«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Четверг, 25.04.2024 г.
16+

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий за первое полугодие 2018 года

Рабочая группа Фонда ЖКХ под руководством директора Контрольного департамента Алексея Павлова проводит проверку в Тверской области.

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также проверок хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за первое полугодие 2018 года.

В отчетном периоде выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов, а также реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры был осуществлен в 48 субъектах Российской Федерации. Работниками Фонда с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) проведена 61 выездная проверка. При этом в рамках программ переселения и капитального ремонта были осмотрены 793 многоквартирных дома на территории 117 муниципальных образований. Также в 15 субъектах Российской Федерации был проверен ход подготовки и реализации 32 проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на территории 28 муниципальных образований.

В ходе проведения выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году Фонд уделяет основное внимание:

проверке выполнения программных мероприятий в субъектах Российской Федерации, своевременно не достигших значений целевых показателей реализации программ переселения, утвержденных на 2013−2017 годы распоряжением Правительства Российской Федерации №1743-р;

анализу исполнения субъектами Российской Федерации графиков реализации мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, и подлежащего расселению в 2018 году;

контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;

осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству, а также контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр.

В первом полугодии 2018 года с учетом поручений наблюдательного совета Фонда от
20 ноября 2017 года и 26 апреля 2018 года выездной мониторинг проводился в субъектах Российской Федерации, не завершивших программу переселения 2013-2017 годов до 1 сентября 2017 года, в том числе проверены 11 из 12 регионов, не выполнивших целевые показатели реализации указанных программ в 2017 году согласно годовым отчетам за соответствующий год. По результатам указанных проверок главам субъектов Российской Федерации в составе отчетов направлены рекомендации о необходимости принятия конкретных мер по завершению программных мероприятий. Кроме того, отчеты направлены Фондом полномочным представителям Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

По выявленным в ходе выездного мониторинга фактам предоставления недостоверной информации о ходе реализации мероприятий по переселению граждан в составе официальной отчетности в первом полугодии текущего года требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей предъявлены 7 субъектам Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Хакасия, Архангельская область, Московская область, Омская область, Псковская область, Тверская область) на общую сумму 3,5 млн. рублей.

Проверки в субъектах Российской Федерации, реализующих мероприятия по расселению вновь выявленного аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года и подлежащего расселению в 2018 году, показали, что в Калужской области и Псковской области имеются отставания от утвержденных графиков реализации программы переселения в 2018 году.

В ходе выездных проверок в отдельных муниципальных образованиях нескольких субъектов Российской Федерации фиксировались случаи наличия неизрасходованных остатков средств Фонда на счетах региональных и местных бюджетов после завершения реализации программ переселения (Пермский край, Архангельская область, Ивановская область, Новосибирская область, Саратовская область, Еврейская автономная область). Основными причинами возникновения указанных фактов являются: наличие непредвиденных обстоятельств, учитываемых в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ для оценки выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, незавершение заказчиками расчетов с подрядными организациями (застройщиками) по исполненным контрактам ввиду наличия замечаний по качеству выполненных работ, а также экономия средств, образовавшаяся по результатам конкурсных процедур, исключения жилых помещений из программы и другим причинам.

Кроме того, в 2018 году при проведении контрольных мероприятий в субъектах Российской Федерации с учетом поручений наблюдательного совета Фонд продолжает проводить осмотр домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству, а также контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России №709/пр. При этом особое внимание уделяется проверке домов, введенных в эксплуатацию в 2018 году.

Так, в отчетном периоде в ходе плановых и внеплановых проверок на территории 38 субъектов Российской Федерации осмотрен 671 многоквартирный дом, построенный (строящийся) в рамках реализации программ переселения 2013-2017 годов, а также программ переселения 2011-2012 и 2012-2013 годов. Из них в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 1 августа 2014 года №ДК-П9-164пр осмотрен 601 дом, где приобретены 910,93 тыс. кв. м. жилья в рамках всех этапов программы переселения 2013-2017 годов в проверенных регионах.

