Современный учитель – современной школе
(Из доклада председателя комитета по образованию Новониколаевского района П.В. Митяшова на августовском педагогическом совете).
Уважаемые коллеги! Поздравляю всех нас с началом нового учебного года, хотя работа не прекращалась ни на один день, так что можно сказать, что образовательный процесс – это «праздник, который всегда с тобой».
Прежде, чем приступить к основной части доклада, я хочу сделать некоторые дополнения к показанному только что видеофильму о реализации федеральных и региональных программ в сфере муниципального образования. Он ни в коей мере не бравый отчёт. Работа по укреплению материально-технической базы не может находиться в состоянии даже временной передышки. В настоящее время по-прежнему десятки окон требуют замену, капитального ремонта — кровли Хопёрской школы и детского сада №2. Нуждается в ремонтных работах пищеблок Комсомольской школы, хореографический и спортивные залы в средней школе №3, канализация в детском саду №2, полы в детском саду №5, детские площадки в детском саду №1, система отопления в Двойновской школе и Центре спорта и творчества. Для того, чтобы сделать серьёзные шаги в решении этих и других проблем (а они есть в каждом учреждении) предпринимаются определённые меры.
Проведена большая работа по включению первой, второй и Куликовской школ в Госпрограмму по капитальному ремонту. Вхождение в неё гарантирует привлечение федеральных и областных средств на решение важнейших задач в части содержания и оснащения зданий. По всем трём школам изготовлена проектно-сметная документация, которая получила положительное заключение Главгосэкспертизы. Стоимость запланированных работ согласно сметам: 58 млн. руб. — СШ №1, 26 млн. руб. — СШ №2, 17 млн. руб. – Куликовская школа. На изготовление проектно-сметной документации и получение экспертизы из муниципального бюджета с привлечением средств пожертвований израсходовано 1 788 000 руб. И сейчас эти школы ждут конкретной даты включения в программу, срок действия которой – до 2026 года.
Одна из приоритетных задач – строительство двухэтажной пристройки к средней школе №3 со столовой и актовым залом. Полтора миллиона стоит проект, который только частично оплачен из муниципального бюджета, документы направлены в Москву в Министерство сельского хозяйства для включения на конкурсной основе в Госпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий».
Для того, чтобы отремонтировать зал хореографии в третьей школе, разработан проект, который подан на грантовый конкурс, проводимый компанией «Лукойл» в текущем году.
Спортивный зал средней школы №1 уже включён в федеральный проект «Успех каждого ребёнка» на 2023 год.
Весной 2022 года вторая, третья и Куликовская школы вошли в число победителей регионального конкурса «Детское бюджетирование». Средства на реализацию проектов (300 тысяч рублей на каждую школу) из областного бюджета поступят в первом квартале 2023 года.
Иными словами, моё дополнение к видефильму о том, что нерешённых вопросов много, мы их видим и поэтапно решаем. Насколько эффективно – судить, конечно, вам, родителям и детям.
А теперь позвольте перейти к тому, чем учреждения образования должны заниматься в первую очередь – это самим образованием. Афоризм Ушинского о том, что ничего в школе нельзя изменить, минуя голову учителя, по свой сути вряд ли можно оспорить.
Цель всех федеральных проектов хорошо известна: «войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей». И цель эта подкреплена требованиями и условиями, которые не исполнишь формальными отчётами. Например, требования к аккредитации: не менее 50% педработников, имеющих первую или высшую категории; доля работников, прошедших повышение квалификации за последние три года должна быть не менее 70%; наличие цифровых электронных библиотек, информационных ресурсов и т.д. В свете сказанного, конечно, не случайно 2023 год объявлен Президентом годом педагога и наставника, поэтому в центре внимания нашего педсовета — учитель.
