Для него CLAAS – самый класс!
Он уроженец р.п. Новониколаевского. За свои 45 лет хорошо усвоил, что труд крестьянский весьма не прост, далеко не легок и многогранен. В детские годы ему не требовались рассказы о сельском хозяйстве – он сам с 14 лет познал стихию поля, помогая отцу-комбайнеру в качестве штурвального. Возможно поэтому райцентровский мальчишка (считай, городской) с юных лет прирос душой к технике и кроме как работы на ней ни о чем более и не помышлял. Такое бывает редко, ибо с выходом за школьный порог парней влекут часто далекие горизонты бытия. У него же этот этап взросления прошел обстоятельно, без особых мечтаний, в привязанности к родному краю.
Поводом к общению с этим человеком стало предложение руководителя растениеводческого хозяйства прокатиться в кабине зарубежного комбайна СLAAS/TUCANO 580, которым как раз в тот момент и управлял незнакомый еще мне механизатор. Красивый дизайн машины, ее ровный ход, несомненно, вызвали журналистский интерес. Уличные звуки от работающих механизмов практически не слышны в кабине, а значит, можно спокойно поговорить. Первое, что бросилось в глаза, – это чистота рабочего места. Комбайнер данный факт объяснил тем, что устройство кабины и ее оснащение обеспечивают благоприятный климат, удобную компоновку пространства. А еще сам он старается не заносить сюда с поля мусор. На ногах – только чистая обувь, а пол перед сменой протирает влажной ветошью. В общем, порядок тут как дома.
– В технических вопросах я больше самоучка. Основное мне растолковал и привил батя. Корочка от УКК (учебно-курсовой комбинат) только засвидетельствовала мои знания и дала право на обслуживание самоходных машин и прицепов к ним, – начал свой рассказ С.С. Борщев.
Начало своей производственной деятельности он относит к работе в Агроснабе. Когда организация была ликвидирована, устроился на Алексиковский хлебоприемный пункт, где трудился 13 лет. А в хозяйстве П.В. Гурова в общей сложности уже 10 лет.
– Здесь постоянно совершенствуются производственные процессы, техника, что для поля, что для базы, приобретается новая и высокотехнологичная. Да и отношение к работникам, условиям их труда и быта такое, что просто хочется хорошо трудиться и нормально зарабатывать. Вот сейчас за мной закреплен новый и дорогостоящий комбайн (стоимость из восьмизначных цифр – ред.). Прежде чем его получить, пришлось изучать его особенности, – отмечает мой собеседник.
Тут давно заведено такое правило: если квалифицированный и опытный комбайнер еще не работал на каком-то типе комбайна – он все равно должен пройти курсы обучения. Так было и с Борщевым, когда он получал новую модель комбайна из Беларуси, а затем и «навороченный» CLAAS. Как комбайнер, он начинал еще на «Ниве», в которой пыли, грохота и прочих неудобств по самую крышу. Тут же – полный комфорт, хотя знаний и навыков в обслуживании требуется значительно больше. Прежде чем сесть за его штурвал, наш герой отправился в командировку. Вникнуть в специфику машины детально помог обучающий семинар на базе одного из КФХ в Михайловском районе.
Свои впечатления от нового «аппарата» работяга проиллюстрировал его возможностями, в том числе: продуманная концепция бренда (сочетающаяся с высоким уровнем комфорта работы и современным дизайном) не может не радовать; максимально эффективен на поле; мощное и теперь уже понятное программное обеспечение; высокопроизводительная система щадящего обмолота; высокая скорость передачи зерновой массы; остаточное зерно сепарируется с максимальной эффективностью; бункер вмещает до 9000 л зерновой культуры и разгружается с высокой скоростью; отсек радиатора не загрязняется и не перегревается благодаря автоматическому отсосу пыли.
Освоение настроек на мониторе позволило комбайнеру извлекать максимум результата в смену.
– Вот сейчас убираем яровой ячмень. После предыдущей культуры пришлось провести перенастройку программы именно на ячмень. Был случай, когда коллега на таком же комбайне случайно обнулил вводные – машина просто стала…
Вводные на новую культуру были таковы, что электроника поменяла обороты барабана и вентилятора и еще кучу настроек для механизмов. Что это дает: на выходе – максимум и чистоту обмолота зерна. А ради этого всегда и заваривается «каша», в смысле уборка. Однако при всей этой цифровизации комбайнер – главное действующее лицо. Было бы идеально ровное поле и прямоугольное – автоматика сделает свое дело на пять, а когда неоднородный рельеф и сложный контур клетки – комбайнер командует электроникой, – растолковывает мне Сергей Сергеевич.
Как он это делает, я по ходу движения комбайна наблюдал неоднократно. Такое впечатление, что человек (только что руки на штурвале) – не механизатор, а оператор перед пультом ЭВМ. Скажу больше, с перенастройкой режима обмолота меняются даже звуки в работе машины. Но при всех возможностях автоматики для трудяги не отменяются в каждой рабочей смене продувка, смазка, просмотр всех значимых узлов и даже уборка кабины. Зато удовлетворение от работы на такой технике всегда есть: после 12 – 14 часов особой усталости комбайнер не ощущает; сбор урожая идет более полновесный и чистый, а это перспектива хорошего намолота.
– Ответственное отношение к техпарку тут у всех. И отчасти потому, что все мы взаимозаменяемы. За мной вот закреплен этот комбайн, но в не уборочный период я работаю на различных тракторах – МТЗ, Кейс, Бюллер, а это – сев, мероприятия по СЗР, почвообработка и прочие процессы, в которые включаться приходится по заданию руководителя хозяйства. А иногда не слабо и на сварочных работах потрудиться. Такое разнообразие позволяет ощутить всю полноту производства. В таких условиях разве может быть скучно и неинтересно? – вопросом и одновременно ответом завершил наше общение Борщев.
Приятно было с ним познакомиться, ибо таких въедливых в суть дела нечасто встретишь. У него какая-то особенная стезя в познании всего нового, а также совершенствования в том, что уже, казалось бы, на уровне эталона. Такой вот наш герой!
Текст и фото – А. Мотасов