«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 19.04.2019 г.

С передовой снежного фронта

В районе завершена ликвидация последствий стихии, обрушившейся на нашу территорию сильными снежными заносами большинства населенных пунктов и дорог. Общими усилиями профессиональных дорожников, коллективных и фермерских хозяйств, местных властей все межпоселенческие направления и улицы внутри населенных пунктов, подъезды к объектам социально-производственного назначения расчищены, жизнь больших и малых поселков и хуторов нормализована. И можно подвести итоги проведенной в режиме ЧС коллективной работы.
48-километровый участок московской трассы обслуживает Новониколаевский участок ДЭП-53 (мастер В.В. Васильев). Имея необходимую технику, дорожники успешно справились со всеми снегопадами в зоне своей ответственности и даже привлекались на помощь коллегам-новоаннинцам. Госдорога, как объект стратегического назначения, всегда оставалась в проезжем состоянии.
Дороги внутри района также находятся под юридически оформленной ответственностью, которая разграничена – не только на бумаге, но и финансовым обеспечением их содержания. Большинство местных путей – от трассы Р-22 (новое обозначение М-6) до райцентра, в другую сторону – до границы Урюпинского района, дороги до Дуплятки и Пруцковского, к Фоминке и Королевке, к Двойновскому, к пос. Мирный, х. Нижнезубриловский, с. Купава, до Красноармейки и далее до Белореченского, Новоберезовского, Андриановского и Лазоревского, до пос. Хоперский, хутора Киквидзе (Зубриловка), к Нижнекардаильскому, до Куликовского, Бакланов и далее через Серп и Молот до московской трассы, т.е. всё это новониколаевское кольцо, а кроме того – подъезд к пос. Комсомольский и далее до х. Новокардаильского (Лукъяны) – эти дороги общей протяженностью 294 км находятся на балансе комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, и обслуживаются они отвечающим за состояние дорог в пяти районах области частным предприятием ООО «ГК «Гранит» (руководитель С.В. Оганесян), основная производственная база которого находится в Алексеевском районе.


Наш Новониколаевский участок этого предприятия оснащен новым асфальтобетонным заводом стоимостью более 100 млн рублей. Здесь отреставрированы подъездные пути, приведены в порядок, можно сказать, отстроены заново гаражные помещения, офисное здание. Участок располагает пятью комплексными дорожными машинами (КДМ) на базе МАЗ, автогрейдером, двумя дорожными погрузчиками.

Предполагалось, что в обычную зиму этой техники должно было хватить на снегорасчистку. Но в условиях коллапса, возникшего после метели 24, 25 с её усилением 26 – 27 января, местный участок ГК «Гранит» не смог обойтись своими силами. Все дороги района были забиты. Утром 27 января из районного центра проезд был только до хутора Алексиковского, до Грачей, в Урюпинск, по трассе к Краснолученскому.


Вряд ли в создавшейся ситуации руководству района, главам поселений можно было делить с основным подрядчиком зоны ответственности разного статуса дорог, переходящих одну в другую. Ведь формально на балансе района оставлено небольшое их количество: до Каменки, Кирхинского, до Степного, Грудне-Ермаков, Приовражного, до х. Кузнецовского (Красноармейское с/п), до Николаевки, Красностановки, Среднепокровского, подъезд к х. Аксенов, с федеральной трассы до Пруцковского, объезд «Новоникойла» и других находящихся рядом предприятий. Эти дороги по соглашениям переданы районом сельским поселениям с соответствующим финансированием и обслуживаются силами администраций с привлечением социальных партнеров в лице местных сельхозтоваропроизводителей. Они же отвечают за расчистку улиц внутри населенных пунктов.


Утром 27-го числа глава Дуплятского поселения С.И. Колпаков не стал дожидаться дорожников и призвал местных партнеров, чтобы пробиться от центрального хутора через Пруцковский на московскую магистраль. Выручил глава КФХ, депутат районной Думы В.А. Немухин, предоставивший свой производительный трактор-погрузчик «Manitou». Участвовали в работе Т-150 от ЗАО «Пруцковское», два МТЗ-1221 – С.В. Григорьева и С.В. Жупина. А техника доручастка пробивала дорогу на Дуплятку через Орлы.
Выход на главную дорогу из х. Двойновского обеспечила техника ПАО «Георгиевское» (С.И. Сорокотяга), которая затем расчистила выезд из Скворцов.


