Герои: вчера и сегодня
Герои нашего времени – это мужчины и парни, порой совсем мальчишки, которые сегодня с честью защищают интересы страны и нас с вами от поднявшего голову фашизма и посягнувшего на нашу Родину. Многие из них идут добровольцами на специальную военную операцию как и их деды и прадеды в Великую Отечественную войну, которые боролись с нацизмом на фронтах в 1941 – 1945 годах.
В районной газете под рубриками «На передовой», «Настоящий мужчина» регулярно публикуются статьи о воинах-земляках, защитниках, которые сейчас находятся в зоне проведения спецоперации. Во время общения корреспондентов с бойцами нередко разговор заходит о прадедах ребят, которые также доблестно сражались за родной край. Истории таких семей легли в основу данной публикации. Одна из них – семья Голоколеновых.
Памяти дедов не посрамили
Иван Терентьевич Нагорнов, 1904 г. рождения, житель р.п. Новониколаевского, в годы Великой Отечественной войны храбро сражался на фронте. Пришлось солдату побывать в таких переделках, что нам и представить страшно. В одном из кровопролитных боев мужчине оторвало ногу. Вернулся воин домой на костылях, приспособился к своему новому положению. Без ноги и пахал, и сеял, и скотину держал, семью кормил. Умер И.Т. Нагорнов в 1968 году, когда на белом свете уже жили его внуки – Виктор и Александр Голоколеновы.
Подросли ребята. Виктора призвали в ряды Советской армии. Сначала учебка, потом чужая горная страна и боевые задачи. Довелось Виктору Голоколенову выполнять интернациональный долг в Афганистане. Там ребята узнали, что такое война, научились стоять друг за друга в боевых условиях, прикрывать спины товарищей, проявляли мужество и героизм. Теряли друзей, получали ранения… Душевные раны и травмы так и остались с ними на всю жизнь, но свой долг в Афганистане они выполнили до конца, не посрамив памяти своих дедов.
Второй внук ветерана войны Нагорнова – Александр Голоколенов – также отслужил срочную в армии. Был на хорошем счету у сослуживцев и командиров.
Выбрал для себя военную службу и стал профессиональным военным и правнук Ивана Терентьевича – Виктор Викторович Голоколенов. Сегодня он охраняет морские рубежи России.
Батя прикроет
Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины стала лакмусовой бумажкой, которая четко проявила, кто есть кто, заставила многих показать свое истинное лицо.
Сегодня у нашей Отчизны настоящие ориентиры – простые мужики «от сохи», которые, понимая необходимость в защите страны, идут добровольцами и становятся в один ряд с профессиональными военными. Среди них и внук Нагорнова – Александр Петрович Голоколенов.
Обычный 56-летний житель рабочего поселка. Свой дом, семья, трое взрослых детей, двое внуков. Его старший сын Денис был призван в рамках частичной мобилизации, и сегодня защищает нашу страну от нацистов.
Александр Петрович – на вид худощавый, не богатырского телосложения, но жилистый и выносливый. Мужчина – со стержнем внутри. Накануне его отъезда в зону проведения специальной военной операции мы встречались с ним. Помню он тогда сказал:
– Не могу я сидеть спокойно дома, зная, что молодые пацаны в окопах сидят за нас. Я жизнь видел, детей вырастил, внуков понянчил. Считаю, что еще вполне могу быть полезным. Сейчас пройду подготовку, что-то вспомню, чему-то научат, и в строй. Нельзя отсиживаться и делать вид, что нас это не касается. У меня там сын воюет. Хочу, чтобы он знал: батя, в случае чего, прикроет.
Так и ушел Петрович служить по контракту. Его супруга Светлана места себе не находила: «Сын «за ленточкой», так еще и муж отправился за ним!» Но прекрасно знала, что отговорить супруга не получится, да и понимала мотивы его поступка. За три десятка лет, что они прожили вместе, изучила настойчивый характер мужа. Что задумал, то и сделает.
– Он говорил, как я в глаза ребятам буду смотреть, которые возвращаются оттуда, – делится Света сокровенными воспоминаниями. – Ну не мог Саша оставаться в стороне! Я приняла его решение, поддержала, хотя мне это тяжело далось.
В ситуации, когда сама жизнь проверяет нас на прочность, Александр Петрович оказался настоящим мужчиной.
