«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 22.11.2024 г.
16+

Нужны ли нам водоемы


Природные водоемы – самые благоприятные места для проживания человека. Люди издавна селились рядом с реками и озерами, обеспечивающими пропитание и удобства. Вода является одной из главных человеческих потребностей. Но сегодня экологи бьют тревогу: скорость загрязнения водоемов превышает все разумные пределы.

Легко сделать – труднее исправить

Исследования учёных доказали, что загрязнённая вода в ряде областей нашей страны влияет на рост заболеваемости людей от 7 до 41%. В зоне засушливых степей проблеме качества воды сопутствует и низкий уровень водной обеспеченности территорий. В нашем краю в течение советского периода была допущена серьезная ошибка, заключающаяся в создании избыточного количества искусственных водоемов на водных магистралях (проточных балках и даже – малых реках). Что нарушило водно-механический баланс рек, приведя к их обмелению, засорению и слабой проточности, а также к иссушению воздуха. Уменьшение количества проточных водоемов за счет создания слабо проточных (прудов) на сегодняшний день проблему снижения площади водосбора крупных рек, их обмеления и загрязнения только усугубили.

Как известно, водоемы – это любые участки поверхности Земли, покрытые водой, будь то моря, реки, озера, балочные протоки. Они являются непременной частью природы и имеют большое значение для поддержания экологического равновесия. Водоемы обеспечивают жизнь многих видов растений и животных, а также служат источником воды для нашего обихода.

В нашем районе изобилие прудов (искусственные водоемы для хранения воды или разведения рыбы) приходится принимать как данность. Используются они для сельского хозяйства, рыболовства и отдыха. Определенную роль пруды сегодня играют и в озеленении территорий. В силу деградации степных речек, они частично восполняют роль проток, способствуя увлажнению почвы смежных территорий, поддержанию биоразнообразия и созданию благоприятной среды для роста и развития растений и животных. Однако, как и любой искусственный водоем, пруд требует правильной эксплуатации.

Органика – вредная, если…

Основная проблема пресных водоемов – накопление органического вещества. В результате фотосинтеза водоросли продуцируют органическое вещество, используя для этого солнечный свет, двуокись углерода и необходимые минеральные вещества. Рано или поздно каждая генерация водорослей отмирает, опускаясь на дно, а на смену приходит новое поколение водорослей. С каждым таким циклом на дне накапливается все больше и больше органического вещества. Это тот самый ил, который мы обнаруживаем на дне прудов, и толщина его может достигать от нескольких сантиметров до нескольких метров. В конце концов иловые накопления достигают таких объемов, что водоем превращается в болото. Вносят свой негативный вклад паводковые воды и дождевые стоки, смывающие на своем пути в пруд разные вещества. Рано или поздно прудовая вода приобретает неприятный запах и коричневый цвет, содержание кислорода падает.

Прудам требуется помощь

Условия правильной эксплуатации искусственного водоема включают следующие требования: обеспечение проточности воды; периодическое проведение спусков; обеспечение необходимой глубины (достаточно, чтобы на 70-80% от площади пруда глубина была не менее 2 метров); вода должна быть насыщена кислородом; наличие дерновой (не распаханной) береговой территории, достаточной для задержания смывов во время паводка и дождей.
Радикальным методом борьбы с заиливанием пруда является летование – комплекс мероприятий, включающих в себя осушение пруда осенью, промораживание ложа пруда и очистка его от донных отложений зимой, мелиоративные работы в осушаемом пруду летом. При эксплуатации интенсивно используемых рыбоводных прудов летование проводится не реже, чем один раз в 5 лет. Оно является также и радикальным методом оздоровления водоема от подавляющего большинства болезней рыб. По своей эффективности летование не имеет альтернативы.

Склоны, ложбины, балки, реки – звенья природной цепи накопления, а также распределения поверхностных и грунтовых вод. Любая преграда на этом пути – фактор ухудшения экологического равновесия. Думается, что в степных регионах от прудов (как преград) уже никто не откажется. Но тогда давайте ответственно относиться к их содержанию.

Кто это сегодня может делать? Администрации поселений могут оформить в собственность часть таких водоемов, а ближе к весне произвести сброс критических уровней воды, сохранив от разрушения плотины. На большее же (при желании) способны субъекты агропрома, так как наличие любого водоема (внутри либо по периметру полевого массива) улучшает микроклимат. А ведь еще есть и другие интересы – рыборазведение, водопой скота, мелиорация и пр. Конечно, заставить здесь никого не заставишь, но и здравомыслие производственника никто не может отменить.

Пример, как исключение из правила

В действительности, когда рубль стал мерилом ценностей, данная тема для большинства просто не интересна. Однако, есть исключения. Если хозяйство многоотраслевой направленности, то значимость водных ресурсов здесь не меньше, чем техника, логистика и прочие составляющие экономической деятельности. За примером, как говорится, далеко ходить не надо – ООО «КХ Мурасова А.В.».