Работа с педагогическими сообществами, выстраивание сетевого взаимодействия – это признанная эффективная форма повышения профессионального уровня как отдельных педагогов, так и всей муниципальной системы образования. Межрегиональный педагогический форум «Лучшее от лучших», который прошёл в нашем районе уже в четвёртый раз – одна из проверенных форм такой работы. И дело не только в том, что мы вникаем в опыт успешных учителей, а ещё и в том, что в процессе таких встреч рождаются новые идеи, устанавливаются новые профессиональные связи, и, самое главное, появляется желание сделать что-либо если не лучше, то, по крайней мере, не хуже. И сегодня кое-что из этой обоймы мы увидим на этой сцене.
Того же смыслового порядка — участие в работе семинаров и конференции регионального, всероссийского и международного уровней. В прошедшем учебном году мы презентовали свой опыт на IV Арсеньевских образовательных чтениях, на Всероссийском студенческом форуме педагогических вузов.Мы вернулись к очному сотрудничеству с известными учёными, преподавателями. Дважды (осенью и весной) прошли семинары, занятия, родительские собрания с участием профессора С.В. Беловой. Семинар для учителей начальных классов провёл доктор пед.наук, профессор В.В. Зайцев.В СШ №2 по инициативе о. Константина прошла выставка «Русская Голгофа», которая стала началом работы над созданием Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в XX веке. Было представлено 15 стендов с фотографиями, документами, воспоминаниями.
Думаю, никому не надо сегодня доказывать, что профессиональные конкурсы, идущие по линии Министерства просвещения – один из наиболее действенных способов повысить профессиональное мастерство. Осенью 2021 года на профессиональном конкурсе молодых педагогов «Педагогический дебют» Новониколаевский район представляла учитель начальных классов Верхнекардаильской школы Виктория Юрьевна Дегтярёва. Она вышла в финал конкурса, из 32-х участников вошла в пятёрку лучших.
Педагог дополнительного образования второй школы Колпаков Иван Андреевич стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса среди педагогов, работающих по дополнительным программам в области физической культуры и спорта.
Учитель Серпомолотской школы Виктор Валерьевич Николаев – призёр Всероссийского конкурса методических разработок по организации проектной деятельности в рамках нацпроекта «Образование».
Волгоградский социально-педагогический университет при поддержке Министерства Просвещения РФ приступил к реализации проекта по разработке и внедрению учебно-исследовательских проектов в Центрах «Точка роста». По итогам объявленного конкурса от 195 «Точек роста» (именно столько их было в Волгоградской области) было отобрано 12 лучших проектов. В их числе – две работы учителей Дуплятской школы Оксаны Алексеевны Судаковой и Анастасии Анатольевны Зевакиной. И сегодня они вместе с ведущими преподавателями университета работают в качестве соавторов уникальной методики.
Учитель Дуплятской школы Денис Александрович Судаков включён в состав регионального методического актива Волгоградской области.
Учитель Комсомольской школы Вера Андреевна Меньшикова прошла непростой конкурсный отбор и приняла участие во Всероссийском съезде учителей физики, организованном МГУ, Курчатовским институтом, который прошёл не где-нибудь, а в Федеральном центре «Сириус».
Наши педагоги продолжают учиться. Два учителя – оба из Комсомольской школы – В.А. Меньшикова и Лидия Олеговна Чеботарёва – в этом году успешно защитили магистерские диссертации.
Есть примеры и коллективной работы. Средняя школа №2 и детский сад №3 в 2022 году получили статус федеральных инновационных площадок, что впервые в истории образования района.
Конечно, мы понимаем, что за региональным и всероссийским уровнем районная методическая жизнь не должна ослабевать. На должном уровне прошла серия традиционных методических семинаров, но важно и то, что рождаются новые формы такой работы.
04 мая начал действовать «Педагогический читательский клуб». Мы надеемся, что в новом учебном году ряды клуба значительно пополнятся.
Командообразующие задачи хорошо решают спортивные соревнования. 30 апреля прошли районные соревнования по волейболу среди команд педагогических коллективов на Кубок Молодёжного парламента.
