Как получить свои документы из-за границы
В настоящей статье будет рассмотрен вопрос о возложенных на территориальные органы Минюста России полномочиях по истребованию личных документов (об образовании, трудовом стаже, наличии (отсутствии) гражданства и иных документов, касающихся прав и интересов граждан) с территории иностранных государств.
После распада СССР и образования независимых государств возникают такие ситуации, при которых гражданину необходимо получить информацию о заработной плате и стаже работы для оформления пенсии, например, в Узбекистане, или о расторжении брака в Украине, либо другие документы, касающиеся прав и интересов заявителя. Каждый год увеличивается число желающих получить образование за границей или устроиться на работу, переехать на постоянное место жительства в другую страну.
Конечно, решение таких задач характерно не только для россиян. Поэтому, содействуя в реализации и защите гражданами и лицами без гражданства их прав, свобод и интересов за рубежом – разные государства прибегают к заключению международных договоров и соглашений.
На территории Российской Федерации государственную услугу по истребованию личных документов с территории иностранных государств предоставляют: Консульский департамент МИД России, Департамент международного права и сотрудничества Минюста России, территориальные органы Минюста России, органы ЗАГС.
В целях повышения качества предоставления, доступности и создания благоприятных условий для получателей разработан и утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по истребованию личных документов от 29 июня 2012 года № 124. При предоставлении государственной услуги заявителями выступают:
1) российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы;
2) родственники умершего или другие заинтересованные лица, в случае если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);
3) родители (лица их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства, в случае если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);
4) иное лицо в случае представления доверенности, удостоверенной в установленном порядке, от лица, имеющего в соответствии с настоящим пунктом право на получение документов.
Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в территориальный орган Минюста России – Управление Минюста России по Волгоградской области лично либо по почте следующие документы:
— заявление об истребовании документа;
— квитанцию об уплате государственной пошлины или документ, подтверждающий уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов (по желанию заявителя);
— копию паспорта;
— копию документа, подтверждающего родство или представительство (при истребовании — документа лицами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 2 административного регламента);
— доверенность, удостоверенную в установленном порядке (при истребовании документа лицом, указанным в подпункте 4 пункта 2 административного регламента).
Государственная услуга предоставляется на платной основе: на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размере 350 рублей за каждый документ на основании подпункта 52 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом срок предоставления государственной услуги при истребовании документов с территории иностранного государства, с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства, не должен превышать шести месяцев со дня регистрации в Департаменте МИД России, Департаменте Минюста России, территориальном органе Минюста России, органе ЗАГС всех надлежащим образом оформленных документов.
Необходимо отметить, что на практике данное требование не всегда выполнимо, и срок от момента обращения заявителя за государственной услугой до момента получения личных документов с территории иностранного государства составляет от четырех месяцев до одного года и более.
Более подробная информация по вопросам истребования личных документов может быть предоставлена заявителям по телефону: (8442) 94-59-19, по письменному или личному обращению в Управление Минюста России по Волгоградской области по адресу: г. Волгоград, ул. Калинина, 4.
На официальном сайте Управления to34.minjust.ru в разделе «Деятельность» в подразделе «Международная правовая помощь» размещена информация о порядке предоставления государственной услуги по истребованию документов, перечень необходимых документов, требования к их оформлению, а также образцы заполнения заявлений.
Управление Минюста России по Волгоградской области