Эшелон Победы
С 18 апреля по 9 мая в рамках масштабного историко-патриотического проекта ретро-поезд «Воинский эшелон» совершил праздничный тур и посетил 25 станций Приволжской железной дороги в волгоградском, саратовском и астраханском регионах. Конечной точкой маршрута следования станет вокзал станции Волгоград-1, где жители и гости города-героя смогут осмотреть ретро-состав 9 мая.
Ретро-поезд совершает своё путешествие уже не первый год, и каждый раз встречать его выходят тысячи людей. В памяти сразу всплывают кадры документальной кинохроники, когда на перроне со слезами радости и букетами цветов народ встречал победителей в мае 45-го. И в наши дни у многих снова от волнения сердце щемит и слезы выступают на глазах.
… Утром 25 апреля на перроне станции Алексиково по зову сердца собрались не только жители райцентра, но и впервые встречающие ретро-поезд из многих хуторов и поселков. Охрану общественного порядка осуществляли сотрудники полиции совместно с казаками. Из динамиков на Привокзальной площади разносятся песни военных лет. И вот, наконец-то, объявляют о прибытии долгожданного поезда. Люди замерли в тревожном ожидании. Паровоз, украшенный цветами и кумачом, останавливается и подаёт оглушительный гудок…. В считанные минуты остановки этого уникального поезда, наверное, каждый из нас, кто присутствовал на перроне, в едином порыве пережили радостные эмоции и ликование, вспоминая воинов-освободителей, мысленно благодарили их за мирное небо над головой.
Во время торжественной части к микрофону вышел первый заместитель главы администрации района С.Ф. Парамонов: «Уважаемые новониколаевцы! Сегодня мы имеем возможность поприветствовать на нашей земле воинский эшелон, на котором находится техника времен Великой Отечественной войны и железнодорожная техника, на которой отправлялись войска на фронт, а затем в 45-м возвращались домой победители. Приняв участие в знакомстве с уникальной выставкой, мы еще раз вспомним наших земляков, которые завоевали Победу не только силой оружия, но и единством воли, своей решимостью плечом к плечу сражаться за свободу и независимость Родины».
Председатель районного совета ветеранов И.С. Ситников особо подчеркнул, что в нашей памяти всегда будут живы воспоминания о героизме, подвигах и самопожертвовании советских солдат. Совсем недавно мы вспоминали важнейшие эпизоды Сталинградской битвы, а сегодня, в преддверии очередной годовщины Великой Победы, в нашем поселке знаковое событие: прибыл ретро-поезд «Воинский эшелон». И с сожалением Игорь Семенович говорил о том, что сегодня нет среди нас участников Великой Отечественной войны Василия Семеновича Назарова и Александра Евсеевича Сычева, которые всегда посещали наши праздники. А теперь самое главное, чтобы молодежь помнила о героическом прошлом советского народа и посмотрела, какой техникой мы разгромили такого жестокого врага.
Начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги В.В. Бударин поздравил собравшихся с наступающим праздником Победы и дал понять, что данный проект стал возможен благодаря сотрудничеству многих организаций, в частности, при поддержке государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» и российского военно-исторического общества. Подобного ранее никогда не было. На многих железных дорогах сохранились паровозы, но впервые удалось сформировать действующий состав, укомплектованный техникой времен Великой Отечественной войны, который был предоставлен упомянутым музеем. Эта выставка предназначена для разновозрастного посетителя. Пожилые видят в ней минувшие годы, а поколение помоложе приобщается к истории, с одной стороны, видя военнослужащих Красной армии, с другой – железнодорожников в служебной форме того времени.
Эшелон состоит из действующего паровоза Эр 797-41. С 1912 по 1956 годы это была основная модель подвижного состава, обеспечивающего перевозки в стране. Этот конкретный паровоз был построен в 1952 году на Паровозостроительном заводе «МАВАГ» (г. Будапешт, Венгрия). Поступил на Московскую железную дорогу и активно эксплуатировался до 1964 года. В 2012 году обрел «второе дыхание». После ремонта и соответствующей подготовки использовался в различных исторических проектах на Московской железной дороге. В октябре 2017-го был передан на Приволжскую железную дорогу.
Легендарные паровозы Эр-797-41 во время Великой Отечественной войны были непосредственными участниками боев под Сталинградом. По словам машиниста, управлять им непросто: паровоз питается углем, исключительно прожорлив. Иногда этот паровоз спасал во время войны. Когда люди не успевали доезжать до своих станций, здесь можно было переночевать. Паровозная топка использовалась в качестве печи – можно было запечь картошечку, как деды рассказывали, даже запекали яичницу на лопате.