Не оставляем идею о создании Школьного экспериментального театра. Его труппа сформирована, есть сценарий для постановки, летнее время оказалось неудобным для репетиций, и в сентябре мы продолжим эту работу.
Тем не менее, понятно, что всё обретённое в методике и на практике учитель даёт детям, ученикам, выпускникам.
По итогам ЕГЭ из 102-х выпускников 11-х классов 101 получили аттестат о среднем общем образовании. Более 80-ти баллов по разным предметам набрали 28 человек. 10 выпускников получили аттестаты с отличием и медали «За особые успехи в учении».
Поступили в вузы – 77 человек (75%), из них на бюджетной основе – 53 чел. (69%), на договорной – 24 чел. (31%).
В средние специальные учебные заведения поступили 24 чел. (23%), из них на бюджетной основе – 19 чел. (79%), на договорной основе – 5 чел. (21%).
Не продолжил обучение на 26.08.2022 г. – 1 человек.
Профессию педагога выбрали 13 выпускников 11 классов. Четверо подписали целевые контракты и успешно поступили в ВГСПУ.
Из Волгоградских вузов самым выбираемым стал педуниверситет, а в целом география поступления традиционно широка: Москва, Санкт-Петербург, Туапсе, Воронеж, Саратов, Калининград, Рязань.
В этом смысле велика роль профориентационной работы. По степени её эффективности Новониколаевский район входит в число лучших в области (таковых шесть муниципалитетов), и, конечно, это благодаря проекту «Социально-педагогический класс», который продолжает свою деятельность. Несмотря на ежегодное переформатирование его работы, сложилась система, которая оправдывает себя и которая видна. Когда победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» Л.Г. Арачашвили послушала выступление ученицы второй школы, воспитанницы педкласса Валерии Коваленко о том, как работает педкласс, она сказала, что это редкий случай, когда слова не расходятся с делом, когда видно, что в зал выдан не заученный текст, а грамотный, осмысленный рассказ о реальной жизни. Необходимо отметить, что педагогический университет всё же разработал некую систему бонусов для выпускников педкласса при поступлении, они могут получать от 5 до 10 баллов к результатам ЕГЭ. С этой системой мы познакомим завучей, и эта информация обязательно должна быть доведена в том числе до родителей.
Проводились профориентационные мероприятия и в сфере сельского хозяйства, в частности, выездная экскурсия в хозяйство Губина А.А., в ней участвовали дети из пяти средних школ. Держим в голове возможность работы в режиме агрокласса. Но учитывая малую наполняемость детей в старших классах сельских школ, эту задачу решить непросто, и второй камень преткновения – это неготовность наших сельхозтоваропроизводителей заключать целевые контракты с нашими выпускниками.
Несомненно, важнейшее направление в нашей работе – это создание условий для раскрытия детьми своих творческих, спортивных и иных возможностей.
Фестиваль мировых культур «Глобус» и игра «Что? Где? Когда?» включены в федеральную базу как мероприятия, эффективно выявляющие одарённых детей, а победители и призёры — в федеральную базу юных талантов.
Наши дети достойно представляли школу, район на олимпиадах и конкурсах самого высокого уровня. Ученица первой школы Юлия Есикова, теперь студентка ВГСПУ, стала призёром одного из самых престижных всероссийских конкурсов среди школьников «Большая перемена», финал которого прошёл в Международном детском центре «Артек». Достаточно сказать, что наблюдательный совет этого движения возглавил Президент РФ В.В. Путин.
В июле стали известны результаты конкурсного отбора в профильную смену «Мир открытий» Всероссийского детского центра «Орлёнок», среди победителей – Егор Дёмкин и Полина Деманова.
В турнире «Что? Где? Когда?» играют 19 школьных команд. Команды знатоков третьей и Комсомольской школ приняли участие в региональном турнире на Кубок Победы в Волгограде. Команда третьей школы стала абсолютным победителем, опередив на одно очко фаворита игры – команду из частной школы «Поколение» г. Волгограда. Кубок Победы снова в Новониколаевском районе (уже в третий раз).
