Волгоградцы выступают против исторического обмана
23 апреля 2019 года в Региональном информационно-аналитическом центре состоялся круглый стол «Необходимость сохранения исторической памяти». Участники дискуссионной площадки – эксперты, ученые историки, социологи, педагоги, музейные работники, студенты обсудили вопросы сохранения исторической памяти в современном российском обществе.
РИАЦ представил результаты социологического исследования «Отношение населения Волгоградской области к фальсификации истории России», которое позволило определить уровень интереса жителей региона к истории России, основные источники информации об исторических событиях, оценку материала у читателей и зрителей как фейкового или достоверного, а также понимание мотивов фальсификаторов, узнать, какие, по мнению участников опроса, события необходимо в первую очередь защищать от лжи и другие.
Показательны следующие результаты исследования:
Жители региона отмечают, что события и факты, имеющие историческое значение, нередко сознательно искажаются, что несет в себе угрозу для исторического наследия.
Случаи умышленного искажения отечественной истории встречали 84% участников опроса, большинство из которых (82%) считают, что борьба с фальсификацией нашей истории необходима и должна быть сконцентрирована на недопустимости пересмотра событий и итогов Великой Отечественной войны.
Большинство респондентов считают, что вести борьбу с искажением истории необходимо, выделяя среди основных мотивов фальсификаторов такие, как борьба за власть и другие ресурсы, лишение людей исторической памяти, изменение их ценностей и сознания, сокрытие информации.
Люди предлагают следить за качеством литературы по истории, публично доказывать истину исторических данных, вести диалог, основанный на фактах, обличать искажения информации.Обсуждение информации по материалам конференции «Без срока давности» и исследования РИАЦ прошло в формате дискуссии участников круглого стола, основные тезисы которой приводятся ниже.
Доктор исторических наук, профессор Волгоградского социально-педагогического университета Николай Болотов: «Первое, к чему мы должны прийти сегодня с вами – это к пониманию истоков этой широкомасштабной фальсификации итогов Второй мировой войны, роли нашего народа, армии, в целом страны не только на европейском, но и на мировом уровне. В 1948 году по эгидой американского ЦРУ была поставлена задача тенденциозно (в ущерб Советскому Союзу) сформировать мировоззрение будущих поколений. К 1967 году выпущено более тысячи мемуаров военачальников, старших офицеров, генералов вермахта. Это была специальная программа конгресса США. Что такое мемуары? Это воспоминания, на основе которых в дальнейшем пишутся учебники, учебно-методические пособия, создаются сценарии фильмов, спектакли. В школах уже по этим мемуарам составлены учебные программы. В мае 1945 года британским институтом социологии проведены исследования, в ходе которых установлено, что почти 80% французов отметили основную роль Красной армии и Советского Союза в освобождении Европы от фашизма. Но в 2015 году уже оказалось наоборот: 80% опрошенных полагали, что Европу освободили американцы, и только 17% немного знают о роли Советского Союза в победе над нацисткой Германией.
Ученый секретарь музея-заповедника «Старая Сарепта», кандидат исторических наук Владимир Шевченко:
«Итальянский историк Мария Ферретти прямо говорила, что «у нас была одна задача – разрушить национальную идентичность, советскую идентичность, сломав хребет советской национальной истории». Оставалось одно событие, безусловно, объединяющее народы нашей страны — Великая Отечественная война и Победа в ней. Поэтому до сих пор продолжаются попытки целенаправленно сломать именно наше отношение к Великой Отечественной, изменить его. Следующий этап — это уже начавшееся конструирование новой системы ценностей, где историческая память играет одну из главных ролей. Ведь историческая память по своей природе опосредована. Как правило, её носители не являются прямыми свидетелями тех или иных событий. На информацию, которую мы получаем из научных исследований, накладываются наши эмоции, представления, взгляды, оценки этих событий на текущий момент. Путем воздействия на историческую память, ее конструирования фальсификаторы предпринимают попытки определить выгодное им место России и нашего народа в нынешнем мире. Поэтому именно сейчас борьба за историческую память становится все более актуальной. Это борьба за ответ на вопрос: кем мы будем в этом мире — потомками победителей или потомками убийц «невинных жертв» из числа солдат армий вермахта и их союзников?»
Исполнительный директор волгоградского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Юлия Бузулуцкая: «Молодежь воспринимает информацию по-другому: многим проще посмотреть фильм, видеоролики, поиграть в компьютерную игру, нежели открыть энциклопедию, работать с историческими фактами. И здесь возникает вопрос, к каким источникам мы обращаемся. Известно, что факты фальсифицируются и изменяются в тех же самых фильмах, компьютерных играх и так далее. Неоднократно на различных площадках с разными участниками обсуждено, что это делается в интересах тех стран, начавших агрессию и потерпевших поражение. Очевидно, что странам — бывшим агрессорам — не хочется чувствовать себя проигравшими, что обуславливает их желание изменить свое прошлое, чтобы размыть память о победе нашего народа уже у молодого поколения – наследников победителей. Движение «Волонтеры Победы» ищет новые форматы, интересные и доступные молодежи, а главное – исторически верные».