Ушел Голоколенов на СВО в июне 2023-го. Воевал так, что диву давались командиры и сослуживцы. Старший стрелок с позывным Старый лично пленил трех врагов, за что получил награду.
В декабре прошлого года был ранен. Прибыл в краткосрочный отпуск домой. Недолгое свидание с родными, и снова к ребятам, на «передок». Отказался от дальнейшего лечения, отказался и от ВВК, хотя мог бы еще побыть в госпитале. Убыл с незажившей до конца раной в середине января.
1 февраля 2024 г. в ближней схватке с противником Александр Петрович Голоколенов был сражен автоматной очередью…
Похоронили героя спустя неделю с воинскими почестями на малой родине в р.п. Новониколаевском.
Сегодня интересы нашей страны на специальной военной операции продолжает защищать его сын Денис. Парень был дважды ранен, но снова в едином строю с боевыми друзьями борется с фашизмом. Воюет наш земляк достойно, о чем свидетельствуют его благодарности и награды.
Светлана Васильевна Голоколенова, вдова Александра, очень переживает за сына, и в то же время гордится своим защитником.
Шел по жизни легко
А вот история еще одной семьи. Дима Бублик – один из самых позитивных, добродушных и ярких бойцов, побывавших у нас в редакции. У Димы припасены шутки на все случаи жизни, а его озорная улыбка придает сил и уверенности даже в самых тревожных ситуациях.
– До того, как стал военным, я шел по жизни легко, не сильно задумываясь о своем будущем, – начинает свой рассказ боец с позывным Бублик. – Отдыхал, развлекался, после школы сначала поступил в музыкальное, бросил, затем в агропромышленный техникум, тоже не доучился и пошел в армию, попал в инженерные войска.
Но даже служба не изменила его легкомысленный настрой на жизнь.
Дима рос в семье, где очень чтили казачьи и военные традиции. Прадед – Павел Николаевич Плешаков, участник Великой Отечественной войны, пулеметчик. Дедушка – десантник, а еще – профессиональный музыкант, двоюродный дедушка – генерал, дядя – полковник.
– Мне казалось, что вся семья на меня смотрит и ждет от меня чего-то, – признается боец. – Когда в роду такие именитые предки, то это к чему-то обязывает. И внутри меня как будто сидел протест. А я вот другой, я буду делать, как мне хочется.
И поэтому, когда в 2022 г. на свой 23-й день рождения Дима объявил, что подписал добровольческий контракт и скоро отбывает по месту службы, то семья опешила. Мама Дмитрия проплакала вплоть до его отъезда. Ей казалось, что сын абсолютно не готов к ратным подвигам, что не воин он.
И тем не менее, парень в конце апреля 2022-го оказался «за ленточкой». Четыре месяца первого контракта пролетели, но для Димы это был колоссальный опыт, который он получил буквально под пулями. Вернувшись домой, парень понял, что прежним он уже не будет. Не прошло и года, как Смайлик (такой позывной Дима получил от друзей за свой веселый нрав) вновь подписал контракт и отправился защищать Родину в составе отряда БАРС-23. Его рабочим станком стал автоматический гранатомет, на котором Дима был и оператором, и наводчиком, а если требовали обстоятельства, то сам и на «тапочку» жал.
После второго контракта Дима почти не побыл дома, сразу потянуло «за ленточку».
– Я просто не мог сидеть, смотреть новости на диване. Все время был с пацанами на связи. Хотел к ним, – признается Дмитрий.
Когда боец в третий раз приехал на СВО, то его уже встречали, как родного, ребята похлопывали по плечу: «О, Бублик, здорово! Что всего на месяц хватило и снова за работу?». Дали крупнокалиберный пулемет и сказали: «Развлекайся!».
Как Смайлик стал Бубликом
– Да, да, – улыбается Дима. – Бубликом я стал не сразу. На самом деле, это была не самая веселая фронтовая история. Уходил я из дома с позывным Смайлик, но «за ленточкой» меня переименовали. А ситуация была такая. В 2022-м поехали на «передок». Нам должны были туда привезти еду, поэтому взяли с собой продуктов по минимуму. Но по дороге жизнеобеспечения стали работать: минометы и танк противника «кошмарили» так, что подвоза не было несколько дней. Неминуемо встал вопрос: кто пойдет искать еду? Ну, конечно, самый упитанный – самый голодный – самый отважный.
