«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Понедельник, 29.04.2024 г.
16+

Николай и Людмила Анащенко «Память сердца»

               Есть уголок, почти забытый Богом,

                Что на реке с красивым именем стоит…

Название этой степной речки – Купава. Сегодня совсем  неприметная, маловодная, пересыхающая летом, затянутая камышовыми зарослями, в прошлом веке,  в 50 – 60 годах, как помнят старожилы, река была ещё полноводной.  В весеннее  половодье  собрав в своё русло воды ериков,  балок, протоков и многочисленных ручьёв, речка    впадала  в Кардаил,   текущий с севера на юг. Вместе несли свои воды  в Бузулук и  Хопёр и огромным водным потоком уже мчались  к батюшке Дону.  По берегам реки раскинулось красивейшее старинное  село с одноимённым красивым и запоминающимся  названием – село Купава – колыбель многих интересных, скажу больше, известных не только в нашем посёлке, районе, но и в России, и за рубежом людей.

     Я держу в руках старые,  от времени пожелтевшие, истрёпанные, большие, объёмные  похозяйственные книги основных производственных показателей  колхозников  Купавского   сельского Совета (тогда он по документам именовался Спасским). Теперь эти книги с пожелтевшими страницами не только реликвии, но и исторические  документы, проливающие  свет в наше далёкое историческое прошлое. Отмечу сразу, по Купавскому сельскому Совету велись три книги, включая хутор Родионовский и Трудпосёлок, которые входили в его состав.  Здесь все сведения о людях, которые  жили в колхозе имени М.И. Калинина, об их социальном положении,  работе, учёбе и хозяйстве.

Записи в книгах грамотные и написаны красивым, ровным, каллиграфическим убористым почерком (точно не установлено, кто же писал). Однако, по словам моей жены,  скорее всего  писал её отец  – Бухачёв Юрий Иванович, то есть мой тесть, которого, к сожалению, не знал. Действительно, в 1952 – 1954 годах он был секретарь Совета, человек грамотный, по тем временам хорошо образованный,  уважаемый односельчанами, не смотря на совсем  ещё молодой возраст.

 Осторожно открываю и бережно листаю пожелтевшие страницы, и сразу перед глазами возникают лица земляков, которых знал, видел , когда-то общался или слышал  о них от отца. Перед взором возникает  вольно раскинувшееся по  берегам реки Купавы огромное село под куполом  вечных небес с красивыми белыми облаками,  как на старинных русских лубочных картинах, на века нарисованные кистью искусных русских мастеров. Вспоминаю сельские улицы, зимой засыпанные снегом, весной в белоснежных  цветущих  садах, летом в ярких цветах, осенью – в обилие плодов, радующих глаз. Зорька, Заречная, Горяновка, Устиновка, Центральная, Подгорная, Кутырки и другие  незатейливые названия  улиц.

До революции 1917 года село Купава – волостной центр Хопёрского округа. В слободе и её 18 хуторах проживало 1385 мужского пола и 1495 женского – данные переписи населения  1897 года Российской империи. 516 дворов. Для удовлетворения  религиозных потребностей населения на правой стороне реки, на пригорке,  стояла красивая    церковь с колокольней. «Дивное творение неизвестных мастеров сей  божий храм»!» –  восхищались верующие со всей округи. По праздникам  малиновый колокольный звон разносился по всей округе и радовал православный люд. Действительно, Архангельская церковь в Купаве была известным старинным памятником архитектуры.

Было в волости пять учебных заведений. Самая значимая из них – церковно-приходская школа при церкви. Ежегодно проходили две ярмарки: первая – Преполовенская, в день Преполоновения Пятидесятницы, вторая – в честь Архангела Михаила – Архангельская, открывалась в ноябре и длилась три дня. На этих ярмарках шла бойкая торговля сельхозпродуктами, мануфактурой, изделиями местных умельцев и другими товарами, нужными в обиходе сельчан.

  Село, действительно, известно с незапамятных времён, об этом свидетельствуют исторические источники. В начале  19-го века на нашей территории поселений почти не было, но на территории Войска Донского  уже значилась слобода Купава и несколько маленьких хуторов. Значительная часть земель отводилась  под пастбища коней казаков  Хопёрского  округа. Здесь на зелёных сочных лугах, среди древних сторожевых  курганов, паслись кони-дончаки, набирая красоту и силу для военных походов и великих свершений казаков  Войска Донского. Сторожевые курганы в мудром молчании хранят сказания далёкой седой древности и события современной истории.

