Было яичко простое, а стало золотое
В Волгоградское УФАС России в декабре 2018 года поступали обращения физических лиц по вопросу значительного роста цен на яйцо куриное. Кроме того, Управлением по поручению ФАС России на основании обращения торговой сети была проведена проверка поставщиков яйца по вопросу повышения отпускных цен.
Управлением установлено, что поставщиками яиц в Торговые сети являются не только производители куриного яйца (птицефабрики), а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие перепродажу фасованного яйца, при этом рынок поставки и реализации товара не ограничивается территорией одного субъекта.
Управлением выявлено, что в ноябре-декабре 2018 г. производители яйца, осуществляющие деятельность на территории нашего региона повысили отпускные цены на продукцию: на яйцо С0 в среднем на 29,5%, С1 — 32,8 %, С2 – 30,7%. Рост отпускных цен на продукцию был обусловлен ростом стоимости корма, электроэнергии и ГСМ.
Также установлено, что на розничные цены реализации яйца влияет присутствие на рынке значительного числа посредников, осуществляющих перепродажу яйца. Так, основной объем оптовых продаж яйца осуществляется через оптовых посредников. В нашем регионе выявлены 2 организации с наиболее крупным объемом реализации в Торговые сети. Установлено, что указанные посредники в один и тот же период значительно увеличили отпускные цены (при неизмененности закупочной цены в декабре 2018 г. отпускная цена в зависимости от категории товара, увеличилась на 25%-57,5%). При этом данные организации не входят в одну группу лиц.
Таким образом, действия указанных посредников подпадают под запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения (ст. 11 Ф Закона о защите конкуренции). При этом Законом о защите конкуренции данные соглашения допускаются, если учредителем (участником) юридического лица являются одно или несколько физических лиц, если суммарная выручка таких организаций за последний календарный год не превышает 400 млн. рублей.
Суммарная выручка указанных посредников за 2017, а также за 2018 год не превышает 400 млн. руб., в связи с чем у Управления отсутствуют основания для принятия мер антимонопольного реагирования.
Следует учесть, что в целях сглаживания скачков цен для потребителей, торговые сети в момент резкого повышения закупочных цен стараются снижать торговую наценку.
Учитывая, что динамика изменения цен на яйцо в розничных сетях является различной, согласованных действий среди торговых сетей не выявлено.
volgograd.fas.gov.ru/news/12610