«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Четверг, 16.05.2024 г.
16+

Из воспоминаний Героя Советского Союза В. А. Кумскова

В последних числах апреля 1945 года 2-й Украинский фронт успешно вел наступление в Чехословакии. Немецкие войска отступали по всему фронту.
Только на участке Брно – Вышков враг все еще упорно сопротивлялся.
Частям штурмовой дивизии была поставлена задача: уничтожить живую силу и технику противника на участке Брно – Вышков. Управлять действиями штурмовиков должен был командир корпуса с КП наземных войск.
Командир полка поставил задачу: группе самолетов в составе шести Ил-2 под прикрытием четырех Як-9 подавить живую силу противника в населенном пункте и станции Лулец.
Истребители сопровождения базировались на одном с нами аэродроме. Мы имели большой опыт совместных действий.
Командир эскадрильи назначил меня своим заместителем в группе. Каждому летчику было указано место в строю и его обязанности. Замыкающему летчику, опытному фотосхемщику, командир приказал сфотографировать результат боевых действий группы. После взлета и построения в боевой порядок правый «пеленг» мы легли на курс.
Мы с ведущим проверили связь между собой и с остальным экипажем. При подходе к КПП ведущий не мог установить с ним связь и дал команду связаться мне. Я установил связь и получил приказ идти на свою цель, который передал ведущему. Он понял. Подходя к пункту Лулец, командир эскадрильи принял решение атаковать этот пункт, где находилось до 6-8 автомашин. Цель, конечно, бедная. Но, как только он перешел в планирование на цель, я заметил на станции Лулец эшелон с крытыми вагонами. Паровоз был под парами, медлить было нельзя, он мог уйти. Я передал ведущему об обнаруженной цели, а сам стал поворачивать на эшелон.
Ведущий приказал атаковать эшелон. Я находился в выгодном положении для атаки и немедленно перешел в планирование с высоты 900 метров, за мной последовали остальные самолеты.
Планируя с углом 30 градусов, мы вели пулеметно-пушечный огонь по эшелону, а бомбометание производили на выводе из планирования с высоты 250-300 метров.
Я и другие экипажи первый заход провели удачно. Основная масса бомб попала в эшелон, остальная часть – в станционные постройки. Начали рваться боеприпасы. Мы сделали еще три захода из боевого порядка «круг». Пушечным огнем был взорван паровоз, который, бросив эшелон, хотел уйти. Истребители прикрывали нас двумя парами, патрулируя с обратным кругом. Противодействия с земли не было оказано, а истребители противника были связаны боем в соседнем районе. Замыкающий летчик сфотографировал результаты нашего удара. Мы собрались в прежний боевой порядок и легли на обратный курс. Пролетая КПП, я передал о принятом решении и о результатах атаки. Командир корпуса одобрил мое решение и приказал идти на свой аэродром. Фотоснимок подтвердил результаты. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Благодаря разумно проявленной инициативе ведущего и использованию всех возможностей радиосвязи группа уничтожила более важную по своему значению цель – взорван эшелон с боеприпасами.

Источник: Герой Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва 1988