«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Суббота, 23.11.2024 г.
16+

Учитель учится всю жизнь

Профессия – призвание 

Педагог русского языка и литературы Любовь Анатольевна Стрепетова  – о современных детях и их родителях, бумажной работе и особенностях школьной программы

Любовь Анатольевна  мечтала стать учителем со школьной скамьи. Но так сложилось, что после окончания школы она поступила в культпросветучилище на библиотечное отделение. Закончив его, три года работала библиотекарем. Казалось бы, все есть для  тихого счастья: книги, спокойствие. Но Любовь Анатольевне не хватало самого главного – любознательных глаз детей, творчества  и русского языка.

Первая учительница и классный руководитель  Любови Анатольевны видели в ней задатки учителя ещё с детства и  советовали  поступить в педагогический институт.

Русский язык и литература были любимыми школьными предметами Любовь Анатольевны. Все свободное время она проводила за книгами. В районной библиотеке уже не знали, что предложить юной девушке, ведь она прочитала все книги, доступные для ее возраста. Высоким примером служения своему долгу  для Любови Анатольевны были учителя русского языка и литературы Пруцкова Раиса Васильевна и Авдеева Зинаида Ивановна.

Вся жизнь Любовь Анатольевны связана с третьей школой. В ней она закончила 10 классов. В 1985 году Любовь Анатольевна окончила Волгоградский пединститут им. А.С. Серафимовича  по специальности русский язык и литература и вернулась в свою родную школу работать учителем. Любовь Анатольевна благодарна директору Нижегородовой Марии Алексеевне за то, что та не побоялась взять на работу сразу двух молодых специалистов – Любовь Анатольевну и ее мужа Александра Николаевича. В этом году 37 лет, как Любовь Анатольевна стала учителем своей любимой третьей школы.

Педагог с улыбкой рассказывает о  своем первом уроке: «Помню, как будто это было вчера. 30 мальчишек и девчонок, которые не столько слушали мое объяснение, сколько с любопытством разглядывали молодую учительницу и задавали вопросы не по теме урока».

Любовь Анатольевна считает, что учителю нет необходимости правильно себя ставить. Нужно быть собой,  ведь дети очень умные и чуткие, они сразу чувствуют фальш. «Наверное, я счастливый человек, с первого дня и до сих пор у меня уважительные отношения с учениками, поэтому завоёвывать их признание не потребовалось», – рассказывает педагог.

По мнению учителя, не бывает неуправляемых детей, бывают не совсем мудрые взрослые. В.А. Сухомлинский говорил: «Нет детей неспособных, трудных, злых, – есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви».

Сравнивая разные поколения, Любовь Анатольевна утверждает, что у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Поколение учителя отличает надежда на себя, способность подчиняться правилам, готовность отвечать за свои поступки. Современные дети раскрепощеннее, они не боятся проблем, любят быть лидерами, стремятся ко всему новому. Они считают, что нет ничего невозможного. У них высокая познавательная активность.

Современный учитель также отличается от своего коллеги эпохи СССР. Ведь меняются стандарты образования и дети. Для учителя советской закалки высшая ценность – знания. Для современного педагога важно передать не столько знания, сколько навыки их добывания. Учитель стремится сделать самое важное – настроить школьника на самообучение. Но по-прежнему неизменным остаётся ответственность учителя перед обществом.

На вопрос «Общаетесь ли вы с бывшими учениками?» Любовь Анатольевна ответила:  «Да я их бывшими и назвать не могу. Они живут в моей памяти». Учитель постоянно интересуется их судьбами. Одни ученики приходят в гости, с другими педагог общается по телефону, поддерживает связь через соцсети.

Педагог считает, что сейчас  работать по традиционной учебной программе невозможно, каждый творчески работающий учитель обязательно вносит в нее что-то своё. На протяжении нескольких последних лет Любовь Анатольевна опробовала самостоятельно созданную программу работы по картине. Как результат, 9-классники во время итогового собеседования по русскому языку легко справлялись с монологическим высказыванием.

Любовь Анатольевна благодарна своим ученикам за стабильно высокие баллы на ЕГЭ. В последнем выпуске более 90 баллов по русскому языку набрали 5 учащихся. Виктория Карелина  набрала 98 баллов. Выпускница прошлого года Анна Алексенко – 92 балла. На ЕГЭ по литературе Екатерина Чернышкова набрала 80 баллов.

Учитель рассказывает, что образовательная программа стала сложнее. Педагогу необходимо поддерживать свой уровень знаний на высоте и постоянно обучаться. Многочисленные курсы отнимают много времени, но если ты хочешь идти в ногу со временем, быть интересным своим ученикам, меняться необходимо. В.М. Лизинский говорил: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

Любовь Анатольевна говорит, что  ожидания от профессии и реальность не совсем совпадают; «Рассчитывала, что буду жить жизнью учащихся, но не тут-то было: совещания, отчёты, планы».

Все педагогическое сообщество буквально стонет от бумажной нагрузки. Несколько часов из жизни еженедельно «вылетает в трубу», ведь у каждого учителя есть отчёты, которые он должен сдавать. Кроме этого, есть отчёты школы, методического объединения, классного руководителя, учителя-предметника и т.д.

Но несмотря на все трудности, Любовь Анатольевна ни разу не пожалела о своем выборе. «Ведь  я учу детей русскому языку, который даёт почти неограниченные возможности владеющему им передавать свои мысли, воздействовать на собеседника, делиться с ним своими взглядами. Учу детей, а они учат меня», –  говорит учитель.

Педагог рассказывает, что она обращается к чужому опыту, читает, ошибается, разочаровывается, огорчается. Но у нее есть кому поддержать, выручить, подсказать. Это ее семья, муж, педагог по образованию, двое сыновей и сноха – выпускники волгоградского педагогического университета. Они частенько проводят домашний педсовет, вместе ищут ответы на волнующие вопросы.

Учитель признается, что в последнее время стало сложнее работать с родителями. Они заняты своими проблемами, не интересуются успеваемостью и поведением ребенка, но таких единицы. Большинство живёт интересами и трудностями своих детей. Бывает, и довольно часто, родители  занимают сторону ребенка, а не учителя. Любовь Анатольевна уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью и знанием дела, а ещё оптимизмом, юмором и просто благородством души. «Такова уж наша учительская судьба – учить детей и просвещать их родителей», – говорит педагог.

Любовь Анатольевна дала совет молодым учителям: «Вы непременно столкнетесь с трудностями. Не спешите уйти из профессии. Впереди сотни светлых впечатлений. Будьте открытыми и честными, и у вас все обязательно получится».

Екатерина Чернышкова, студентка факультета журналистики Воронежского государственного университета