«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Вторник, 16.04.2024 г.
16+

О бедном учителе… замолвите слово

Современный мир, брошенный в суету и хаос, утеряв благоразумие и милосердие, в погоне за эфемерным счастьем совсем забыл такое слово как печалование. В Древней Руси печалование – это право уважаемых духовных лиц ходатайствовать перед государем за осужденных или опальных. И нередко такое слово печалования (заступничество) возымело действие, и опальный или осужденный обретал не только прощение, но и свободу, а порой уважение и почет.

Вот мне и сегодня хотелось замолвить слово печалования о тех людях, от которых зависит будущее маленького человека и будущее большой страны, о тех, кто дни и ночи напролет, забывая сон и отдых, неустанно трудится на это будущее, кто, не покладая рук и не жалея времени, пытается просветить, облагородить, преобразить жизнь нашу. Слово печалование мое об учителе.

А перед кем печаловаться? – спросите вы. – Ведь нет у нас государя, а есть закон, которому должно быть все подчинено. Закону неведомо помилование. Печалование здесь не пройдет. И почему именно учитель нуждается в таком печаловании-заступничестве? Он что? – осужденный или впал в немилость?

О, нет, друзья! Печалование мое будет не перед законом. Закону действительно неведомо милосердие. Моё печалование об учителе перед вами, перед людьми. Ибо люди, не ведая труда учителя, постоянно его осуждают и опалу возносят на него.

Не секрет, что каждый из нас мечтает о счастье, каждый из нас лелеет мечту, что его чадо будет самым-самым: везучим, успешным, компетентным, знающим – у него в жизни все получится. Каждый из нас вынашивает в сердце своем, что его ребенок достоин высших похвал и достижений. Но вот незадачка, жизнь-то вносит свои коррективы, делает свои поправки, и эти поправки не всегда совпадают с нашими идеальными представлениями. У ребенка появляются низкие оценки, замечания в дневнике, плохое поведение, невнимание и вездесущая лень. И на вопрос «кто виноват?» мы указательный жест направляем в сторону учителя. Это он во всем виноват: не нашел нужных слов, не захотел уделить моему ребенку нужного внимания, придирался к ответам и поведению, порой был излишне строг, а потому вместо 4 ставил 3, а вместо 3 – 2, не ходил с детьми в поход, не завлекал, не увлекал, неинтересен был, на музыкальных инструментах не играл и футбол не гонял, да и реагировал на замечания родителей не должным образом. Это постоянный набор обвинений в сторону учителя. А что же можно сказать в защиту учителя, о чем печаловаться нужно?

Учитель – это профессионал. Он знает как учить: он ведает законы личностного развития ребенка, знает возможные пути достижения результатов, он понимает закономерности усвоения знаний. И никогда не будет пытаться вырастить розу способом вытягивания ее из земли. Но мы-то, родители, именно этого требуем. Требуем, чтобы наш ребенок-цветочек сразу же расцвел, не понимая того, что та или иная оценка, замечание, похвала, награда постепенно помогают раскрыться душе ребенка. И вот вопрос: «почему мы такое внимание уделяем оценкам? Мы все время спрашиваем ребенка «а что ты получил сегодня?» Но почему не спрашиваем «а что ты сегодня нового узнал?» Мы требуем оценок, мы хвастаемся оценками, мы ругаемся с учителями из-за оценок. И ребенок изо всех сил старается всеми правдами и неправдами эту оценку получить. Если все же мы учимся ради оценок, то тогда все вопросы к ученику, а не к учителю – это он, ученик, недоучил, это он не выполнил домашнее задание, это он сделал множество ошибок. И не учитель виноват в оценке.

Мы мечтаем о больших достижениях своих чад, но нельзя ребенка учить с раненым или закрытым сердцем. А закрытое сердце учителя – это нередко вина родителей и их детей. Учитель – тоже человек! Он имеет сердце и сердцем откликается на любой вызов родителей и детей. Вы пришли выяснять отношения с учителем, доказывать свою так называемую правоту – вы ранили учителя и отобрали у детей хороший урок. Ваши дети на уроке непослушны, не настроены на восприятие материала, болтливы, значит, часть драгоценного времени уйдет на установления дисциплины, и для урока сердце учителя будет закрыто. Вы не научили своих детей почтению, уважению и благодарению, а потому в них нарушено сердечное внимание, и мысль их закрыта для восприятия нового материала.

Ваши дети нередко приходят на урок с невыполненными домашними заданиями. Странно, учитель, который все знает о своем предмете, каждый раз к этому предмету готовится. Он ищет новые формы подачи материала, осмысляет для каждого своего ученика пути восприятия предмета. Готовит презентацию, специальные тексты, подбирает нужные слова для конкретного класса и для конкретного человека, и на все это уходит колоссальное количество времени. И заметьте – времени не рабочего, а свободного. Учитель готовится к предмету, а ученик приходит без домашнего задания. Не ранится ли сердце учителя? Если бы учитель был бездушной машиной – просто поставил 1 или 2.

Я уже намеком отметил, что загруженность учителя запредельная. Проведение самих уроков, подготовка к этим урокам, написание всяких планов, которые помогают правильно выстроить урок, проверка тетрадей, заполнение журнала и электронного дневника. Кормление на переменах (и это вместо небольшого отдыха) детей, ведение дневника учета денег за обеды. Проведение классных часов и подготовка к самым разнообразным воспитывающим мероприятиям – всего не счесть. И он, учитель, еще умудряется найти возможность выстроить траекторию развития своих учеников, постоянно, в зависимости от возникающих ситуаций, корректировать эту траекторию.

Учитель желает только блага своим ученикам и это благо пытается созидать. А потому все его действия осмыслены. Он не будет «заваливать» ученика на уроке или экзамене. Смысла в этом нет. Смысл в реальном развитии. И тогда учительская оценка – подлинное отражение знаний учащихся.

Не мешайте, друзья, учителю учить ваших детей. Не мешайте, а помогайте. Потому что ваше будущее не только в руках учителя, но и в ВАШИХ руках. И только в реальном СОДРУЖЕСТВЕ с учителем вы можете быть спокойны за свое будущее. Ищите совместно пути личностного роста вашего ребенка. А ребенка учите благодарить, учите ребенка усидчивости, напечатляйте в его душе добрые образы.

Возношу свое печалование к Вам. Никогда не осуждайте Учителя, а превозносите его и его подвижнический труд. Обсуждайте с учителем все насущные проблемы вашего чада и поддерживайте Учителя.

 

 

 

 

 

 

А теперь, друзья, прочитайте текст, который заключен в рамку, положите эти слова на свое сердце и постарайтесь все исполнить.

 

Милость Божия да пребудет с Вами.

Священник

Константин ЗЕЛИНСКИЙ,

настоятель храмов

Св. Архангела Михаила

и прп. Серафима Саровского,

руководитель отдела религиозного образования

Урюпинской епархии, кандидат педагогических наук.