УФАС отстоял подход в защиту межвидовой конкуренции в сфере пассажирских перевозок
Верховный суд подтвердил обоснованность подхода Волгоградского УФАС
На прошлой неделе Верховный суд РФ отказал местному перевозчику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию Верховного Суда, тем самым поддержав судебные акты всех трех инстанций по делу об обжаловании отказа Волгоградского УФАС России в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам недобросовестной конкуренции, вынесенного еще в конце 2020 года.
Решён принципиальный вопрос: является ли актом недобросовестной конкуренции перевозка пассажиров по определенному маршруту, связывающему областной и районный центр на 8-местном такси, если на данном маршруте уже работает перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки по расписанию? И можно ли такие перевозки считать регулярными перевозками пассажиров, осуществляемыми «под видом такси»? Волгоградское УФАС России посчитало, что нет и приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган пришёл к выводу, что в конкретном случае, на который пожаловался перевозчик 1, осуществляющий перевозки «Волгоград-Суровикино» и обжалующий действия другого перевозчика, осуществляющего периодически перевозки такси по этом маршруту, такие действия не являются актом недобросовестной конкуренции, это практика межвидовой конкуренции, которая зачастую имеет место на рынках перевозок. Как, например, пассажирские авиаперевозки составляют межвидовую конкуренцию ж/д перевозкам, что обычно положительно сказывается на стоимости билетов на поезд.
При принятии решения антимонопольный орган учитывал, что нормы законодательства о перевозках пассажиров и багажа легковым такси не содержат ограничения по выбору маршрутов таких перевозок. А ограничение выбора маршрута такой перевозки в зависимости от наличия на определенном направлении регулярных пассажирских перевозок противоречило бы целям таких перевозок и заинтересованности пассажира в получении услуги на более комфортных условиях.
Отметим, что на момент принятия УФАС решения об отказе в возбуждения дела по статье недобросовестная конкуренция в ряде регионов складывалась довольно противоречивая практика.
Обосновывая свое решение Верховный суд в определении от 03.02.2022 № 306-ЭС21-27651 по делу № А12-1645/2021 отметил: Действия лица могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции только в случае, если они совершены хозяйствующим субъектом, действующим на одном товарном рынке с заявителем, то есть конкурентом. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что деятельность перевозчика 2 (который осуществлял пассажирские перевозки такси в 8-местном автомобиле) существенно отличается от регулярной перевозки по объему прав и обязанностей пассажира и перевозчика, условиям перевозки, комфортабельности, в том числе, условиям подачи и характеристикам используемых транспортных средств, по цене, следовательно, не являются взаимозаменяемыми, а потому суды правомерно пришли к выводу о том, что предприниматели осуществляют деятельность на разных товарных рынках, в связи с чем не являются конкурентами.
Как прокомментировала заместитель руководителя Управления Ирина Никуйко: «Данное судебное решение можно считать «разворотным» в судебной практике по недобросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок. УФАС удалось отстоять подход в защиту правомерности межвидовой конкуренции в данной социально значимой сфере».