающихся в педклассе пусть единицы, но есть те, которые не выбирают профессию педагога. Двери для таких ребят мы не закрываем, они сами признают, что получают за два года хорошие навыки публичного выступления, ведения дискуссии, основы знания психологии, которые пригодятся в любой профессии. Но профессия педагога всё же остаётся приоритетной. Ежегодно выпускники 11-х классов поступают в педагогические университеты и колледжи. Так, в 2019 году 18 выпускников 11-х классов из 92-х поступили в ВГСПУ, в Волгоградский и Михайловский педагогические колледжи, в Московский педагогический университет. Было подписано 6 целевых контрактов. В 2020 году из 104 выпускников 11-х классов 21 поступили в педагогические вузы и колледжи, и было заключено 9 целевых контрактов. Процент поступления выпускников педагогического класса в профильные вузы и колледжи близок к 100%.
Единичные случаи, когда поступить не удаётся, носят индивидуальный, частный характер, больше связанный с болезнью или непринятием каких-либо условий обучения. Также у воспитанников педагогического класса есть возможность участия в открытых предметных олимпиадах, проводимых ВГСПУ, победа или призовое место в которых даёт участнику дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении.
Ежегодно в рамках проведения Дня ВГСПУ в Новониколаевском районе с обучающимися педагогического класса встречаются ректор университета, профессорско-преподавательский состав и студенты. В рамках программы Дня ВГСПУ воспитанники педагогического класса защищают проекты «Я в будущей профессии» и участвуют в конкурсе публичных выступлений. Пандемия и ограничительные мероприятия внесли изменения в реализацию традиционных встреч, но нет сомнений, привычная работа будет восстановлена.
Традиционной является профориентационная поездка в ВГСПУ, в ходе которой ребята знакомятся с кафедрами вуза и его достопримечательностями, посещают те факультеты, на которые планируют поступать, задают вопросы преподавателям и декану, окончательно определяются с выбором. В текущем году такая поездка запланирована на апрель.
В разработанной «Дорожной карте взаимодействия ВГСПУ и Комитета по образованию Новониколаевского района» работа с педагогическим классом, сопровождение его выпускников во время обучения в вузе и дальнейшее трудоустройство – приоритетное направление. В числе важнейших таковых мероприятий – прохождение практики на базе школ Новониколаевского района. И сегодня выпускники педкласса, ныне студенты ВГСПУ, проходят и будут проходить практику в школах №1, №2, №3 и Куликовской.
С педагогическим классом в разное время работали известные деятели науки и культуры России, педагоги-практики. Это директор ГБОУ Школа №109 г. Москвы, Заслуженный учитель РФ, академик РАО Е.А. Ямбург; академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.М. Поташник; профессор Литературного института им. Горького, писатель О.А. Николаева; Заслуженный художник РФ С.М. Домусчи; Заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Президента РФ Т.А. Рокитянская. В марте и апреле такая работа продолжится. Запланированы встречи с известными журналистами, писателями, педагогами.
Опыт работы педагогического класса Новониколаевского муниципального района был представлен на Всероссийском съезде участников апробации и освоения профессионального стандарта «Педагог» в Москве в 2015 г., на заседаниях Учёного совета ВГСПУ, на Международной научно-практической конференции «Технологии системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС» в 2016 г., на Международном форуме «Непрерывное образование: проблемы и перспективы» в 2018 году.
В 2019 году проект «Педагогический класс как модель решения кадровых проблем в образовательных организациях» стал победителем регионального конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития в номинации «Образование» и в этом же году получил грант ПАО «Лукойл».
В 2020 году педагогический класс Новониколаевского района получил диплом первой степени на Международном фестивале педагогических классов, организованных Гродненским государственным университетом. Также в 2020 году практика социально-педагогического класса получила призовое второе место на региональном конкурсе лучших практик профессионального самоопределения молодёжи «Премия траектория».
В текущем учебном году в программу работы педагогического класса были включены дискуссии различного формата с педагогами и руководителями образовательных организаций по проблемным, актуальным вопросам обучения и воспитания. Такие встречи проведены с молодыми педагогами района и директорами школ.
В настоящее время в классе педагогического профиля обучается 18 старшеклассников из пяти средних школ Новониколаевского района. Это три школы р.п. Новониколаевского, Двойновская и Дуплятская. По инициативе районного комитета по образованию и администрации СШ №1, при поддержке главы района С.С. Чулкова принято решение отремонтировать и предоставить для педагогического класса отдельное помещение, которое будет оборудовано и оформлено в соответствии со спецификой профилизации и преподаваемых дисциплин.
Учитывая серьёзные кадровые проблемы в системе образования, педагогический класс – это, пожалуй, одна из немногих работающих моделей для их решения даже при определённом проценте возвращения ребят в район, ведь целевые контракты подписывают не все выпускники педагогического класса.
Сегодня в Министерстве Просвещения РФ проявили большой интерес к работе к деятельности педклассов. В феврале текущего года при Академии повышения квалификации Министерства Просвещения РФ создана рабочая группа по изучению и распространению такового опыта работы. В этой группе – ректорат и преподаватели крупных государственных педагогических вузов – Волгоградского, Тульского, Томского, Ярославского, Московского, Уральского, школ городов Екатеринбурга, Асбеста, Тулы. Среди 28 членов группы – два представителя нашего района: руководитель проекта и куратор класса Е.С. Шкуратова, что является несомненным признанием нашей работы. 17 февраля состоялось первое онлайн-заседание рабочей группы, на котором обсуждались вопросы создания нормативного и методического обеспечения деятельности профильных педагогических классов в РФ и рассмотрен план работы на 2021 год.
Важно понимать, что при должной организации работы педкласса, он не только решает профориентационные задачи, но и влияет на развитие воспитательной системы школы. Это определяется его активной позицией в ней как её субъекта. Его принципиальное отличие от педклассов 80-х в том, что в изменяющихся политико-экономических условиях общества он стал более мобильным. Сегодня педкласс – многофункциональное явление, он реализует функции не только по отношению к ученикам, но и по отношению к школе, к учителям и родителям, он в контексте взаимодействия разных школ и внешкольной среды.
П.В. Митяшов, председатель комитета по образованию,
руководитель проекта «Социально-педагогический
класс Новониколаевского района».