И Дима пошел, рискуя жизнью, но понимая, что на голодный желудок воевать нельзя. Боец был вынужден прятаться под каждым деревом, чтобы не засекла «птичка». И вдруг под одним из деревьев он нашел мешок бубликов. Вот радости-то было! 50 кг отменных бубликов бойцы ели неделю, пока не нашли безопасную дорогу для подвоза еды. Вот так бублики спасли солдат, а Смайлик с тех пор стал Бубликом.
История одной эвакуации
Много историй может рассказать храбрый парень, у которого очень тонкое творческое чутье, хороший слог, умение видеть прекрасное вокруг. Фотографии рассветов и закатов от Бублика – одни из самых живописных в нашем архиве. Но любуясь невероятными цветами небосклона, Дима всегда начеку. Он знает, какая опасность может прилететь с этого прекрасного неба.
В памяти Бублика навсегда сохранится первый прилет мины.
– Мы сменялись с «передка». Сидим с пацанами кружком, курим. И прям четко в наш квадрат прилетает мина. Меня оглушило. У соседа – три осколочных, второму локоть перебило, другому пальцы оторвало. Мы сразу оказали троим первую помощь, вкололи «обезбол». Укутали одного в спальник и бегом в «беху» (БМП – прим. ред.). Водитель жмет на газ, вокруг работают «птуры» (противоракетные управляемые ракеты – прим. ред.), машина летит по бездорожью, так, что наш раненый чуть не выпрыгивает из эвакуационного транспорта прямо в этом спальнике. Мы крепко держим пацана. Главное – все живы.
Затем Бублик и двое других ребят выводят раненых в тылы.
– Сейчас вспоминаем со смехом, а тогда было страшно. Одного товарища тащил 5 км, он – «трехсотый», а я оглушенный на левое ухо. Он меня толкал в кусты, услышав очередной прилет, чтоб мы укрылись. Дорога показалась бесконечной, пока «докувыркались» до безопасного места.
Маманя Бублика
Сейчас Бублик продолжает доблестно нести службу, подписал четвертый контракт, работает на приграничьях села. За время службы освоил гранатомет, пулемет, АГС, а когда обстановка располагает сочиняет стихи, фотографирует красивые закаты и развлекает ребят своими шутками. Есть время – спляшет, споет, поднимет боевой дух товарищам. Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне. И Бублик понимает, как иногда важно пацанам после очередного штурма расслабиться, посмеяться, почувствовать обыденность.
– Я полностью пересмотрел свою жизнь, – признается молодой боец. – Теперь на первом месте у меня семья. Моя мама – огромная поддержка и опора не только для меня, ее знают все «барсики» по позывному Маманя.
Мама Димы сначала поплакала, после его первого контракта, а потом вздохнула и взялась плести маскировочные сети, собирать гуманитарку, помогать отряду, чем может.
– А как не отпускать? Первый раз он молча сходил в военкомат, в известность поставил почти в день отправки… Второй раз уже вместе собирались, – вспоминает мама Димы. – И третий не был сюрпризом. Ну прикинусь хворой, останется… А лет через пять он придёт к выводу, что живет не свою жизнь. Мало ли какие последствия будут от того, что он в жизни чего-то не сделал. Понимаете, о чем я? Зачем мне это!? Пусть идет туда, куда его ведет судьба. А погибнуть или покалечиться можно и без поездки на фронт. Правда? Вот я и смирилась с тем, что воспитали правильно. Между прочим, в первый раз он пошел, даже друзьям не сказал. А теперь по его примеру трое друзей служат.
Слава роду, слава русскому народу!
– Когда победим, я, скорее всего, останусь профессиональным военным, – признается Дима. – Видимо, не уйдешь от своих корней и предков. Музыка войны – это мое. Когда я поехал «за ленточку» впервые, то хотел доказать себе и своим родным что-то. Но когда ты находишься на волоске от гибели, ты по-другому ценишь близких, семью. Я доказал себе только одно: что очень люблю их, что горжусь своими предками, дядями, дедом, прадедом. Здесь я нашел братьев, с которыми ел из одной тарелки, пил из одной кружки, спал под одним спальником. И, поверьте, чтоб встретить настоящих людей – это того стоило. Слава роду, слава русскому народу!
На таких доблестных династиях земля русская и держится!
Татьяна Завозина