По зову души
День социального работника был учрежден 27 октября 2000 г. Указом Президента РФ. Основная задача работников – оказание социальной помощи нуждающимся категориям граждан, к которым относятся пенсионеры, малообеспеченные семьи, инвалиды и другие люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию.
Еще древнеримский политический деятель Цицерон, живший почти сто лет до нашей эры, сказал: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо нуждается в помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтоб помочь этому человеку».
Более точно и нельзя выразить то, в чем заключается труд социального работника в наши дни, потому что нуждающихся в помощи и поддержке людей много. По официальным данным, только в Новониколаевском районе сегодня 351 получатель социальных услуг на дому, из них 74 человека проживают в рабочем поселке, а 177 — в сельских поселениях. Обслуживают их 36 соцработников.
Прежде чем познакомить вас, уважаемые наши читатели, с социальным работником Татьяной Владимировной Трущелевой, хочу сказать, что данная профессия требует немало физических и эмоциональных затрат за скромную зарплату. Работать в этой сфере непросто, ведь далеко не каждый человек способен разделить чужую боль, поддержать, предоставляя при этом полный «набор» социальных услуг. Поэтому большинство из социальных работников выбрали профессию по зову души и сердца.
Т.В. Трущелева трудится социальным работником уже 12 лет. Образование у нее среднее техническое, по специальности техник-технолог. В девичестве 5 лет работала в Саратове на заводе. В 1987-м переехала в наш поселок к мужу, где сменила немало профессий, пока не нашла себе дело по душе в ГКУ СО «Новониколаевский центр социального обслуживания на дому». Татьяна Владимировна – любящая жена, заботливая мать, бабушка двоих прекрасных внуков. Несмотря на то, что она второй год находится на заслуженном отдыхе, по-прежнему продолжает заботиться о своих подопечных, с которыми не решается расстаться. У нее за плечами большой жизненный опыт. По словам одной из опекаемых – 82-летней Людмилы Михайловны Копенкиной, это энергичный, неравнодушный, душевный и преданный своей работе человек. Подтверждают это и слова других пожилых людей, а также грамоты и благодарственные письма, которыми она неоднократно награждалась.
Сейчас Т.В. Трущелева обслуживает 12 пенсионеров в возрасте от шестидесяти лет, четверо из которых имеют инвалидность. Своих подопечных женщин социальный работник ласково называет «мои бабушки». Относится к ним с большим уважением и любовью, как к своим старшим и мудрым наставникам.
– Работа с пожилыми людьми требует большого терпения, умения сопереживать, готовности прийти на помощь. Пожилые люди меня многому научили: умению решать трудные жизненные ситуации, лучше понимать людей. А самое главное, я научилась ценить каждый прожитый день, – говорит Татьяна Владимировна.
Рабочий день социального работника длится с половины девятого до половины пятого. Но иногда приходится навещать подопечных и в выходные, и ночью – пожилые люди могут позвонить в любое время, ведь ситуации бывают разные. Поход в магазин за покупками или за лекарствами в аптеку, оплата по счетам за коммунальные услуги, уборка квартиры и необходимая работа по дому, огороду, приготовление пищи, стирка и глажка белья – вот далеко не полный список услуг, которые предоставляют труженицы Центра социального обслуживания на дому. Приходится заниматься и бумажной работой: помогать оформлять пенсию, субсидии, льготы. Но Т.В. Трущелева трудится не по тарифам, а на совесть.
В официальном списке социальной помощи нет услуги «выслушать всё, что наболело». Но без этого не обходится ни один визит к подопечным. Многим пожилым людям, кроме как соцработнику, излить душу попросту некому. К примеру, у той же одинокой Л.М. Копенкиной единственная дочь Елена со своей семьей давно живет – в Норвегии. Надо учитывать и тот факт, что у каждой из бабушек своя жизненная история, свой характер и привычки.
Социальный работник – сложная профессия, поэтому нужно обладать такими качествами, как милосердие, человеколюбие, отходчивость, доброта, ответственно относиться к своей работе и уметь слушать своих подопечных. Вот почему среди социальных работников нет случайных людей. Взамен от пожилых людей, которые состоят на облуживании, женщины получают добрые отзывы и хорошее отношение. Они стали для них родными.
Текст и фото – О. Власова.