Раньше думай о Родине, а потом о себе…
В нашей области хорошо было известно также имя Николая Васильевича Лысенко, который возглавлял хозрасчетное звено растениеводов в совхозе «Красноармеец». Этот коллектив был лидером в районном социалистическом соревновании на уборке урожая в 1983 году. Сам Николай Васильевич Лысенко избирался делегатом ХIХ съезда ВЛКСМ, лауреат премии Ленинского комсомола. По итогам работы звену вручено переходящее Красное знамя ЦК комсомола.
Эти примеры (а их еще можно привести) ярко свидетельствуют о трудовом энтузиазме комсомольцев. Они вносили ощутимый вклад в укрепление могущества нашей Родины. Труд же учил молодых людей ответственности, упорству, профессиональному мастерству.
Комсомольцы и молодежь постоянно обращались в райком комсомола, который в любой период был настоящим штабом работы среди молодежи. В наше время практически все учились: в вечерней школе, среднем или высшем учебном заведении. Вспоминается тесная связь с педколлективом вечерней школы рабочей молодежи. Конечно, трудно было молодым производственникам после работы вечером посещать занятия. Комсомольские работники постоянно интересовались посещаемостью занятий и принимали меры для того, чтобы не было их пропусков без уважительной причины. Обращались к руководителям с просьбой пересмотреть график работы, не направлять в командировки. Это помогало. Как правило, учебный год заканчивали успешно все. А кто учился в средних или высших учебных заведениях, находились в поле зрения руководителей и специалистов. Им давали конкретные участки, проверяли на практике, что могут, помогая при этом практическим советом, и выдвигали руководителями среднего звена, главными специалистами. Практически работа способствовала построению грамотной молодежной кадровой политики. Вот примеры о выдвижении комсомольцев на ответственные участки, которые не подвели старших товарищей. Так, на большую партийную работу были выдвинуты заведующий орготделом райкома комсомола Ю.Г. Минаев, сначала инструктором райкома КПСС, затем секретарем парткома совхоза «Комсомольский», в последствии – директор совхоза «Мирный» и глава Новониколаевского района. А.Е. Мирошников, первый секретарь райкома комсомола, был утвержден инструктором райкома КПСС, затем секретарь парткома совхоза «Красноармеец», колхоза им. Красных партизан и хозяйственный руководитель. С.Ф. Юрин – первый секретарь райкома комсомола, секретарь парткома, завотделом райкома КПСС. С.С. Чулков – первый секретарь райкома комсомола, затем заместитель председателя исполкома райсовета, избирается главой Новониколаевского муниципального района. В.Н. Караваев, зав. орготделом райкома комсомола, был рекомендован на советскую работу и вот уже почти 30 лет возглавляет сначала сельсовет, а затем Серпо-Молотскую сельскую администрацию.
Примеров, подобных этим, очень много. Проверка временем в период пребывания в комсомоле в конкретных делах, организаторские способности, общеобразовательный уровень (а все имели высшее образование), а также ответственность, честность рекомендуемых были гарантией их положительной работы в новом качестве. И ведь не подвели! Искренняя благодарность представителям комсомола разных поколений, а ныне нестареющей молодежи, за верность и преданность конкретному делу. Ваши энергия, самоотдача способствовали развитию Новониколаевского района, которому в этом году исполнилось 90 лет со дня образования.
