«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Суббота, 23.11.2024 г.
16+

Православные Святки: традиции, обряды, религиозный смысл

Празднование 12 святых дней между Рождеством и Крещением имеет религиозную основу и много давних светских традиций. Например, на Руси в это время было принято ходить в гости, преподносить подарки, угощать детей сладостями. Особо предписывалось заботиться о бедных, подавать милостыню нуждающимся. Важное значение во время святочных торжеств имели семейная трапеза и такие угощения, как выпечка, сбитни, кисели, – Рождественский пост заканчивался как раз в ночь на 7 января. Еще одним распространенным обрядом на Руси было колядование.

Нарядные колядующие ходили по домам, пели хозяевам колядки, поздравляли с Рождеством и получали в благодарность сладости или деньги. С удовольствием в этих забавах участвовали дети, которые учили колядки. Говорили: чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее будет год.

Любили на Руси святочные дни и за гадания – наиболее благоприятными днями для того, чтобы узнать свое будущее, у незамужних девушек считались рождественский, васильевский (под старый Новый год) и крещенский вечера.

О религиозном смысле каждого дня православных Святок для «Волгоградской правды.ру» рассказал протоиерей Олег КИРИЧЕНКО.

12 последующих дней после Рождества называются святыми днями, или Святками.Пост в эти дни отменяется. Святки – это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на Святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,36).

8 января, понедельник. Собор Пресвятой Богородицы. На следующий день после праздника Рождества Христова православная церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием промысла, родившей Спасителя.

К первому воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена также память Давида-пророка, Иосифа Обручника и св. апостола Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Богоотцами. Это воскресенье получило название «неделя Богоотцов».

9 января, вторник. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Святой Стефан – первый христианский мученик. Он был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33–36 года. На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. Тело святого Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали в Христа и приняли святое крещение. Савл покаялся в содеянном, уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа – апостолом Павлом.

10 января, среда. Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших.

11 января, четверг. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Когда волхвы, поклонившись родившемуся, не вернулись к Ироду, но ушли в свою страну, тогда царь понял, что замысел его найти младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что будет погублен и Богомладенец, в котором Ирод видел соперника. Убитые младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Гнев царя обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о родившемся мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

12 января, пятница. Прп. Феодоры Цареградской. Преподобная жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством прп. Василия Нового, обитавшего в ее доме в уединенной келии. Скончалась Феодора в преклонном возрасте в 940 году.

Григорий, ученик прп. Василия, очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил подвижника открыть ему это. По молитвам Василия Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогли молитвы блаженного Василия.

Порядок мытарств: 1. Празднословие. 2. Ложь. 3. Осуждение и клевета. 4. Чревоугодие. 5. Леность. 6. Воровство. 7. Сребролюбие и скупость. 8. Лихоимство. 9. Неправда. 10. Зависть. 11. Гордость. 12. Гнев и ярость. 13. Злопомнение. 14. Убийство. 15. Чародейство, обаяние, призывание бесов. 16. Блуд. 17. Прелюбодеяние. 18. Содомские грехи. 19. Ересь. 20. Немилосердие и жестокосердие.

13 января, суббота. Отдание праздника Рождества Христова.

14 января, воскресенье. Обрезание Господне. На 8-й день после рождения младенец Иисус по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак завета Бога с еврейским народом. Господь, творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

15 января, понедельник. Прп. Серафима, Саровского чудотворца. В миру Прохор Исидорович Мошнин (1754–1833) – великий подвижник русской церкви, один из наиболее почитаемых православных святых, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека: стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

16 января, вторник. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

17 января, среда. Собор 70 апостолов.

18 января, четверг. На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Этот день предваряет великий двунадесятый праздник святого Богоявления, установленный в воспоминание крещения, в котором Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос погружался в воды Иордана. В сочельник после Божественной литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Православная церковь издревле совершает такое освящение дважды: в навечерие, 18 января, и в сам праздник Богоявления, 19 января.

Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнился 30-й год его земной жизни и по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, тогда наступило время явления его народу израильскому.

В это время Иоанн Предтеча, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, что Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи.

Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Как Иоанн Предтеча подготавливал народ к крещению покаянием, так и в день навечерия, Крещенский сочельник, надо подготовить себя к великому празднику Крещения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и призвать на помощь Духа Святого, чтобы проникнуться духовным смыслом события и непосредственно самим событием Богоявления.

Чинопоследование, по которому совершаются в храмах водосвятия, и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же – как в Крещенский сочельник, так и в праздник Богоявления. В Крещенский сочельник соблюдается строгий пост. В русской церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды. По русской традиции в пищу разрешается только сочиво, вареная пшеница или рис с орехами и медом.

19 января, пятница. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богоявлением называется праздник потому, что при крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Юлия Гречухина.

Фото: ИД «Волгоградская правда» /архив.