По результатам проверок 119 домов в 22 субъектах Российской Федерации в соответствии с приказом Минстроя России №709/пр включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с выявленными в них существенными строительными дефектами. При этом наиболее грубые нарушение обнаружены в 12 многоквартирных домах на территории Забайкальского края, Курской области, Новосибирской области.

В ряде регионов не подтвердилась ранее представленная в Фонд информация о полном устранении нарушений требований к качеству жилых помещений или дополнительно были выявлены новые нарушения. Наибольшее количество домов, при осмотре которых выявлялись такие факты, было зафиксировано в 7 субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Забайкальский край, Архангельская область, Астраханская область, Ивановская область, Курская область, Костромская область).

Устранение нарушений во всех указанных домах взято на контроль (продолжает оставаться на контроле) Фонда в рамках исполнения приказа Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр.

Также Фондом продолжен мониторинг исполнения подрядными организациями (застройщиками) обязательств по государственным и муниципальным контрактам, заключенным в рамках программ переселения. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. По результатам выездных проверок, проведенных в первом полугодии 2018 года, выявлены 25 подрядных организаций (застройщиков), допустивших срыв сроков строительства домов и (или) существенные нарушения строительных норм и правил при возведении 84 домов в 15 субъектах Российской Федерации.

В этой связи в 2018 году Фонд продолжает информировать саморегулируемые организации в сфере строительства о допускаемых порядными организациями (застройщиками) нарушениях. По результатам рассмотрения обращений Фонда отдельными СРО принимаются отнесенные к их компетенции меры реагирования. Так, например, дисциплинарной комиссией Ассоциации строителей «Саморегулируемая организация «Дорстрой» принято решение о проведении внеплановой проверки деятельности ООО «Строительная специальная группа», допустившего срыв сроков строительства 9 домов в городе Братске Иркутской области.

Также в 2018 году Фондом продолжено взаимодействие с общественными организациями. В частности, по результатам использования в ходе выездных проверок информации Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (далее ОНФ) Фондом поставлено на контроль устранение нарушений требований к качеству жилых помещений в 15 многоквартирных домах в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России №709/пр. Кроме того, в ходе мониторинга Фондом контролировался ход устранения нарушений в 24 многоквартирных домах, включенных в реестр «Нового аварийного жилья» ОНФ.

Активное взаимодействие при проведении Фондом выездного мониторинга осуществляется и с некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» и региональными центрами данной организации. В частности, в трех субъектах Российской Федерации (Ивановская область, Кировская область, Костромская область), не завершивших программу переселения, представителями региональных центров НП «ЖКХ Контроль» оказывается содействие по осуществлению контроля за динамикой выполнения строительных работ на объектах. По итогам совместных проверок на контроль Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России №709/пр, поставлен 21 многоквартирный дом.

В 2018 году Фонд продолжает осуществлять выездной мониторинг хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №1451.

По результатам контрольных мероприятий в субъектах Российской Федерации были выявлены следующие основные нарушения.

В четырех регионах зафиксированы нарушения условий договоров о предоставлении финансовой поддержки в части несвоевременной реализации этапов работ проектов модернизации (Республика Башкортостан, Воронежская область, Смоленская область, Челябинская область).

В 5 субъектах Российской Федерации, где были выявлены факты выполнения работ с отклонением от проектных решений, не были представлены соответствующие заключения государственных экспертиз после внесенных изменений в проектные решения (Республика Башкортостан, Ростовская область, Самарская область, Смоленская область, Тамбовская область).

В 6 регионах в ходе проверок не представлены заключения о повторной проверке достоверности сметной стоимости после внесенных изменений в проектные решения (Республика Башкортостан, Ростовская область, Самарская область, Смоленская область, Тамбовская область, Челябинская область).

В ходе осмотра объектов модернизации на территории 10 субъектов Российской Федерации были выявлены нарушения СНиП, технических регламентов и прочих норм градостроительного законодательства (Республика Башкортостан, Владимирская область, Калининградская область, Кемеровская область, Ростовская область, Самарская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тульская область, Челябинская область).

