Цветок папоротника
Я хочу рассказать об одной истории из моей жизни, которой в 2022 году исполнилось 60 лет.
Однажды зимним не очень морозным вечером, прогуливаясь по своему хутору Осипов, мы, трое парней, решили сгонять в соседний – Грачи. Хутор большой, стало быть, девчонок много. Раньше наши хутора входили в состав округа Котовской станицы, имели церковный приход, так что, по всем статьям мы – свои люди. Наши отцы в свое время тоже заглядывали к грачевским красавицам, «помолиться» и «покумекать».
Заложив пару лошадей в сани, прихватив охапку сена, чтобы конюх назавтра нас «не заложил» бригадиру (позаботились о конях), дернули. Что такое пять километров до клуба, до желанных невест?!
Дорогой, пока ехали, товарищ говорит мне, что собирается жениться на одной девчонке, но что-то не получается. Просит меня поговорить с ней на эту тему. «Да не вопрос. Поговорю!», – отвечаю ему.
Я хорошо играл на гармони, неплохо пел и танцевал, рост 178 см, в общем, заметный.
Она резко выделялась из общей массы: стройная, чернобровая, симпатичная – стоящий выбор. Казачка! Пару раз пригласил на танец, вальсок, сам сыграл на гармони. Видимо, чем-то «засветился»…
После танцев пошли все вместе проводить девчонок. Вечер – красотища! Слабый морозец, идет снежок, крупными хлопьями падающий… на ее белую косынку, ее черные брови, на ресницы ее глаз, лукаво блестевших в лунном отсвете… Видимо, что-то «коротнуло» в нас в тот момент.
Когда возвращались домой, товарищ спросил: «Поговорил?». Отвечаю: «Поговорил». А для себя уже решил, что теперь она точно ему не достанется.
Через какое-то время встретились еще, уже что-то стало притягивать…
В конце мая, быть может, в начале июня, как-то раз прискакал к ней на коне, благо, конюх уже не препятствовал. Идем в конец улицы, в сторону пруда, к саду, конь в поводу играет удилами…
Короткая теплая звездная ночь. Лунница – хоть иголки собирай. Дурманящие запахи сирени, черемухи, соловей с ума сходит перед своей подругой, выводя умопомрачительные трели, подергивая и наши сердечки.
Я «заправляю» ей мозги астрономией: «Венера, созвездие Лебедь» и т.п. Она постоянно была какая-то звонкая, неугомонная, светящаяся. Устремленный в небесную бездну, туда, к звездам, взгляд ее очей, эти розовые щечки, все это трепетное существо, ожидающее свершения какого-то необыкновенного чуда… Господи! До сих пор мне не забыть эти пылающие ярким огнем губы, этот долгий поцелуй!
На какое-то время, быть может, на мгновение, она потеряла сознание, повиснув в объятиях, а затем, словно очнувшись, опуская глаза, как будто совершила что-то запретное, прошептала нежно, протяжно, как во сне, как выдохнула мольбу: «Не тронь-ь-ь-ь…».
Что творилось в моей голове в тот момент?!
Они жили на Скворцовской улице, две сестры с матерью. Валя 1939 года рождения, замужем, Наде тогда было двадцать лет.
Дети военного времени, лишившиеся отцов, познавшие труд с детских лет, помогающие вытаскивать из нищеты и крови свои семьи и всю нашу страну.
Они очень рано повзрослели, почувствовали строгую ответственность в малых и больших делах. С детских лет в них воспитали чувства достоинства, чести, гордости, совести. У них была заповедь: «Мать велела!»… Надя тогда работала в колхозе им. Ленина дояркой.
В 1968 году на железнодорожном вокзале Урюпинска встретились с Надей случайно. Я заметил ее растерянной, как будто виноватой в чем-то…
Вероятно, я выглядел подобным образом. Не подошел. Не спросил. Оробел? Струсил? Рядом стояла красавица, тоже Надя – моя молодая жена…
Как сложилась дальше ее семейная жизнь, я не знаю. По слухам, не все благополучно.
Хлебнув в детстве забот полный рот, думаю, что ей хватило тревог и проблем в девяностых и последующих годах, когда не было ни работы, ни денег, ни покоя… Твердо убежден, что Надя осталась надежным человеком, знающей и умеющей хозяйкой, заботливой матерью и доброй бабушкой. Уверен, что она являлась главным семейным скрепом, оберегом семьи, детей.
Наша с ней история была такой. Надя проводила меня в армию. Через какое-то время письма от нее перестали приходить. Думаю, что ей посоветовали: «Он молодой, служить три года… Смотри, засидишься!».
Шло время. Через пять лет встретил такую же Надю, как говорится, «и по форме, и по содержанию». И другая любовь за собой повела. Мы прожили в браке 54 года и 8 дней, нажили троих детей, троих внуков.
В феврале 2021 года не стало моей Нади. В октябре 2022 года я попросил моего школьного товарища Юрия Ивановича Тарколенкова узнать о судьбе Нади Скворцовой. Ответ, что ее больше нет, больно резанул меня и яркой молнией высветились в памяти все обстоятельства молодых лет…
«Все пройдет – и печаль,
и радость,
Все пройдет, но любовь –
не проходит, нет!»
Эти отсветы затронули какие-то звенящие серебряные струны, казалось бы, надежно и глубоко спрятанные в потаенных уголках моей памяти, душе…
Надя Скворцова осталась для меня цветком папоротника, расцветающего в полночь. Увидеть и разгадать это чудо дано не каждому. Мне повезло! Я благодарен судьбе за это.
Молодые, красивые, умные! Помните! «Мы – эхо, мы – эхо, мы – доброе эхо друг друга!». Мы сильны, когда едины, когда в душе, в сердце каждого из нас существует, сохраняется и охраняется тот родимый уголок, где закоулок с садом, тропочкой тайной, черемухой и соловьиной трелью; память, которая говорится, пишется, поется, плачется слезой счастья, быть может, и не состоявшегося.
Мы живы и будем жить, пока в России существуют такие девчонки, жены, матери, бабушки – опора, вера, надежда и любовь!
Берегите дружбу! Берегите любовь – чудодейственный человеческий дар, подаренный нам Господом Богом! Помните проводивших вас! Ваша любовь, ваша верность – это духовный бронежилет, оберегающий и согревающий души и сердца ваших женихов, сыновей, мужей, отцов, защищающих нас, нашу Родину – Россию! «Господи, дай нам силу и научи нас молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить! Аминь!».
Мне 80 лет. Последние 3 – 4 года Надя стала приходить ко мне во сне. Вижу ее в новом доме, с матерью, около пруда…
Юрий Иванович Кобылин,
бывший житель
хутора Осипов
Хутор Грачи. Фото — Алексей Паршин.