«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Понедельник, 25.11.2024 г.
16+

Хлеб на столе – хорошо, но хочется и мяса…

Для нынешнего обывателя современный аграрий – это тот, кто «имеет больше и живет лучше». Такое восприятие чаще всего лишено здравомыслия и попросту движимо завистью. Ну а те, кто хоть немного вникал в сельскохозяйственную действительность, знают, – эта сфера экономики требует от производственника не только устремления на хорошую выручку, но большего – знаний, терпения, весомых затрат (финансовых, материальных, душевных) и, конечно же, трезвой логики на перспективность своего дела. Ну а то, что всяк человек (часто и сам не осознавая) в определенной степени лукав, не лишает земледельца и каких-либо заблуждений: тут, как и у всех…

К чему эта прелюдия: такова уж наша с вами действительность, что на фоне высокоразвитого растениеводства животноводство в районе после распада СССР возрождается не теми темпами, какие хотелось бы отмечать. Когда производственная пашня используется только для выращивания зерновых и технических культур на последующий вывоз с территории района (сбыт), говорить о стремлении наших крестьян заниматься животноводством и перерабатывать его продукцию пока что не приходится. Вечно так продолжаться не может: одним хлебом сыт не будешь, – захочется и мяса.

Аграрная династия Губиных тоже начала складываться как чисто земледельческая, но со временем, достигнув неплохих успехов в растениеводстве и посмотрев, как развивается АПК в различных странах мира, пришла к пониманию, что поле без фермы – это ненормально, а для России – особенно.

– Ферма ведет свою историю с 2015 года, когда при минимуме условий для содержания скота было закуплено 50 голов нетелей. В настоящее время численность животных порядка 1000 голов (увеличение идет за счет приплода, уменьшение – за счет реализации и забоя на переработку – ред.). Для меня, как фактического растениевода, уже понятно, что лучшая переработка продукции полей – это животноводство. И это при том, что отрасль, как и полеводство, весьма сложный процесс. Ясно и другое: я, как поставщик кормов для фермы, ограничен недостатком пахотных площадей под кормовые посевы. Выводить значительные площади из севооборота на эти цели крайне тяжело. Но тенденция роста численности скота налицо и вопрос с кормами сейчас весьма актуален. Где взять землю под них? Решение видится в партнерстве с нашими коллегами – растениеводами (субъектами АПК района – ред.). С их стороны требуется только осознание роли сельского хозяйства в жизни страны.

 Уникальность семейного сообщества состоит в том, что наше поле кормит собственную ферму, а мясные продукты с нее – наших земляков, – говорит Андрей Губин.

Я привел фрагмент речи фермера, произнесенный им с площадки функционирующей фермы в х. Куликовском перед участниками районного Дня поля в июне т.г.

 Более детально поднятой темы коснулся Алексей Губин, осуществляющий весь менеджмент на животноводческом объекте. Раскрывая суть идущих здесь процессов, он сразу акцентировал внимание коллег-аграриев: «Самое главное для нас – был побежден страх, что животноводство – это тяжело, очень сложно и не эффективно. Тяжелого тут ничего нет: полная механизация процессов; минимальное количество работников (на фермере заняты круглый год – ред.); производственная  нагрузка на рабочих несколько  возрастает в сезон кормозаготовок; быки не выпасаются; маточное стадо в летний период на выпасах под «присмотром» электропастуха; огороженный участок пастбища выедается животными в течение 3-4 недель под чистую; нет вопросов по пожарной безопасности – электропастух прокладывается по границам с полями,  включая в зону пастбища и лесопосадки (животные выедают травостой и внутри лесомелиоративной полосы – ред.). С переводом поголовья на новый участок выпаса, прежний чист и зеленеет от подрастающих трав. Хоть с паяльной лампой проходите – не загорится».

С получением в 2020 году гранта открылась возможность для забоя КРС и переработки мяса в товары народного потребления. Запущенный в эксплуатацию (2021 г.) специализированный цех позволил освоить выпуск более 60 изделий из мяса. Рецептурный справочник Конникова (1938 г.) стал для Губиных «ветхим заветом» в производстве натуральных продуктов. В силу того, что сейчас уже иные ГОСТы, многих натуральных специй под весь здешний ассортимент не производят. А если и производят, то их цена заоблачная. К примеру, 1 кг шафрана стоит 1 тыс. долларов.