В Верхнекардаильском поселении техника КФХ А.С. Куликова работала на дороге от центральной усадьбы на Николаевку. Она же принимала участие в спасательной операции, когда недалеко от балки Гусынка две КДМ ГК «Гранит» просто встали, попав в снежный «замок». Решительные действия кардаильцев вместе с работой погрузчиков дорожной организации позволили его разблокировать.
Мирная сельская администрация и «Инвид-Агро-Север» своими силами занимались расчисткой улиц в пос. Мирный и пытались восстановить выезд на основную районную трассу, пробиться к Родионовской развилке. Но это им не удалось. Оценивая всю серьезность ситуации, глава поселения А.Ю. Куроплин по своей инициативе обратился за помощью к начальнику Урюпинской ПМК-113 «Сельхозводстроя» В.И. Зюзину, надежному социальному партнеру наших поселений. Спустя некоторое время в хуторе Верхнекардаильском сошел с трапа трейлера тяжелый карьерный бульдозер С-100. И, считай, от моста через реку в сопровождении Артема Юрьевича «сотка» устремилась на Мирный. Целые сутки длилась эта битва со снежным бездорожьем. И Мирный был открыт, а за ним – Сапожок и Нижнезубриловский, и протяженный участок главной дороги района.
В это время с Алексеевки по настоянию райадминистрации перебрасывались дополнительные силы. На расчистку пути до хоперско-красноармейской развилки были поставлены мощный гусеничный бульдозер «Shantui» и шнекороторная машина на базе «Урала».


