«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области

16+

Воскресенье, 15.12.2019 г.

Особым детям нужна особая забота

Сегодня мы продолжаем рассказ об учреждениях, реализующих Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей. Одно из них – ГБУ Волгоградский ППМС-центр, являющийся ресурсным центром по ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей группы риска.

В целях оказания психологической, педагогической, социальной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска, а также их семьям в регионе реализуется Комплексная программа по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей «Академия Мэри Поппинс», название которой говорит само за себя. Необходимую помощь  уже получили  253 семьи,  проживающие в Волгоградской  области.

Директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра
Н.А. Судакова

Вопрос.       Есть родители, которые считают, что в раннем возрасте не стоит обращать внимание на то, что ребёнок не овладел положенными для его возраста навыками и что «ребёнок сам перерастёт» свои проблемы. Насколько верна такая позиция?

— Это неверное мнение, — отвечает Наталья Александровна Судакова, директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — В раннем возрасте необходимо проверять у ребёнка наличие важных  навыков каждые 2-3 месяца. И если ребёнок не овладел положенными для его возраста навыками, то родители, обратившись в детскую поликлинику и службу ранней помощи, узнают от специалистов, с чем связано отставание в развитии навыков – просто с индивидуальным темпом развития ребёнка или с нарушением развития, с каким-то заболеванием.

Среди детей в возрасте от рождения до трех лет выделяется так называемая группа риска. Это дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением своего ребенка.

Специалисты, оказывающие раннюю помощь, никогда не ставят перед ребёнком академические задачи, они прежде всего помогают ему быть наблюдательным, проявлять интерес к окружающему миру, функционировать в этом мире, пользоваться органами чувств, общаться.

Уважаемые родители! Если Вы тревожитесь, потому что Вам кажется, что с ребёнком что-то не так, обратитесь в ППМС-центр по телефонам: 44-89-65, 44-00-40, 66-02-79. Специалисты проконсультируют Вас по поводу проблем в развитии Вашего ребёнка, если они имеются, дадут рекомендации по воспитанию и обучению ребёнка.

Информацию о специалистах, услугах, оборудовании Вы также можете получить на сайте ppms.ucoz.ru; в  инстаграмме ppms_vlg.

Вопрос. Какую помощь ППМС-центр может оказать родителям, обеспокоенным развитием своих детей раннего возраста, или детей, в развитии которых выявлены нарушения?

ППМС-центр оказывает следующие виды помощи: консультации специалистов, сопровождение ребёнка и семьи согласно индивидуальной программе, групповые занятия.

В группу кратковременного пребывания компенсирующей направленности можно определить ребёнка в возрасте старше 1,5 лет. Находясь в группе в течение 4 часов в первую половину дня, дети  получают помощь необходимых для них специалистов  (педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда).

Родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и/или детей групп риска в возрасте от рождения до  7 лет,  могут  заключить с нашим учреждением договор о сопровождении семьи, на основании которого   специалистом совместно с родителем будет разработана индивидуальная программа, предусматривающая оказание  системной психологической помощи всей семье ребёнка, способствующая созданию гармоничной атмосферы в семье.

Новым видом поддержки  семей, воспитывающих  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и/или детей групп риска, в том числе с расстройствами аутистического спектра, являются  беби-группы,  которые посещают  родители с детьми. Родители не только присутствуют на занятиях, но и участвуют в них: ведь то, что делает мама и как она это делает, важнее для малыша, чем то, что делает ведущий. Число пар родитель-ребёнок в группе не превышает пяти. Учреждение оснащено современным оборудованием (интерактивный пол, бизиборд, сенсорный стол, сенсорный куб и другие виды интерактивного оборудования), занятия способствуют развитию познавательной сферы детей, улучшению их поведения в естественных жизненных ситуациях, эмоционально-личностному развитию, позитивным взаимоотношениям с родителями.

 

 

Уважаемые родители, Вы можете встретиться с педагогом-психологом и другими специалистами не только на территории ППМС-центра, но и в детской поликлинике, куда Вы периодически приходите со своим малышом. Консультационные пункты в детских поликлиниках действуют с 1 сентября 2019 года, как правило, по четвергам, с 14.00 до 16.00. Специалисты ППМС-центра могут проконсультировать Вас по вопросам развития Вашего малыша, оказать психолого-педагогическую помощь по воспитанию и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами; определить общий уровень его психического развития, объяснить, куда обратиться, если у ребёнка проблемы с познавательной деятельностью.