Руководитель Волгоградского государственного института культуры, кандидат педагогических наук Александр Веденеев: «Работа западных стран против России ведется системно и очень правильно, с их точки зрения, на протяжении нескольких десятилетий. Для лишения страны самоидентичности, а потом и суверенитета необходимо, по их методикам, изменить личность, подстроив ее под параметры, необходимые другому государству, а дальше эта личность придет к «нужному» мнению, искренне полагая его своим. Руководство отдельных западных стран работает в направлении размытия личности и формирования массы людей. Создается контент заданной информации, которая тиражируется через интернет-ресурсы для восприятия целевых групп, особенно молодежи».
Николай Болотов: «Волгоградский регион третий регион после Москвы и Санкт-Петербурга, где достаточно широкомасштабно проводится патриотическая и воспитательная работа, сохраняется историческая память о том, что именно Сталинградская битва явилась переломом в Великой Отечественной и второй мировой войне. И мы, как сталинградцы, из поколения в поколения передаем эти святые воспоминания».
Антон Лукаш: «Мы сейчас разобрали по структуре и смыслам работу, которая ведется против исторической памяти нашего общества. И если говорить о синдроме «Коли из Уренгоя», то что получилось? Молодой парень столкнулся с мощным психоинформационным воздействием через эмоциональный фон: дети изучали личные истории немецких солдат, как им было плохо на войне и в плену. Причинно-следственная связь в этом «проекте» полностью разорвана и не задан вопрос, а как этот нацистский солдат с оружием в руках оказался на территории нашей страны за тысячи километров от своей родины? Сколько человек он убил? Сжег домов? В этом и заключается опасность подобных «культурных программ», которые на самом деле оказываются, как показывает практика, программами промывки мозгов».
Александр Веденеев: «Это самый простой и надежный метод, который есть в психологии. Если мы базовые эмоции переформатируем, сделаем их другими, найдем сочувствие у врага и т.д., то у нас формируется дальше совсем другая личность. Все очень просто».
Студентка Волгоградского государственного института культуры Алина Семина: «Наш институт искусств и культуры ежегодно традиционно участвует в акции «Бессмертный полк». И в этом году мы решили создать видеоролики при поддержке руководства вуза. Мы рассказали о наших родственниках, большинства из которых, к сожалению, уже нет с нами. Я родилась и выросла в Иловлинском районе, и моим героем стал Василий Кочетков, который в 1942 году отстаивал нашу землю. Я очень этим горжусь, потому что это место, где я выросла, где живут мои родные. И действительно, это очень важный человек для меня. А этот проект направлен на сохранение памяти о наших предках – участниках Великой Отечественной войны».
Александр Веденеев: «Очень отрадно, что наши студенты вышли с этой инициативой. В нашем вузе ведется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию, реализуются различные мероприятия патриотической направленности. Студенты и педагоги собирают фактический исторический материал».
Антон Лукаш: «К сожалению, волгоградцы столкнулись с фактами, когда нас втягивают уже в историческую политику. Яркий пример – действия «общественника» из Баварии Кристиана Хольца, которым год назад предпринималась попытка по установке в нашем международном аэропорту памятника зенитчику 6-ой армии Паулюса Штраусу. Данная акция, которую старались протолкнуть, по сути, обманом, не состоялась благодаря активной позиции региональной власти, острым публикациям в СМИ, гневной реакции общественности, ветеранского сообщества. Волгоградские СМИ обратились к Хольцу за комментариями, от которых он уклонился. Однако представителям федерального интернет-портала Daily Storm «удалось» его разговорить. При этом баварец поставил условие: в интервью не будет освещаться вопрос о попытке установки бюста Штраусу. То есть у Хольца была возможность внятно и четко осветить свою позицию, сказать, чем он руководствовался, возможно, извиниться перед волгоградцами за свои непродуманные действия. Но ничего подобного сделано не было. В настоящее время господин Хольц вновь едет к нам с «культурной» программой, причем по совершенно не определенной линии, взаимодействуя с 54-ой школой Волгограда (публикации в СМИ — «Кристиан Хольц едет в Волгоград за новым Колей из Уренгоя», «Кристиан Хольц продолжает учить волгоградцев правильной истории»). Эта информация вызвала широкий общественный резонанс и негативную оценку волгоградцев, примерами чего являются комментарии к указанным публикациям. Вот некоторые из них: «Кристиан Хольц говорит с трибуны, которую нашел незанятой. Не его дело учить нас памяти о войне. Но, по-видимому, мы сами отдаем инициативу Хольцу своим, как минимум малодействием, волна прокатилась по всему миру. Её жертвами были, в том числе, немцы. Но не мы пришли с мечом, страдания наших народов не сравнимы. Это кощунство, когда именно Кристиан Хольц учит нас тому, как мы должны помнить именно об этом». А что, волгоградским школьникам больше негде поучиться культуре памяти, кроме как у господина Хольца? Уж кому-кому, а не ему точно курировать подобные проекты. Коля из Уренгоя стал уже нарицательным. Теперь, господа, нужны Коли из Сталинграда».