Растениеводство, садоводство, рыборазведение, а еще животноводство в рамках ЛПХ семьи и родственников – всё требует воды, причем чистой. А ее основные источники здесь – искусственные водоемы.
Если только заниматься отбором прудовой воды, то в наших экстремальных природно-климатических условиях (сухие лето и осень, малоснежные зимы) от водоема останется только плотина на суходоле. В данном хозяйстве растениеводство – превалирующая отрасль, а потому стремление получать гарантированно нормальный урожай подтолкнули к идее возделывания высокорентабельных культур не только на богаре, но и применяя искусственный полив. Орошение же возможно при наличии водных источников, обеспечивающих нормативный полив посевов от момента закладки урожая и в течение периода вегетации растений.

Строить оросительную систему наобум – себе дороже. Первый опыт искусственного полива Александр Владимирович получил, когда занимался картофелеводством. Уже тогда было ясно, что брать воду из пруда нетрудно. Сложнее – поддерживать ее необходимый запас в нем в течение всего полеводческого сезона. Вот здесь и открылась суть задач по эксплуатации и содержанию имеющихся водоемов. Сегодня здесь в арсенале 12 прудов (без садковых), а в начале идеи – пара водоемов, десятками лет не очищаемых.

– Возделывание посевов на богарных землях требует немалых финансовых и трудовых затрат, – рассказывает Александр Мурасов. – Если сюда добавить орошение – расходы просто взлетают. Искусственный полив стал востребован потому, что на части наших сельскохозяйственных площадей вода дождевая и от стаявшего снега не задерживается, а стекает в балочные низины. По таким буграм всегда и урожайность была низкой. Строительство оросительной системы позволило проложить напорные трубопроводы от насосных станций на прудах до водораспределительных линий на конкретном поле. В настоящее время у нас девять дождевальных машин, работающих в автоматическом режиме (стоимость самой дорогой без малого 20 млн руб.– ред.).

Но самый продолжительный рассказ моего собеседника был о накопительных водоемах. Расположены они в отроговой части верховья балки. Каскадный тип прудового хозяйства позволяет вести частые технологические сбросы воды с верхних уровней в нижние. Делается это в целях безопасности для ГТС (в случае переполнения), создания проточности, а также удаления со дна скоплений аммиака. В аномально сухие сезоны бывает еще сброс воды из одного пруда в другой, дабы восполнить уровень того водоема, на котором в тот момент работает насосная станция. А иногда нужно спустить пруд совсем, чтобы провести на нем требуемые мероприятия. Главное в содержании здешних водоемов – это поддерживать нормативную глубину для обеспечения гарантированного объема качественной воды. Сопутствующее рыборазведение в этих прудах является маркером качества водных запасов.

В полеводческий сезон 2024 года в ООО «КХ Мурасова А.В.» на поливе возделывались посевы кукурузы на зерно, сои красной и зеленой, чечевицы и подсолнечника. Воды хватало. Подкормка растений (через дождевальную машину) осуществлялась одновременно с поливом.

Работа по созданию прудового хозяйства дала возможность накапливать воду не только на текущий сезон полива (даже при полном отсутствии дождей), но и на следующий. На данном пути возникают и новые задачи: есть водоемы, глубина которых за десятилетия уменьшилась за счет заиливания, а значит, откладывать очистку пруда уже невозможно; использование минеральных удобрений с каждым годом становится все дороже – заменить их способен донный ил. Он, как органическое удобрение, представляет собой пастообразное вещество, чистое и без твердых примесей, которое при смешивании с водой без проблем можно пропускать через дождевальную машину и вносить под посевы. Если его внести в расчете 150 кг/га, то такое поле можно не удобрять в течение 5 лет. Иначе говоря, реанимируя водоем (углубляя и открывая забившиеся родники), одновременно экономим на химии. Последний момент для экологии не менее важен, чем и само обводнение территорий. В целях реализации намеченных мероприятий предприятие закупило новый земснаряд стоимостью 4 млн руб. (заборный хобот – 10 м). Пруд, подлежащий очистке, содержит ил слоем от 1,5 до 5 м (в зависимости от рельефа дна). Стандартный гидроразмыв такой слой не способен осилить, а потому Александр Владимирович придумал, как переоборудовать земснаряд. Пробные заборы ила уже делались, как и его внесение на поле в момент полива. Были опасения, что после такой подкормки посевы будут все грязные, но органика под действием воды на растениях не задерживалась (содержание ила в пульпе не более 20%).

Попытка – не пытка

Пример данного субъекта АПК свидетельствует о возможности достижения производственно-экономических целей и одновременного решения забот по экологии. Потребность в искусственном поливе подтолкнула агрария на решение целого комплекса задач, позволивших повысить не только площадь обводнения прилегающих земель и увеличить запасы прудовой воды, но и добиться такого ее качества, при котором не страшно в ней купаться и разводить рыбу. Следует сказать и о том, что часть сбрасываемой вниз по каскаду воды попадает и в балку, уходящую в сторону Кардаила. Целинные участки, прилегающие к балке в зоне дислокации прудов, за счет улучшения микроклимата стали хорошим поставщиком лугового сена. Их периодическое выкашивание обеспечивает и достаточное противопожарное пространство, что очень важно в случае соседства дерновых участков и созревших колосовых культур на поле.

Так что, все не зря! Попытка – не пытка.

Текст и фото –
Тихон Атаманцев