Танцевальный коллектив СШ №3 «Серпантин» (руководитель Л.С. Двужилова) завоевал Диплом I степени XI Всероссийского конкурса детского и молодёжного творчества «Россия молодая».
Межрегиональный экологический проект «Зеленый марш» вошёл в перечень мероприятий Министерства просвещения РФ, направленных на развитие интереса к научной деятельности. На финальный этап проекта в Волгоград были приглашены 10 лучших команд, в том числе команда Комсомольской школы, которая вощла в число призёров.
Мы продолжаем развивать просветительскую линию наших районных мероприятий. В прямом смысле образовательным проектом стал конкурс «Ученик года». Состоялся новый для нашего района проект – муниципальная олимпиада «Умники и умницы», инициатором которого выступила учитель Дуплятской школы О.А. Судакова.
Преподавание финансовой грамотности закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах. СШ №1 возобновила сетевые образовательные игры и провела игру «Моя финансовая культура».
На достойном уровне прошли «Воспитанник года», «Весёлые старты» для дошколят, конкурс буктрейлеров, районный Бал выпускников и другие встречи и мероприятия.
Вместе с тем есть необходимость активизировать внутришкольную жизнь. Есть школы, в которых в течение учебного года проводились свои конкурсы и выставки, свои акции и исследования. А есть, где довольствовались только муниципальным уровнем. Это, конечно, неправильно, т.к. районный уровень предполагает отбор лучших из лучших, а школа должна найти возможность для самореализации всем детям, с разными возможностями и способностями. Один из таких путей – это создание и активная деятельность школьных объединений, движений школьников. Как пример, всё большую популярность набирает движение Юнармейцев, у которого есть поддержка на региональном и федеральном уровнях. Мы пока что отстаём в этом вопросе. Настоятельно рекомендую включиться в эту работу буквально с начала учебного года.
В этом контексте велика роль дополнительного образования как на базе школы, так и вне её. Новониколаевский центр спорта и творчества продолжил хорошую традицию, когда каждый тренер по своему направлению проводит районные соревнования. Воспитанники А.Ю. Зотова (а его секция по футболу одна из самых востребованных) приняли участие в пяти региональных и межрегиональных турнирах. Воспитанники боксёрского клуба «Ратибор» (тренер Андрей Нефёдов) побеждают на всероссийском уровне. Все мы радовались победам Давида Телугунова, и ждём новых его достижений. К сожалению, пока что не хватает средств на ремонт крыла бывшего ДЮЦ, где размещаются наши танцоры, художники, театралы и музыканты, в то время, как спрос на эти направления тоже достаточно большой.
Коллеги, учитель – это ещё и чётко обозначенная гражданская позиция. Не могу не поблагодарить вас за внятную и честную работу в свете военной спецоперации на Украине. Проведены родительские собрания, тематические уроки, классные часы, посвящённые историческим судьбам России с разъяснением позиции нашего государства в современных геополитических условиях, в условиях противостояния фашизму. Наши дети приняли участие в региональной акции «Я живу на улице Героя», во Всероссийской акции «Письмо солдату» и других мероприятиях.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Всю эту работу мы выполняем как по своему профессиональному долгу, так и по велению души. У нас принципиальным образом всё получается, и главных проблем, на мой взгляд, всего две. Это уменьшение количества детей в ряде сельских школ (Мирная средняя школа — 40 учеников, Хопёрская средняя школа – 53 ученика). Вторая проблема – кадровая. Она очень серьёзная, несмотря на то, что, по последним данным ВГАПО, по процентному соотношению молодых педагогов к общему количеству педработников мы приравнены к городу, а на начало учебного года у нас принято вместе с молодыми педагогами 8 человек., в том числе по федеральной программе «Земский учитель» к нам прибыл учитель химии и биологии в Серпомолотскую школу. Тем не менее, в настоящее время нам требуется, как минимум, 10 учителей: это учителя русского языка и литературы, математики, иностранного языка, начальных классов, истории и обществознания. К тому же все мы знаем, что в отдельных школах учителя не ушли на заслуженный отдых только благодаря дипломатии директоров, пониманию ситуации самими педагогами, и через год проблема встанет с прежней остротой. Сегодня 15 учителей работают не по месту жительства (причём я не беру Грачёвскую и Орловскую школы, которые — в зоне близкого доступа).