Конец 60-х – 70-е годы – время подготовки к 50-летию ВЛКСМ и 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Это был период военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Все комсомольцы и молодежь активно участвовали в походе по местам славы советского народа. В каждой школьной комсомольской организации, клубах и домах культуры создавались комнаты и уголки революционной, боевой и трудовой славы, где был сосредоточен богатый материал о нашей истории и настоящих героях, абсолютное большинство которых жили и работали рядом с нами. Ветераны гражданской и Великой Отечественной войн, Герои труда – они охотно встречались с молодежью, делились воспоминаниями. Это была живая связь непосредственных участников тех событий и молодежи. Они дружили с нами, комсомольскими работниками, молодыми производственниками, учащимися, были нашими гостями на мероприятиях. Как не вспомнить сегодня Г.К. Алифанова, участника гражданской войны, который участвовал в борьбе с басмачами. Сколько проехал он с нами по району, рассказывая об этом. Постоянно были среди молодежи ветераны Великой Отечественной войны Г.Е. Никулин, В.Н. Бунин, В.М. Климов, В.М. Материкин, В.М. Костиков, А.И. Климов, Герои Социалистического труда Н.С. Горшков, Ф.М. Щегольков. Это было уникальное поколение победителей, которое испытало на себе все тяготы лихолетья, сражалось за свою великую Родину, отстаивая каждую пядь советской земли. Оно радовалось жизни, радовалось нам, молодым. Им очень хотелось, чтобы мы, их дети и внуки, жили лучше, чем они, и никогда не испытали того, что им пришлось испытать. Сейчас уже очень мало, к сожалению, осталось среди нас представителей того золотого фонда нашего района – ветеранов Великой Отечественной войны. Так вот то, что они передали нам в тот период и позднее, позволяет сказать, что комсомол свято сохранил богатый материал о них: сосредоточил его в Новониколаевском краеведческом музее. Большая работа дает результат. Материалы, собранные в то время, в полной мере широко используются в работе по воспитанию подрастающего поколения.
Дорогие друзья! Особое место в работе районной комсомольской организации принадлежит школьному комсомолу. И по праву. Они составляли практически ее половину. Нынешним старшеклассникам, к сожалению, не знакома комсомольская жизнь. А она была, и очень активная. Сотни 14-летних мальчиков и девочек с горящими глазами, искренними сердечками райком комсомола принимал в свои ряды ежегодно. Массовыми были обращения о приеме в ряды ВЛКСМ в день рождения комсомола, день рождения В.И. Ленина, день рождения пионерской организации. В каждой школе – средней, восьмилетней и даже начальной – были пионеры, которые жили дружной пионерской семьей. Выполняли торжественное обещание: горячо любить свою Родину, хорошо учиться, помогать в учебе товарищам, заботиться о младших, уважать старших… Более светлых и ответственных слов, наверное, и нет. Так вот дети, будучи октябрятами и пионерами, под руководством своих старших товарищей – старших пионервожатых, учителей – активно работали, что не только помогало учебе, но и способствовало развитию общественной активности, воспитанию личности. Уже подросшими, такими же активными они вступали в комсомол. Как не сказать слова благодарности за активную работу с пионерами старшим пионервожатым Г.А. Черкасовой, Л.Г. Сычевой, Н.В. Лариной, О.В. Шапошниковой, О.Г. Горемыкиной, М.А. Блошкиной, Г.Я. Юриной, Т.И. Тарколенко, Л.Н. Шурыгиной и многим-многим другим, которые внесли немалый вклад в воспитание подрастающего поколения.
Хорошей традицией у школьного комсомола было участие в слете ученических производственных бригад, школьных лесничеств, юных друзей природы. Они проходили ежегодно. Летняя трудовая четверть под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики» (с 1973 года) стала не только реальным вкладом школьной молодежи в выполнение народно-хозяйственных планов, но прежде всего – школой трудового воспитания, школой коллективизма и товарищества, открывшей для многих путь в профессию.
Организаторами летней трудовой четверти были ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством просвещения СССР и ВЦСПС, на местах в регионах, районах – комитеты комсомола и органы народного образования, действующие в сотрудничестве с Советами народных депутатов, профсоюзами, органами здравоохранения, народного хозяйства.
Вспомните, комиссары, комсомольский актив, молодые учителя тех лет, как мы принимали областной слет ученических производственных бригад, школьных лесничеств и юных друзей природы. Четкие действия штаба, райкома комсомола, комсомольского актива, комиссаров, а также высокого уровня организация позволили провести его на одном дыхании, оставив неизгладимое впечатление у участников и гостей слета, за что получили высокую оценку руководства Волгоградской области. Это был настоящий праздник, своеобразный отчет подрастающего поколения о том, что они уже получили в школе соответствующую подготовку, подтверждают ее на слете и готовы пополнить ряды старших товарищей на полях и фермах, в природоохранных структурах и других сферах деятельности.
О Изотова.