На встречу дорожникам вышли красноармейцы. Управляясь в своем поселке, они в то же время устремились к перекрестку. Глава поселения Л.А. Альбова особо отметила в буквальном смысле самоотверженную работу в создавшейся экстремальной ситуации Юрия Павлова, Алексея Перепелицына, Александра Заруднева, Александра Аркадьева и других односельчан. Но решающий удар по снежным заносам на своем К-701 нанес Юрий Павлович Иванов, который пробил дорогу не только до развилки, но и помог в том же хоперцам, освободил кроме того в соседнем поселке от плотного снега важные проезды.
Глава Хоперского сельского поселения К.С. Таштекова впервые сталкнулась с подобным форс-мажором в своей работе в качестве руководителя местной администрации. Но взаимодействие с фермерами, базовым сельхозпредприятием уже налаживается. Как всегда, пришел на помощь глава КФХ, сельский депутат, атаман Ю.В. Игнатьев. Своим ХТЗ-217 прошел Юрий Владимирович по улицам центрального поселка до Приовражного, большую часть дороги до поворота на Андреевский, куда потом прорвались дорожники на спецтехнике. Существенную помощь Хоперскому сельскому поселению оказал также Н.В. Морозов.
Самым последним и самым трудным был прорыв к хутору Степному. Уже осевший за несколько дней плотный снег с трудом поддавался тяжелой технике. Но упорство, понимание всей остроты сложившейся ситуации, в которой оказались хуторяне, способствовали тому, что в минувшую субботу к 9 часам вечера трактором главы КФХ П.В. Гурова, оснащенным «бабочкой», удалось прорваться и на этом участке.
Со второй попытки поддался также мощной технике забитый двухметровым снегом путь на хутор Андреевский.
По просьбе главы Куликовского поселения Т.Г. Даниличевой главы КФХ братья Владимир Федорович и Виталий Федорович Поляковы выделили мощный современный трактор «Terrion», который пробил подъездную дорогу от Куликов до трассы Р-22, затем открыл дорогу до хуторов Нижнекардаильский (Курины) и Киквидзе (Зубриловка), где помогали и местные фермеры. Оказать помощь в расчистке территории поселения вызвались главы крестьянских хозяйств А.А. Губин, предоставивший помимо колесного трактора еще и автогрейдер, В.Г. Иванов, В.Г. Коблов, Е.Г. Кузнецов, М.Ю. Макаров. На безвозмездной основе обеспечил работу ведомственного К-701 в направлении хутора Бакланы гендиректор ЗАО «Ярыженский элеватор» М.С. Вануркин.
Серпомолотцы под руководством главы поселения В.Н. Караваева обошлись своими силами не только в центральном поселке, но и сами, фермерской техникой, пробились на трассу из Каменки и сделали выход из Краснолученского. Участвовали ЗАО «Серп» (Д.И. Елисеев) с трактором «Кировец», ПУ-49 (МТЗ-82), А.М. Покидов (Т-150 и ДТ-75).
Довольно тяжелая ситуация возникла на пути к дальним красноармейским хуторам, но и они в результате упорной работы дорожников и местных производственников были освобождены из снежного плена.
Самые настоящие тоннели пришлось проделывать трактористу тяжелого погрузчика ГК «Гранит» ветерану труда С.И. Петухову в плотной снежной массе на сравнявшейся с полем дороге на Лукъяны.
Воочию довелось видеть поистине гражданский подвиг людей, которые эти дни многими часами не покидали кабины тракторов, понимая, что дорога нужна людям. Глава Комсомольского сельского поселения Х.В. Лихачева, до сентябрьских выборов работавшая школьным учителем, сегодня уже свободно называет марки задействованной в поселении тракторной техники, модификации бульдозерных навесок, работу снегоочистителей организует в полном объеме. Вроде бы недалеко от райцентра эта территория, но досталось комсомольцам от стихии по максимуму. На расчистке хуторов и дорог между ними стойко, а порой даже мужественно трудился водитель хозчасти Александр Назаренко, который за рычагами бульдозера на базе ДТ-75 продолжал работать, несмотря на плохое самочувствие, высокую температуру. Это братья Хасан и Хамзат Заумаевы (Т-150 и «Manitou»). Неоценимую роль сыграла современная техника главы КФХ А.В. Мурасова (трактор «Case» с бульдозерной навеской). А сколько радости было у лукъяновцев, пробившихся на стареньком ДТ из хутора в сторону Комсомольского, когда произошла их встреча в заснеженной степи в районе Передержки с двигавшимся им навстречу трактором-погрузчиком ГК «Гранит»! Общественный лидер хутора Г.А. Есиков от имени всех односельчан благодарил тракториста Сергея Ивановича Петухова за прорыв снежной блокады, возвращение хутора к нормальной жизни.
Все тревожные для новониколаевцев дни непосредственно на месте событий – на самой передовой снежного фронта! – силы и средства, привлеченные ГК «Гранит» для ликвидации снежных пробок на наших дорогах, взаимодействуя с руководством района, направлял мастер доручастка И.В. Назаров. Принципиальные вопросы по переброске энергонасыщенной техникой решались с гендиректором «Гранита» С.В. Оганесяном, а также с председателем комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области А.Н. Васильевым.
В связи с создавшейся обстановкой руководством района было принято решение на крайний случай – если возникнет угроза здоровью людей, привлекать снегоходы для доставки медикаментов, медработников, эвакуации больных и пострадавших. Но, к счастью, снегоходы не понадобились, всё обошлось без происшествий.
Конечно, обо всех, кто принял участие в борьбе со снежными заносами, в статье не расскажешь. До хутора Грачи дорогу чистил трактор СПК им. Ленина (А.Н. Карпов), глава КФХ А.В. Трофимов держал выход из Грудне-Ермаков, в хуторе Киквидзе активно работал А.В. Арьев, в Андреевке управлялся на своем стареньком ДТ молодой парень Дмитрий Назаров. Эти и многие другие, может быть, неупомянутые в этом тексте, но также проявившие высокую ответственность перед односельчанами наши земляки заслуживают самых теплых слов благодарности и народного уважения. Проявив свои лучшие человеческие качества, неравнодушие, они, по сути, защитили новониколаевцев от стихийного бедствия. Во многом благодаря им беды не случилось.
Но выводы напрашиваются. Прежде всего: почему из 34-х имеющихся в районе тяжелых тракторов в неотложных спасательных работах участвовало менее десяти единиц? И почему многие другие главы КФХ остались в стороне от спасения людей из снежной западни? Руководству района, главам поселений предстоит убедить наших сельхозтоваропроизводителей на тот счет, чтобы после завершения полевых работ они заранее оснащали свою тяжелую технику снегоуборочными агрегатами – косыми лопатами или «бабочками» – в зиму.
Климат меняется. То, что сегодня мы воспринимаем как метео-форс-мажор, в результате глобальных циклонических процессов может стать сезонной нормой. К этому надо быть готовыми.

Текст и фото – С. Першиков.