Руководитель  Михайловского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра М.Н.Крюкова

 

Подобные учреждения  есть и на территории Волгоградской области: для того, чтобы семьи могли получить помощь в  отдалённых муниципальных районах Волгоградской области, были созданы филиалы в городе Михайловка и р.п. Рудня.

«Работа такого учреждения в нашем городе бесконечно нужна и важна для родителей и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, — говорит Мария Николаевна Крюкова,  руководитель Михайловского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — В первую очередь, это территориальная доступность и наличие в учреждении компетентных специалистов, способных оказать эффективную помощь детям с ОВЗ на ранних этапах их жизни, а также их родителям, за счет специально организованного обучения и оказания им систематической консультативно-методической помощи.

Предназначение нашего подразделения состоит в том, чтобы дать семье психологическую поддержку для принятия ребенка в семью вместе с его особенностями, затем обучить родителей методам помощи своему ребенку, а также подготовить общество к принятию ребенка с особенностями развития.

Хочу рассказать о буднях одной семьи, проживающей в Михайловском районе, и специалистах, которые этой семье помогают. Алексей Юрьевич Б. воспитывает ребёнка-инвалида Матвея Б. Помогает Алексею Юрьевичу его бабушка Галина Ивановна. На момент поступления в МОП мальчику было 3 года 9 месяцев. Специалисты Центра познакомились с Матвеем, провели ряд диагностик и выявили, что у ребёнка слабо развиты социально-бытовые навыки, соответствующие его возрасту, очень маленький словарный запас, заметное отставание в развитии.

Матвей начал посещать занятия специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога, которые проводили с ребёнком упражнения на развитие речи, всех видов мышления, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков, игровой деятельности. С целью закрепления пройденного материала семье Матвея давались домашние задания: например, упражнения по развитию социально-бытовых навыков, рекомендации по итогам занятий. Надо отдать должное папе Матвея: он посещал собрания и мероприятия учреждения, принимал участие в изготовлении пособий для ребёнка и проводил с ним развивающие упражнения дома.

На сегодняшний день отмечается положительная динамика в развитии Матвея: развиваются его бытовые и гигиенические навыки, увеличивается словарный запас. Матвей научился общаться с детьми, недавно начал посещать детский сад, но занятия с мальчиком в обособленном подразделении продолжаются. Алексей Юрьевич понимает, насколько необходимы и важны те знания и рекомендации, которые он и его сын могут получить именно у специалистов.

Хочу обратить ваше внимание на увеличение количества семей, обратившихся к нам за помощью. В настоящее время мы сопровождаем 67 семей.

Необходимо отметить, что благодаря Комплексу мер у наших специалистов появилась возможность повысить компетенции по оказанию эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, особенно в период от рождения до 3 лет, овладеть новыми эффективными технологиями, ориентированными как на работу с ребенком, так и с семейной системой в целом, приняв участие в стажировочных плошадках других регионов – Астраханской, Псковской, Тверской, Новосибирской областей, Санкт-Петербурга».

Руководитель Руднянского обособленного подразделения  ГБУ Волгоградского ППМС-центра  О.В. Михайловская

«Мы помогаем родителям  найти ответы на актуальные для них вопросы, познавать этот мир с точки зрения их «особенных» деток, — говорит Ольга Викторовна Михайловская, руководитель Руднянского обособленного подразделения  ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — Чувство беспомощности и безнадежности, раздражительность, плаксивость и навязчивые мысли уходят прочь после нескольких занятий ребёнка и его родителей в нашем учреждении. Стабилизируется эмоциональное состояние как родителя, так и ребенка. Обучающие занятия с детьми, общение с близкими родственниками, консультации, индивидуальные и групповые занятия, заседания родительского клуба, праздники, встречи со специалистами  — всё это доступно у нас в районе для каждой семьи, где воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас у нас на сопровождении 32 семьи.

Вот как оценивает работу специалистов службы Иванова Юлия Александровна, воспитывающая пятилетнюю дочь, страдающую тяжелыми множественными нарушениями развития:

«Именно, мы, родители, можем первыми заметить особенности в развитии и поведении своего ребенка. Главное – не быть пассивным, не ждать, что с возрастом все пройдет.

Вот уже полгода нашу семью сопровождают специалисты Руднянского обособленного подразделения Волгоградского ППМС-центра. За это время у доченьки произошел значительный скачок в развитии, она не разговаривает, но стала более эмоциональной и общительной. Ребенок просто ликует, когда мы входим в здание! Дочка сама поднимается по лестнице на второй этаж, открывает комнату для занятий и быстрее занимает место за столом ,чтобы начать что-то делать. Моя девочка счастлива, ей интересно, и я это ощущаю.