В годы Великой Отечественной войны из таких локомотивов формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, тем самым сыграв значительную роль в Победе. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз серии «Э» является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
В ретро-поезде пять железнодорожных платформ, обрамленные по краям георгиевской лентой, с техникой из экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва». Все желающие могли посмотреть на самый массовый средний танк Великой Отечественной войны Т-34-76 и легкий танк Т-60, бронеавтомобили БА-64Б и БА-20М, реактивную систему залпового огня «Катюша», 122-мм и 152-мм гаубицы и 85-мм зенитную пушку образца 1939 года – орудие, которое активно использовалось в Великой Отечественной в роли как собственно зенитного, так и противотанкового, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской армии до появления зенитных ракетных комплексов. В составе есть и вагон-теплушка, в котором представлена выставка «Железнодорожники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», включающая в себя печь «буржуйку», солдатскую каску, форменную шинель, ручное огнестрельное оружие, ящики из-под снарядов, сигнальные фонари и т.д.
Вся техника для проекта подбиралась по принципу узнаваемости. В экспозиции представлены наиболее известные по книгам и фильмам о Великой Отечественной типы вооружения. Эшелон сопровождают активисты военно-исторического клуба «Пехотинец», которые помогают в организации экскурсий и отвечают на вопросы о представленных образцах техники и Сталинградской битве.
За четыре часа на историко-патриотическом мероприятии побывали сотни новониколаевцев. На познавательную экскурсию пришли 500 учащихся только из одной СОШ № 3. Не берусь говорить, а сколько же было со всех школ района, групп из детских садов, молодых семей с колясками и стариков, коллективов из разных организаций и предприятий поселка. Самые бурные восторги по поводу увиденного выражали, конечно же, дети, да и взрослые не скрывали удовольствия посмотреть, потрогать и, конечно, сфотографироваться на память с винтовкой, автоматом в руках, а то и с симпатичным баянистом, лихо исполняющим мелодии военной поры, к которому так и липли сфотографироваться местные девчонки…
Да, прошагала гармонь (трехрядка) вместе с нашим солдатом по всем дорогам войны. «Кто сказал, что нет места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» – помните эти знаменитые строки из фильма «В бой идут один старики»? На фронте практически никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, не было. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. В директиве №220 Главного политуправления Красной армии так и говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска – друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».
Комментарии о выставке были разные: «слезы на глазах, мурашки по всему телу», «это не передать словами, это надо пережить», «проникает вглубь души, что немножко разрывает, как говорят, когда слеза течет, и ты ничего не можешь сделать». На наивный вопрос корреспондента – насколько поразил ретро-поезд – учащиеся СОШ № 2 Дмитрий Климов, Данил Рыбальченко, Артем Востриков в один голос заявили: «Здорово! Не по интернету, а вживую смогли увидеть и на ощупь попробовать военную технику прошлых лет. Нам было интересно все: необычный вид паровоза, платформы и танки, оружие и прочее. Вот бы еще дали прокатиться с машинистом на паровозе, да разве такое возможно?! Два часа экскурсии пролетели вообще незаметно. В школе нас учат с уважением относиться к ветеранам войны, к старшему поколению. Преклоняться перед их подвигом. Спасибо нашим дедам за Победу!».
Валентина Степанюк из хутора Двойновского тоже высказала свое мнение: «Сегодня мы с мужем, наши родственники из Серпа, да и многие знакомые из Алексиково, бросив все дела, пришли на станцию, чтобы посмотреть на это чудо – ретро-поезд. Так хочется снять все на видео и сфотографироваться на память. Прибывший на станцию своим ходом военный паровоз зацепил нас за живое. Это вам не на экране телевизора художественные или документальные фильмы смотреть. Просто захватывающее зрелище! Очень важно, что сегодня на перроне среди встречающих много мальчишек и девчонок – именно им принимать эстафету памяти у ветеранов. На сценической платформе мы видим, как реконструкторы показывают оружие, дают зрителям передернуть затвор, знакомят с минометами, отвечают на интересующие вопросы. Спасибо организаторам за предоставленную возможность приобщиться к памяти защитников Отечества».
По словам жительницы поселка Ирины Шурыгиной, прочитавшей объявление в «Вестнике» и в соцсетях о прибытии на станцию «Воинского эшелона», считала дни в ожидании этого события. День Победы рождает в душе девушки самые светлые чувства – гордость за свое Отечество, бесконечную благодарность защитникам. «Задача нашего поколения – сохранить для детей и внуков всю правду о подвиге народа, о кровопролитной войне, о советских солдатах, сражавшихся за нашу свободу», – говорит она.
Права Ирина, огромный вклад в ратный подвиг внесли сталинградцы. Тысячи наших земляков, ушедших на фронт, не вернулись с войны. Многие стали Героями Советского Союза, полными кавалерами Ордена Славы, удостоены других многочисленных наград. Низкий поклон фронтовикам и труженикам тыла – за героизм и самоотверженность!
Ну и в конце позволю себе личное… Передвижной музей настолько заинтересовал моих детей-пятиклассников, что сынишка Володя, побывавший в кабине машиниста паровоза, после возвращения домой достал из портфеля большой угольный камень и бережно положил на стол. Этот, может быть, наивный порыв ребенка убеждает в том, что память будет жива!
О. Власова .
Фото — С. Першиков, О. Власова.