– Только по этой причине ряд продуктов мы просто не стали изготавливать (стоимость товара была непосильной для рядового покупателя – ред.). В данный момент производим продукцию 24-х наименований, – замечает Алексей.

В последние годы в России наметились серьезные подвижки во внутреннем производстве животноводческой продукции. Быстрое насыщение рынка тем же мясом, как правило, обеспечивают крупные животноводческие комплексы. Это в какой-то степени смущает нынешних растениеводов: мол, займусь еще скотиной, а потом конкуренции не выдержу… Ну а как у Губиных? – они ведь тоже об этом думали. Прежде чем начать развивать отрасль, фермеры поездили по миру – изучали опыт, вникали в технологии, выбирали согласующееся с собственными ресурсными возможностями, особенностями местных почв и климата. Поголовье завезли сразу элитной породы, но не прихотливой к условиям содержания. Строительство площадок для откорма и зимнего нахождения животных обеспечило ферму прочной базой – не слишком обременительной по затратам и комфортной для КРС. Чего стоит только вопрос с механизированной очисткой навоза (в классике – это весьма накладно). Здесь же – помещения облегченного типа, животные – на меняющейся подстилке, очистка навоза – в теплый период и один раз в год, навоз – удобрение для полей.

Статус племрепродуктора позволяет ферме реализовывать скот по нормальной цене и помогать таким же фермерам в приобретении животных не за тридевять земель, а у себя – в области. Ну а переработка мяса – это еще и добавленная стоимость. Натуральность мясных продуктов Губиных по достоинству оценена крупнейшей сетевой  компанией в Волгограде (партнер хозяйства), а дополнительную реализацию продуктов обеспечивают собственные магазины в областном центре и р.п. Новониколаевский. Востребованность товаров можно объяснить и тем фактом, что по рецептам 1938 года у Губиных в изделии 98% мяса и 2% натуральных специй. Современная упаковка (вакуум) обеспечивает в условиях холодильника довольно длительное хранение. При повышенном спросе ферма еще не всегда может его удовлетворить (это на реплику гостя, что, мол, надо побольше производить, а то иногда не купишь). Забой скота идет по факту реализации предыдущих партий товара, а численность поголовья еще не гарантирует его поточности.

Любой производственник заинтересован в рентабельности своего дела. Животноводы – не исключение. В конечном мясном изделии заложены и затраты на те же корма. И здесь долгих объяснений не требуется: если полеводу выгоднее зерно подороже продать, то животноводу – подешевле купить. В аспекте данной фермы: если в какой-то год цена на зерно не выгодная, то тут есть куда его использовать, особенно фураж.

 Когда же мясные продукты с фермы становятся для потребителя брендом, то сей момент будет уже поважнее стоимости сырья. И это показатель, если хотите, успешности и достойный вклад в экономику родного района. Тут уж, как говорится, грех подвести. Принципиальность такого подхода обнаружилась у Губиных сразу, в период строительства цеха по забою герефордов и переработке мяса. Находясь еще в поиске технологий и рецептур, они пригласили со стороны технологов, которые им предложили довольно рентабельный путь – использовать в тех же колбасах, в качестве животного белка, не мясо животных, а их шкуры (после переработки они гарантируют содержание в изделии необходимого количества белка – 60 и более процентов). Фермеры такой принцип отвергли. А потому все шкуры в засоленном состоянии реализуются специализированному заготовителю.

Некоторые гости фермы, имеющие породистых собак, к своему изумлению узнали, что на площадке куликовского цеха для их питомцев производится фарш. В условиях забоя животных и переработки мяса отходы логичны. Это все то, что по требованиям надзорных органов и рецептуре изделий не допустимо: легкие, почки, селезенка и прочее – вполне сгодятся для зверей, пусть и домашних. Ну, согласитесь, это куда лучше, нежели сухой продукт из зоомагазина, специфичного запаха и вида. А тут замороженный брикет и ехать за ним из своего хутора недалеко.

Подготовить данную статью заставило не желание прорекламировать дело фермерского семейства (писал уже не раз), а факт посещения фермы Губиных их коллегами – сельскохозяйственными товаропроизводителями Новониколаевского района, в преимуществе своем – растениеводами. И им тут было над чем поразмыслить.

 Время не стоит на месте, – придет оно в наш АПК еще и с животноводческими трендами. Только бы не упустить его…

  Текст и фото – А. Мотасов