Чуткие, добрые, светлые, душевные и с огромным терпением замечательные специалисты сопровождают каждого ребенка. Удивительно сплоченный коллектив! Спасибо им за всё!

Пусть нашим особенным деткам в этой жизни нелегко, но под грамотным руководством профессионалов (дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога) они стараются и делают маленькие шаги в своем развитии».

Вопрос. Какие ещё варианты помощи семьям предусмотрены Комплексом мер?

Заместитель директора  ГБУ Волгоградского ППМС-центра  Л.Ю. Косьяненко

Комплексом мер, в том числе Комплексной программой «Академия Мэри Поппинс» предусмотрен ещё один вариант оказания помощи семьям, не имеющим возможности посетить учреждение: дистанционное консультирование, — говорит Людмила Юрьевна Косьяненко, заместитель директора  ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — Это могут быть как индивидуальные консультации посредством электронной почты, так и видео-консультации, общение посредством глобальной сети Интернет по коммуникационным программам Skype, Viber и WhatsApp, чата, сайта ресурсного центра, персональных сайтов и специалистов опорных школ. Отрадно отметить, что в 15 муниципальных районах Волгоградской области действуют свои «Академии «Мэри Поппинс», созданные, согласно Комплексу мер, на базе так называемых опорных школ — учреждений образования или социальной зашиты населения. В опорной школе специалисты смогут оценить развитие и состояние ребёнка, определить причины, ведущие к отклонениям в развитии, спланировать работу с ребёнком по развитию его познавательных, социально-эмоциональных, творческих потребностей, обучить родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; рассказать, где семье можно получить необходимую помощь, если её получение в опорной школе невозможно.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в реализации Комплекса мер принимают участие 43 организации различной ведомственной принадлежности: образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

 

Это  образовательные организации, в том числе:

— ГБУ Волгоградский ППМС-центр (Кировский район Волгограда);

— ГКОУ «Волгоградский центр образования детей-инвалидов» (Кировский район  Волгограда);

— ГКОУ «Волжская школа № 1»;

— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» (Советский район Волгограда);

— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Созвездие» (Дзержинский район Волгограда);

— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 4» (Кировский район Волгограда);

— ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат»;

— ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

— ГКОУ «Михайловская  школа-интернат»;

— ГКОУ » Волгоградская школа-интернат № 6″ (Краснооктябрьский район Волгограда);

— МБОУ средняя школа №17 городского округа-город Камышин Волгоградской области ;

— МКДОУ детский сад № 9 «Золотой ключик» города Жирновска Волгоградской области ;

-МКДОУ «Чернышковский детский сад №1 «Солнышко» Чернышковского муниципального района Волгоградской области;

— МКДОУ «Руднянский детский сад «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области;

— МБДОУ Центр развития ребенка детский сад «Тюльпан» (Иловлинский район).

 

 Учреждения  социальной защиты населения:

 

— ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» ( Тракторозаводский район Волгограда);

— ГКУ СО «Дзержинский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Кировский центр социального обслуживания населения»;

—  ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Тракторозаводской центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Урюпинский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Жирновский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Котовский  центр социального обслуживания населения»;

— ГБУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда» (г. Волжский).

 

Учреждения здравоохранения оказывают содействие в выявлении семей, нуждающихся в помощи, и направлении их в соответствующие организации:

 

— ГУЗ «Детская поликлиника № 1»);

— ГУЗ «Детская поликлиника № 3»;

— ГУЗ «Детская поликлиника № 6»;

— ГУЗ «КДЦ для детей № 1»;

— ГУЗ «ДКП № 15»;

— ГУЗ «Детская поликлиника № 16»;

— ГУЗ «ДКП № 31»;

— ГБУЗ «Городская детская больница»;

— ГБУЗ «ГДП № 2»;

— ГУЗ «Жирновская ЦРБ»;

— ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ»;

— ГБУЗ ЦРБ Котовского муниципального района;

—  ГБУЗ «КДГБ «Камышинская детская городская больница»;

—  ГБУЗ «Михайловская городская детская больница»;

— ГБУ «ЦРБ Руднянского муниципального района»;

— ГБУЗ «Среднеахтубинская ЦРБ»;

— ГБУЗ Урюпинская ЦРБ;

— ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ».

 

Наш корр.