Установление Советской власти в наших краях проходило трудно, в ожесточённой борьбе. Вспыхивали контрреволюционные мятежи, происходили столкновения между  местными жителями сторонниками новой власти и их противниками.

Грянула Гражданская война.  Бои  в нашем  степном краю шли  в основном за важнейшие железнодорожные транспортные коммуникации – за  станции Алексиково и Поворино. В этих кровопролитных  сражениях неувядаемой славой  покрыла себя знаменитая дивизия В.И. Киквидзе, красной сотни казаков хутора Дуплятского.

Не обошла война стороной и жителей с. Купава. Есть письменные свидетельства  участия купавцев,  а также   подтверждения  их казни и место захоронения погибших героев села  в борьбе за Советскую власть  в годы Гражданской войны . Дуенко Г.И. – политрук,  Дибленко И.С.– комиссар, Биенко А.Г. – партизан. Надгробие  соорудили только в 1923 году  на месте захоронения  погибших, в 60-е годы их перезахоронили около средней школы, что находится  в центре села, и  поставили скромный памятник героям.

Я очень хорошо  помню  торжественное открытие этого  памятника.  Ученики Мирной средней  школы ездили на открытие памятника в Купаву.

  В первые годы   Советской власти и до войны Купава, так называемая глубинка,  ещё пыталась «соперничать»  с райцентром Новониколаевским. Но у райцентра было огромное преимущество – железная дорога и более удобные  новые транспортные коммуникации.

Первый поезд  от города Борисоглебска до станции Филоново прошёл 26 декабря 1870 года и, совершенно справедливо, райцентр  выдвинулся на первое место. В двадцатые – начале тридцатых годов прошлого столетия, в годы новой экономической политики (НЭП), появились новые формы ведения сельского хозяйства и промышленного  производства. Создавались артели различного типа: швейные, сапожные, гончарные, столярные и другие, открывались  новые  цеха и более крупные производственные организации.

В 1931 году, в период коллективизации, была создана Купавская  МТС. Она работала на договорной основе и использовала современную сельхозтехнику в колхозах и совхозах. Как грибы после тёплого летнего дождя, появлялись колхозы: в х. Зубриловском – имени В.М. Молотова, в х. Сапожок – имени В. П.Чкалова, в Мироновке – имени Г. Димитрова, в самой Купаве – имени М.И. Калинина, в честь Председателя Верховного Совета СССР, человека из близкого окружения И.В. Сталина, в народе прозванного Всесоюзным старостой, верного соратника и товарища  Генерального секретаря партии.

  В село стала поступать  техника. Конечно,   её нельзя сравнить по качеству и мощности  с современной. Однако в то время это был огромный прогресс, ведь до этого в основном использовали тягловую силу лошадей и быков. Техника уже была отечественного производства, нисколько не уступающая по качеству и техническим характеристикам   зарубежным аналогам.  Челябинский тракторный завод, Сталинградский тракторный завод  поставляли трактора;  Горьковский  автомобильный завод – автомобили,  Ростовский и Харьковский  заводы – различные сельхозмашины… – стремительно, бурными темпами развивалась отечественная индустрия. Страна Советов  успешно  внедряла политику индустриализации и уверенно двигалась вперёд по пути научно-технического прогресса. Плоды отечественного машиностроения (тракторы, комбайны и др.) появились в Купавской МТС. Первым комбайнёром, которому доверили новенький комбайн, только сошедший с конвейера, был Кухтин Николай Николаевич, он так и остался в памяти односельчан – первый комбайнёр села.

 С огромным энтузиазмом трудились советские люди и в городах, и в сёлах. Массовый энтузиазм, особый романтический подход был характерен и для колхозников  села Купавы. Работали с песнями, шутками поддерживали молодых и неопытных работников,  обязательно вечером, после работы были костры и, конечно, обсуждение планов на следующий день под  яркими звёздами и при  лунном свете. Да, так было здорово, но городским жителям этого не понять.  Я ещё помню, как в семидесятые и восьмидесятые годы ехали доярки на работу, на дойку, и с работы домой с песнями. В  селе и за его пределами по степным просторам далеко были слышны популярные  песни: народные и эстрадные. В селе же говорили с гордостью: «Наши  девчата  голосистые, а как  здорово поют, ну чисто артистки выступают по радио, или даже по  телевизору!»

 Уборка урожая традиционно называлась «Битва за хлеб». Повсюду – на комбайнах,  на  колоннах машин, везущих хлеб на  элеватор, и на самом элеваторе  – плакаты: «Хлеб – Родине!» и лозунги: «Слава хлеборобам!»,  «Даёшь рекордный урожай!»

(Продолжение следует)