В четырех субъектах Российской Федерации отмечен недостаточный уровень организации проведения строительного контроля в процессе реализации проектов модернизации (Республика Башкортостан, Ростовская область, Смоленская область, Челябинская область).

По результатам выездных контрольных мероприятий в связи с невыполнением необходимых этапов работ в установленные сроки Фондом приостановлено (приостанавливалось) предоставление финансовой поддержки трем субъектам Российской Федерации (Воронежская область, Смоленская область, Челябинская область).

Кроме того, по выявленным фактам предоставления в Фонд в составе отчетности недостоверных сведений в отношении 5 субъектов Российской Федерации применены штрафные санкции в размере 100 тыс. рублей на общую сумму 1 300,0 тыс. рублей (Республика Башкортостан, Кемеровская область, Ростовская область, Смоленская область, Челябинская область).

По итогам мониторинговых мероприятий в целях устранения указанных и иных нарушений в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в составе отчетов о результатах проверок направлены соответствующие рекомендации. Для принятия мер реагирования копии отчетов направлены в региональные прокуратуры и контрольно-счетные палаты регионов, а также, в установленном порядке, в Минстрой России.

При проведении контрольных мероприятий реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и их краткосрочных планов в 2018 году Фонд продолжает уделять особое внимание проверке выполнения требований Федерального закона № 185-ФЗ при реализации софинансируемых Фондом краткосрочных планов программ, проверке качества выполненных ремонтных работ и вопросам определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, а также анализу деятельности региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов (региональных операторов) в части реализации краткосрочных планов программ.

По результатам проверок реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Хакасия, Забайкальского края, Приморского края, Самарской области, Тверской области выявлены следующие основные нарушения.

В Самарской области в нарушение части 11 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ оплата работ и (или) услуг по капитальному ремонта осуществлялась на основании актов приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, не согласованных с органами местного самоуправления и не подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах.

В Забайкальском крае Фондом вновь зафиксированы факты непроведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта домов.

В Республике Хакасия строительный контроль за ходом капитального ремонта осуществляется организациями, не являющимися членами СРО.

В трех субъектах Российской Федерации при осмотре отремонтированных многоквартирных домов выявлены нарушения технических регламентов и строительных норм и правил, что свидетельствует об осуществлении на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций и заказчиков (Приморский край, Самарская область, Тверская область).

Также при проведении контрольных мероприятий в Приморском крае, Забайкальском крае и Самарской области была отмечена недостаточность мер, принимаемых региональным оператором в целях взыскания задолженности по уплате взносов на капремонт.

Кроме того, в ходе выездных проверок Фондом осуществляется контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями требований Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18. В соответствии с указанным постановлением финансовая поддержка Фонда направляется на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом, полученным и использованным в целях оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

За отчетный период контрольные мероприятия проведены в 5 субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Алтайский край, Калининградская область, Новосибирская область, Ростовская область), в ходе которых Фондом проверялось достижение значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы, о которых регионы отчитываются в Фонд, а также выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию нового оборудования − узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии и ряда других работ. По результатам выездного мониторинга в Ростовской области выявлено, что администрациями проверенных муниципальных образований нарушены сроки приятия решения о распределении бюджетных средств, полученных за счет средств Фонда между многоквартирными домами, участвующими в программе капитального ремонта, а также сроки перечисления средств Фонда на счета товариществ собственников жилья, установленные Правилами предоставления финансовой поддержки. Кроме того, зафиксированы факты непроведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта домов, а также отсутствия строительного контроля за ходом выполнения ремонтных работ. В Алтайском крае фиксировались нарушения требований к качеству выполненных работ, а также низкий уровень строительного контроля за ходом проведения работ по капитальному ремонту.

По результатам выездных проверок реализации программ переселения и капитального ремонта информация обо всех выявленных нарушениях и замечаниях в составе отчетов и писем направлена Фондом в адрес высших должных лиц субъектов Российской Федерации, а копии отчетов – в контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и региональные прокуратуры для принятия соответствующих мер реагирования.

