Долгожданный объект
На животноводческом комплексе в Куликовском реализован проект высокотехнологичного пункта ветеринарных работ и осеменения КРС
Производство мясной и молочной продукции – одна из приоритетных задач волгоградского АПК. В отличие от растениеводства животноводческая отрасль еще только на пути возрождения, а потому появление каждой новой фермы в Волгоградской области – событие. Для Алексея Губина в последнее десятилетие событийным был каждый новый сезон. После освоения гранта на создание площадки по разведению крупнорогатого скота герефордской породы здесь пошли еще дальше, поэтапно расширяя базу фермы до уровня полноценного животноводческого комплекса.
В масштабах фермерского хозяйства таких примеров по региону пока мало, а потому интерес к объекту в глубинке Новониколаевского района всегда живой. Этот комплекс неспроста притягивает прессу и телевидение, ведь здесь применяются научно обоснованные подходы при создании инфраструктуры и организации производственных процессов, позволяющих выращивать здоровый и полновесный скот, проводить сезонные циклы работ в намеченные сроки, осуществлять уход за животными с применением новейших средств механизации и высокотехнологичных систем автоматизации, а также осуществлять в рамках агропромышленного рынка продажи племенной породы КРС. Нельзя не сказать и о том, что на площадке комплекса уже несколько лет ведется забой скота на мясо («мраморное»), из которого здесь же идет выпуск широкого ассортимента мясной продукции.
Две пятилетки
на осознание трудности и важности пути
Во все времена занятие животноводством – это игра вдолгую. Если в полеводстве вложенные средства могут оправдаться уже в год производства продукции, то на ферме далеко не так. Но в чем-то эти две отрасли АПК и схожи: можно развивать хозяйство по экстенсивному пути, а можно и по интенсивному. Губин придерживается второго принципа: стадо КРС не «разношерстное», а одной породы; строгий учет, контроль за текущим состоянием животных; соблюдение норм зоотехнического и ветеринарного обслуживания; одновременная случка групп маточного поголовья с использованием семени от высокопродуктивных быков-производителей; запрограммированные (одновременные) сроки получения приплода; ежемесячный перевес стада, формирование групп откорма с корректировкой рациона питания и иные значимые моменты.
Что зимой, что летом – заботы круглые сутки
Наше посещение комплекса состоялось этой осенью. На пастбище, в окрестности реки Кархины, на попечении одного скотника и под присмотром «электропастуха» – буренки и подросший за лето приплод. На открытых денниках фермы – остальная часть поголовья (быки). А вместе без малого 900 голов разновозрастных герефордов. После весеннего отела стадо обычно насчитывает 1-1,2 тыс. голов. Это как раз то количество, под которое изначально и создавались мощности комплекса. Притом что выпасы огорожены, для животных это все же свободный выгул. Для того чтобы биологическое состояние почвы и растительный покров на конкретной локации пастбищ восстановились и стабилизировались, их не используют для выпаса скота в течение трех лет. Таким образом приречная полоса целины используется в животноводстве вдоль реки (от бывшего хутора Горкин до реки Кардаил).
Такое рачительное использование земель дало дополнительные плюсы: благодаря стадам пастбища без бурьяна; в годы покоя (условия залежи) дерновый слой таких участков обогащается видами трав, почвы наращивают мульчирующий слой, а значит, накапливают влагу в нижних горизонтах; на ровных участках в благоприятный по теплу и осадкам сезон открывается возможность для заготовки питательного лугового сена; интенсивное использование пастбищ – самая лучшая профилактика ландшафтных пожаров. В силу засушливого лета этого года и топкости дна Кархины животноводы для водопоя скотины используют речную воду. Она здесь привозная: в жаркие дни на 600 голов уходит пара цистерн, при меньшем стаде и в комфортную погоду – хватает одной.
Для весеннего перегона животных с фермы на пастбища и обратно (глубокой осенью) используются лошади. Они также требуют кормления, содержания и ухода. Конь под седлом (даже в высокой траве), угодив в ямку, если и споткнется, то устоит. И все бы ничего, кабы было кому наездничать. Сегодняшние пастухи здесь – это уже «ковбои» 50+. Меньше хлопот, если лошадь заменить мотоциклом. Но тогда – гляди в оба, не угоди на кочку или скрытую в травостое канаву.
Пастбищный сезон в году более продолжительный, нежели стойловый. Однако для хозяйства они равнозначны по главной цели – иметь всегда полноценный скот. Даже при самом высоком уровне технического и технологического оснащения производства без человека в данной отрасли не обойтись и сегодня. Конечно, современный рабочий фермы в своих обязанностях уже не тот, что в бытность СССР. В наши дни его роль на ферме хоть и значимая, но сама работа не такая трудоемкая. При всей физической незагруженности скотника (большая часть рабочих процессов автоматизирована), комфортных условиях труда и годовой зарплате в полмиллиона рублей идти на ферму сегодня мало кто и хочет. И это проблема, причем далеко не местного масштаба.
Племенная ферма – статус особый
Если в растениеводстве периодически использовать дорогостоящие элитные семена, то на последующие 3-4 года можно обеспечить свое хозяйство семенным материалом с высоким потенциалом репродукции. А за этим – возможность для получения весомого и качественного урожая. В животноводстве такого же уровня потенциала достигают благодаря однородности стада, состоящего из высокопродуктивного скота конкретной породы. При этом на ферме со статусом племенного репродуктора бремя специфичных забот не измеряется годовыми циклами, а потому может быть сброшено с хозяйских плеч разве что только при сворачивании самого производства. У нашего же героя в планах – развитие и совершенствование. По большому счету, все ради чего здесь затевалось десять лет назад – это наладить четкий процесс выращивания племенного скота и его реализацию для улучшения стада других животноводческих хозяйств. Выпуск же продуктов питания из говядины – это уже вторичные цели и возможности.