Николай Болотов: «Когда я ознакомился с этими материалами, моему возмущению не было предела именно в части подхода отдельных чиновников, которые идут на поводу таких манипуляторов, как Хольц. Ведь с Колей из Уренгоя было тоже самое. Там все это спонсировала мэрия Уренгоя и газпромовские чиновники. А здесь, у нас, Сергей Лапшинов курировал этот проект. Без его участия не произошла бы эта попытка установки бюста (многочисленные публикации в СМИ тому свидетельство). Как выяснилось, об этом не знали ни руководство региона, ни руководство аэропорта. Теперь кто-то же 54-ой школе дает добро на эти международные связи с Баварией? Поэтому в одном из комментариев правильно было отмечено, надо очень осторожно подходить к этим «международным проектам», чтобы у нас «Коли из Уренгоя» не появились на нашей сталинградской земле».
Антон Лукаш: «Кристиан Хольц позиционирует себя как человек, который давно взаимодействует с Волгоградом. Но зададимся вопросами: «А что принес Хольц в Волгоград? В чем смысл этого взаимодействия?» Согласно данным СМИ, проект «Часовня Мира» был реализован вопреки мнению ветеранского сообщества. Заявленная цель «примирения над могилами» невозможна, на мой взгляд, без покаяния – именно это и покоробило ветеранов. Следующий проект Хольца – Штраус, здесь все очевидно. Я далек от мысли, что директор или коллектив 54-ой школы нацелены на разрушение нашей истории. Вероятнее всего, это «магия» международных связей, международных контактов. А ведь надо смотреть в суть этих контактов.
Юлия Бузулуцкая: «Да, действительно, нужно смотреть в суть. И вы правильно сказали, что для дружественной миссии должно быть раскаяние. О каком раскаянии может идти речь, если человек элементарно не может объяснить свою позицию. Отказывается, точнее. Налицо скрытые смыслы. Стоит сказать о том, что в нашем регионе проводятся международные программы, в которых стороны-партнеры официально подтверждены и со стороны России, и со стороны Германии, и у этих проектов совершенно открытые цели. Их деятельность на территории Волгоградской области обеспечивает Центр патриотической и поисковой работы. Это два международных обмена с Германией для детей от 14 до 18 и один взрослый обмен от 18 до 35».
В завершение круглого стола Антон Лукаш попросил присутствующих сформулировать свои предложения и рекомендации.
Александр Веденеев: «По итогам нашей дискуссии хотелось бы сказать, что работа на федеральном и региональном уровне ведется, и это отрадно. В плане рекомендаций – сейчас нужны специалисты, которые занимались бы патриотической направленностью формирования личности. Необходимо и научное обоснование данного процесса (конференции, обсуждения ученых) с медийным доведением этой информации до граждан. Очень важна общественная экспертиза, общественный и государственный контроль подобных проектов».
Владимир Шевченко: «В условиях борьбы за нашу память, борьбы за правду, главное – это не молчать».
Алина Семина: «Хочу сказать, что мы не должны позволить изменить нашу историю. Мы должны о ней знать всё и помнить её обязательно, потому что именно за нами, за молодежью, будущее страны. И мы должны сохранить это всё и передать следующему поколению».
Николай Болотов: «Педагогические кадры в этом вопросе решают всё – важна подготовка таких кадров. В 90-е годы был разрушен контроль государства над такими направлениями работы по международной линии. Поэтому сейчас задача именно таких информационных центров, где мы сегодня находимся, Общественных палат города, области, общественных организаций, волонтеров держать руку на пульсе, бороться с проявлениями переписывания истории. И сегодняшняя наша встреча – это маленький фундамент начала благородной и очень нужной сейчас работы».
Юлия Бузулуцкая: «Важна системная и взаимосвязанная работа педагогов, общественников, ученых. Только взаимодействие, системный подход поможет сберечь нашу историческую правду».
Социолог РИАЦ Анастасия Ивашкина: «Интерес к истории находится на достаточно высоком уровне, и важно поддержание этого интереса именно у молодого поколения. Необходимо сохранение исторического наследия, которое во многом предопределяет будущее страны, систему ценностей».
Антон Лукаш: «Государство, в данном случае, региональная власть, неравнодушно к сохранению исторической памяти, стоит на ее защите. И делает это не только словом и нормой, но и созданием площадок. подобных РИАЦ, что позволяет на высоком уровне вести продуктивный диалог. Власти города и области делают очень много с точки зрения развития народной дипломатии. В рамках программ обмена реализуются легитимные и качественные программы, через которые мы можем транслировать позицию России, Волгоградской области, основанную на правде и самим воспринимать позицию зарубежных стран. Широкий диалог, честная, гласная демонстрация своих намерений и аргументов — вот качество подлинной народной дипломатии».