А мы должны не просто давать уроки, но и справиться с новыми задачами.
Переход на обновлённые федеральные государственные образовательные программы с 1 по 5 классы. А это образовательные программы и иными ожидаемыми результатами обучения, обязательный план внеурочной деятельности с изменёнными направлениями, обновлённый план воспитательной работы. И в период отпусков учителя в большинстве своём работали с конструкторами программ, делали перезагрузку календарно-тематических планов и т.д.
С 5 сентября во всех школах вводятся обязательные классные часы, посвященные ценностям российского общества. Минпросвещения назвало такие уроки «Разговоры о важном». В Стратегии национальной безопасности РФ укрепление российских духовно-нравственных ценностей названо одним из стратегических национальных приоритетов. Классные часы войдут в обновленные программы воспитания в школах. И не стоит ворчать по этому поводу, вот, мол, очередная блажь Министерства. 17 августа я был приглашён на встречу с преподавателями и учителями из Луганской народной республики, которая проходила в ВГСПУ. В общении с коллегами красной линией проходила информация о том, как бесцеремонно насаждались западные псевдоценности в школах Луганска. В свете услышанного, могу сказать, что у нас были только отголоски этой политики. Я бы сказал так: «Нам очень не хватает разговоров с детьми о важном и главном». Да и с родителями тоже. И это абсолютно верно, что воспитание становится равноправной частью обучения. Недавно перечитывал роман Рэя Бредбери «451 по Фарнегейу». Роман издан в 1953 году! Позвольте цитату:
«Дай народу всякие соревнования, пусть выигрывают те, кто помнит больше текстов популярных песен, или названий столиц штатов, или знает, сколько кукурузы вырастили в Айове в прошлом году. Впихивай в головы людей несгораемую информацию, набивай их под завязку «фактами», так, чтобы их распирало от этих проклятых фактов, но чтобы при этом они считали себя «блестяще информированными». У них возникнет ощущение движения, хотя никакого движения не будет».
В русле этой проблемы запущен федеральный проект «Навигаторы детства», согласно которым в школах введена новая должность – советник директора школы. Его функция – воспитательная работа и связь с молодёжными и детскими объединениями. Оплачивается эта должность 50 на 50 – половина из фонда школы, половина – из федерального бюджета через Центр детских инициатив. Эта должность отныне есть во всех 12-ти средних школах, наши учителя успешно прошли конкурсный отбор. Он был непростым, не буду называть район, где нет ни одного советника директора. Также введена должность муниципального куратора, его работа будет оплачиваться только из федерального бюджета. Мы определились и с этой кандидатурой.
Дорогие друзья, уважаемые коллеги, спасибо за то, что вы умеете отделять зёрна от плевел, за то, что вы поддерживаете все умные и полезные инициативы и проекты, за то, что смысл нашей работы вы видите в детях и их успехах. Академик Ландау однажды придумал классификацию разговоров. К первому, высшему, классу он отнёс творческие разговоры, они придают ценность любому общению. Ко второму, среднему, классу относятся «пластинки», то есть разговоры, которые можно «прокручивать» сколько угодно. Это «вечные» темы о любви, о родине, о проблеме выбора человека – словом, о жизни. Наконец, третий, низший, тип разговора – «шум». Это полное отсутствие какого бы то ни было смысла и пользы, только акустические колебания. Коллеги, спасибо за творчество, за жизнь и, особенно – за отсутствие шума.
Желаю всем успешного начала работы и, конечно, здоровья!