По оценке руководителя хозяйства, нормальным для фермы считается, если на племенные цели реализуется 70% подготовленного поголовья. Пока что такого показателя не зафиксировано. Текущий год в этом плане можно считать удачным. За 9 месяцев было продано 50 животных. И большей частью это за счет востребованности быков-производителей – мелкие фермы нуждаются в улучшении стада (1 бык на 25 маток). В предыдущие годы племпродажа шла в ином соотношении: больше покупали маточное поголовье. Однако на какие бы цели с данной фермы не покупали скот, требования всегда неизменные: животные только здоровые и упитанные.
Условия легко формулировать, да непросто соблюсти. Таким огромным предприятием, с насыщенной инфраструктурой и коммуникациями важно не только грамотно управлять, но и развивать до уровня самодостаточного производства. И, казалось бы, уж столько тут настроили, ан нет – еще не всё.
Комплекс в комплексе
Эта новая локация внутри животноводческого комплекса именуется как «Пункт ветеринарных работ и осеменения КРС». До недавнего времени такое название ассоциировалось больше с бревенчатой коновязью либо столбом, к которым привязывали коров в прошлом веке, дабы провести их вакцинацию. Ну и еще что-то вроде деревянной колоды для шеи животного. Теперь же это целый комплекс помещений, денников, боксов с линиями для искусственного осеменения коров и телок, осуществления перевеса поголовья, проведения вакцинации и прочих ветеринарных действий.
На пути годового кругооборота стада (маточное поголовье и телята – ферма, пастбище, ферма; быки – на стационарном откорме) такой пункт является технологической сердцевиной племенного животноводства. Кстати, по отзывам специалистов зарубежной компании, оказывающей профильные услуги ферме, таких многоцелевых и оснащенных пунктов в России им еще видеть не довелось. Но это, как говорится, с чьей стороны взглянуть: для стороннего наблюдателя – вроде бы, ничего особенного, для человека в теме – надо же!
После рассказа и показа нам только и оставалось как признать – все продумано до мелочей. Сам принцип Алексей подсмотрел в поездке по Америке, конструкция и детали – собственные разработки. Хозспособом построили за год. Объект штучный и для хозяйства недешевый, затраты в пределах 10 миллионов.
Сорок секунд –
на голову, день – на стадо
Для чего, собственно, нагородили тут всякой всячины – стало понятно, когда мы прошли на линии пункта. Зона для рабочих манипуляций по площади небольшая. Конструкция из труб образует узкие коридоры (линии), через которые пропускают партии КРС. Практически в одном месте можно провести помывку, вакцинацию, перевес и осеменение поголовья. Система металлических ограничителей позволяет зафиксировать животных. Буренкам или телятам (в обездвиженном состоянии) остается только дышать и ждать окончания процедуры. Набор специальных манипуляторов обеспечивает прочную фиксацию животного с различным ростом и объемом. Уличная часть зоны включает баз с бетонным покрытием и узкий коридор-ограничитель (под крышей и с электроосвещением), в который «хвост в хвост» помещается 12 голов. Данная площадка используется для весенней и осенней вакцинации стада. Следующий участок зоны состоит из двух линий, которые расположены уже в отапливаемом боксе. В центральной части линий – напольные электронные весы. Перевес ежемесячный, так как важно отслеживать изменение веса растущих телят. Есть нормативная прибавка – хорошо, зафиксирован отвес – вносятся изменения в рацион. Две линии позволяют вести параллельное взвешивание коров и приплода. По результатам перевеса животных с близким весом распределяют по отдельным группам содержания и откорма. В условиях пастбища используется «раскол» (мобильная линия). В данных условиях перевес перестал быть процедурой долгой и утомительной, причем как для животноводов, так и для их питомцев. За неполный день 6 человек проводят перевес стада (под 400 голов) и формирование групп откорма. В былые времена о такой оперативности оставалось только мечтать.
На этих же линиях смонтированы 4 станка для осеменения маточного поголовья, которые также обеспечивают прочную фиксацию животного. Четыре станка служат для одновременного осеменения четырех голов. Сама процедура занимает 40 секунд. В день стараются пропустить не более 70 маток, а за 5-6 дней – около 400 голов. Для осеменения используется завозное семя от элитных быков-герефордов. Так в 2024 г. материал на ферму поступил из Алтая. Стоимость одной дозы – от 400 до 6000 руб. (в зависимости от ценности производителя). Маток перед осеменением гормональным способом приводят в «охоту». В день осеменения на пункте звучит релаксирующая музыка. Говорят, что животным это нравится.
Новый объект на комплексе позволил не только усовершенствовать вышеназванные процедуры с животными, но и улучшил условия труда людей. Практически все операционные действия животноводов, ветврача и осеменаторов осуществляются при нормальном освещении и в тепле. Созданы условия для обработки и анализа результатов работы на линиях.
– Объект для нас долгожданный. Я очень доволен, работать стало значительно легче, спокойнее и с удовольствием, – подытожил свой рассказ Алексей.
Изменение экономических трендов, особенности конкретных сезонов производства, да и много что еще – нюансы, которые всегда приходится учитывать при формировании долгосрочной политики хозяйствования. А потому думается, что это далеко не последний проект Губина. Успехов! Дорогу осилит идущий…
Текст и фото – Т. Бирюков