В 2018 году Фонд продолжил активно взаимодействовать с органами прокуратуры Российской Федерации, от которых поступила информация о рассмотрении прокурорами
28 субъектов Российской Федерации актов Фонда о результатах выездных проверок.

Согласно указанной информации органами прокуратуры внесены 106 представлений об устранении нарушений требований законодательства, допущенных в ходе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных домов, а также при реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В 9 регионах (Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Хакасия, Забайкальский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Иркутская область, Калужская область, Кировская область) были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности. По зафиксированным в ходе проверок Фонда нарушениям расследовалось (расследуется) 11 уголовных дел на территории 5 регионов (Республика Коми, Приморский край, Иркутская область, Костромская область, Новосибирская область). Из них четыре уголовных дела возбуждены по фактам халатности (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации), два – по фактам мошенничества (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), 5 – по фактам прочих нарушений (злоупотребление должностными полномочиями, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, и др.).

Кроме того, Фондом продолжено взаимодействие с органами прокуратуры по вопросу обеспечения возврата средств Фонда, неправомерно израсходованных на расселение аварийных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых ранее органами местного самоуправления были заключены договоры о развитии застроенных территорий. Так, по результатам рассмотрения писем, направленных Фондом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и региональные прокуратуры, в 7 регионах прокурорами внесены представления об устранении нарушений требований законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях (Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Забайкальский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Тамбовская область).

Совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Фондом в период с 22 января по 9 февраля 2018 года проведены контрольные мероприятия в Республике Дагестан, в ходе которых выявлены нарушения требований федерального законодательства, допущенные при реализации программы переселения, факты предоставления недостоверных сведений в составе представленной в Фонд отчетности, а также зафиксированы случаи предоставления переселяемым гражданам жилья ненадлежащего качества. По результатам проверки региону предъявлены требования о возврате средств Фонда в размере 500 тыс. рублей за предоставление недостоверной отчетности. Устранение нарушений требований к качеству жилых помещений поставлено Фондом на контроль в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр.

Также в текущем году продолжено взаимодействие с органами МВД России. В частности, по результатам контрольных мероприятий Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России в первом полугодии 2018 года направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга грубых нарушениях законодательства в 8 субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Забайкальский край, Кировская область, Московская область, Омская область, Самарская область, Смоленская область, Тверская область).

В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством в 2018 году Фондом осуществляется мониторинг хода устранения нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам контрольных мероприятий, проведенных в субъектах Российской Федерации в 2017 году. Согласно полученной от регионов информации устранены нарушения на общую сумму 20 527 177,71 тыс. рублей. Например, в Белгородской области было выявлено, что в поселке Ивня в рамках программы переселения три жилых помещения неправомерно предоставлены гражданам, ранее проживавшим в доме, не признанном в установленном порядке аварийным. В целях устранения нарушения данные помещения были исключены из программы, а средства в размере 1 936,76 тыс. рублей возвращены в Фонд. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом выездных проверок в субъектах Российской Федерации, по итогам рассмотрения данной информации в соответствии с положениями Федерального закона №185-ФЗ Фондом принимаются отнесенные к его компетенции меры реагирования.

В свою очередь, сводная информация о результатах проводимого Фондом выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств Фонда и реализации региональных программ, также направляется в Федеральное казначейство для возможного использования в работе.

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами с начала 2018 года в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений при реализации с участием средств Фонда программ переселения граждан из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов, а также проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, из 16 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Забайкальский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Ивановская область, Кировская область, Новосибирская область, Омская область, Псковская область, Саратовская область, Тверская область, Челябинская область). Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе. Так, например, в апреле 2018 года Фондом проведена проверка реализации проекта модернизации систем коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения на территории города Троицка Челябинской области, в ходе которой было проконтролировано устранение нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой региона, а именно: оплата невыполненных работ на общую сумму 4 401,5 тыс. рублей, непредъявление штрафных санкций концессионеру ООО «Перспектива» за невыполнение условий концессионного соглашения в части, касающейся соблюдения срока ввода объекта в эксплуатацию, а также проектной организации ООО «ЕСК-Проект» за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту на подготовку проекта модернизации.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