Один день из жизни сапера
Саперы вышли на нас сами… Ребята обратились в редакцию через одну из наших социальных сетей с просьбой написать о работе бойцов невидимого фронта, о буднях отдельного инженерно-саперного батальона имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева.
Защита страны – дело профессионалов
Денис, а за «ленточкой» ОКСА – наш земляк, который в зоне военной спецоперации работает старшиной саперной роты. Молодой человек – выпускник Новониколаевской школы №3. Наверное, он уже с детства понимал, какие проводки можно соединять, а какие – резать. После 11 класса парень отучился на электрика. Затем – служба в армии, где Денис был сапером, занимался ликвидацией авиабомб времен Великой Отечественной войны. После наш земляк работал в Москве, успешно преодолев путь от простого работяги до директора по работе с персоналом.
Сложно сказать, что послужило толчком для того, чтоб Денис подписал контракт с известной частной военной компанией. Но когда началась мобилизация, он был одним из первых, кто отправился на защиту Родины. Вот как он сам говорит об этом:
– Наверное, меня, как и многих военных, поддерживала в своем решении мысль о том, что 18-летние парни не должны оказаться в окопах, не должны гибнуть, оставив мать или ребенка сиротой. Что воевать и защищать свою страну нужно, а делать это должны те, кто умеет. Я знал, что мои навыки сапера очень там пригодятся.
Так наш простой паренек стал негласным старшиной отделения, бойцом с позывным ОКСА. Не богатырь, невысокий ростом, но смелости, отваги и решительности ему не занимать. Это только говорят, что саперы – бойцы-невидимки. На самом деле работа этих, по-настоящему крутых парней, полна опасности и риска. Разминирование – это обеспечение продвижения наших войск вперед. Работать, порой, приходится и в тылу противника, под коптерами, обстрелами.
– Вспоминаю свой первый выход на линию боевого соприкосновения. Зима, сугробы, много мин как советского производства, так и иностранного. Мин-ловушек, магнитных мин, неразорвавшихся боеприпасов. А в условиях зимы земля подобна камню и ее тяжело проверить, так как много осколков, на которые срабатывает металлоискатель, – рассказывает ОКСА. – Кругом квадрокоптеры, которых сейчас стало в разы больше. Самое сложное – не подставить товарища, сохранить бойцов и выполнить боевую задачу. Однажды мне довелось с парнишкой прикрывать подходы к нашим позициям в 300 метрах от окопов врага под огнем пулемета. На обратной дороге еще и под минометный обстрел попали. Это было сложно… И за товарища очень переживал. Обучение сапера длится около 2 месяцев, за это время в боевых условиях человек становится по-настоящему близким.
В данный момент в роте ОКСА 40 бойцов, за год потеряли одного парня. Денис строго следит за тем, чтоб его воины были экипированы, с боекомплектами, одеты и сыты. Он – прирожденный офицер. Такое порой бывает и без обучения в вузах. ОКСА с увлечением рассказывает о жизни на передовой, о своих ребятах, о работе сапера. Он любит свою военную профессию и говорит о ней с большим интересом.
– Изначально наш батальон готовил бывших заключенных, которые решили заслужить еще один шанс и искупить ратным трудом и отвагой свои проступки перед обществом. Мы были на должностях инструкторов и руководящих лиц. За весь период мы не потеряли ни одного, и все они получили шанс на новую жизнь с амнистией. А сейчас очень много добровольцев, они – хорошие ребята кто-то уже служил, кто-то – нет. Из разных уголков нашей страны. Есть и профессиональные военные.
Штурмовики, арта, «блашники», разведчики, снайперы – наши ребята работают в разных родах войск, про фронтовые будни многих мы уже писали.
ОКСА рассказывает, как проходит день сапера, немного с юмором, но очень выразительно.
Утром бойцы сразу одевают броню, без нее ходить запрещено. Затем получают от руководства задачи, согласовывают их со смежными подразделениями, прокладывают маршруты, точки эвакуации и выдвигаются в путь…
– Жаркий томный день в поле под открытым солнцем, марево плывет в воздухе, и вдруг ты слышишь хлопок где-то вдалеке, – продолжает свой рассказ Денис. – Падаешь, недалеко от тебя происходит разрыв снаряда, кричишь парням, короткими перебежками отходите, чтобы корректировщик противника не попал. Ещё разрыв, уже ближе, ещё, ещё, ещё разрыв… Отходим до ближайшего блиндажа. Тишина, тяжёлое дыхание парней. И вдруг – коптер. Команда: «Из блиндажа!» (так как он может сбросить в блиндаж гранату). Ещё бежишь, попеременно прикрывая парней, стреляешь по «птице». Рядом ещё разрыв, ещё и ещё. Безопасная зона, блиндаж, струйки пота, судорога в ногах. Глоток воды и сигарета. Кашель, смех. Доклад руководству и возвращение на исходную дальше чистить дорогу для других подразделений. И всё снова…
Пока слушаю ОКСА, чувствую и судорогу в ногах, и страх, и испарину. Рассказ сапера слишком реален, но в каждую секунду я могу его прервать. А ведь ребята испытывают это чуть ли не каждый день без возможности сказать: стоп.
– Несмотря на то, что это – наша повседневность, ни в коем случае нельзя расслабляться, нельзя терять бдительность, нельзя терять страх смерти. Иначе – это конец, – объясняет мой собеседник.
И о доме ребята стараются думать как можно меньше, ведь эти мысли слишком расслабляют, делают более мягкими. Дениса ждут мама, папа, сестра, дочь, супруга, с которой они остались хорошими друзьями. Парень знает, что после окончания спецоперации и на гражданке он будет востребован, возможно, вернется на свою прежнюю работу. Но сейчас он нужен Родине.
– Я здесь не из-за денег, как и многие мои фронтовые товарищи. Мы здесь, потому что защищать страну – это наш долг. Со мной плечом к плечу такие же простые парни. Работа сапера как данность, ее особо не видно, но она крайне важна. Важна и в спокойное время. Ведь саперы работают и после войны, чтобы оставить для наших детей мирную жизнь. А сейчас нам нужны люди – достойные, готовые помогать своей стране, настоящие мужчины. Я благодарен этим годам, проведенным на фронте за то, что нашел здесь настоящих друзей, встретил Героев и осознал, что жизнь – это всего лишь миг, который надо ценить…
Татьяна Мелихова