Один день войны и сотни поломанных судеб
Чтобы помнили
Ежегодно 25 июля в Новониколаевском проходит День памяти и скорби. В этот летний день мы вспоминаем тех, кто расстался с жизнью в 1942 году во время бомбежки станции Алексиково. Изучаем архивные материалы и документы районного краеведческого музея, информационнно сопровождаем мероприятия, посвящённые Дню памяти района.
В этом году уникальными воспоминаниями с участниками митинга поделился ветеран педагогического труда Владимир Григорьевич Борисов, которому на момент бомбежки было чуть больше двух лет. Но, несмотря на столь юный возраст, наш земляк на всю жизнь запомнил те страшные июльские дни.
Загодя до памятной даты в редакцию газеты «Вестник» с инициативой о капитальном благоустройстве места захоронения погибших во время бомбежки станции Алексиково на кладбище «Клин» обратился неравнодушный житель района В.П. Греков. При нашей информационной поддержке совместными усилиями была создана рабочая группа, в которую вошли активисты районного совета ветеранов, сотрудники ДОСААФ, казаки СКО «Новониколаевский юрт», воины-афганцы, представители строительных организаций, активные жители района. Несколько дней на изнуряющей жаре добровольцы трудились не покладая рук: вручную таскали, раскидывали песок и щебень, укладывали плитку, заливали цемент, благоустраивали пешеходную дорожку через железнодорожные пути, чтобы землякам, приходящим сюда почтить память погибших в роковые июльские дни 1942-го, было комфортно. Была проведена колоссальная рутинная работа. Поистине патриотическую акцию провели новониколаевцы, на добром деле показав пример молодому поколению, как следует хранить память.
В День памяти к 9 часам утра к памятнику стекались люди: представители районной администрации, учителя и школьники, те, кто еще несколько дней назад трудился здесь, чтобы к скорбной дате место погребения стало настоящим мемориалом памяти.
Ведущие митинга напомнили собравшимся, что в 2010 году решением Новониколаевской районной думы 25 июля объявлено Днём памяти и скорби в Новониколаевском районе.
Военные действия в на территории нашего района не велись, но эхо Великой Отечественной войны прокатилось и над станцией Алексиково.
По следам воспоминаний
25 июля 1942 года на улице было очень жарко. На станции стояли эшелоны кавалерийской части, направляющейся в Сталинград, так как в тот период через станцию Алексиково следовало много поездов, перевозящих боевую технику, продукты питания, лошадей, боеприпасы, а также эшелонов с военнослужащими. На последних путях – вагоны, в которых жили железнодорожники со своими семьями, в двух эшелонах – солдаты, боеприпасы, техника и лошади. На станции новониколаевцы провожали мобилизованных отцов, братьев, мужей и сыновей на фронт. Около 16.00 в небе появились 16 немецких самолетов, было сброшено 190 авиабомб весом 300 кг каждая. Часть мобилизованных новониколаевцев погибли сразу, так и не успев попасть на фронт. Труднее всего пришлось солдатам, находившимся в среднем эшелоне. Там были совсем молодые ребята, которые кинулись искать спасение около жилых домов. Но немцы максимально снизились и расстреляли их из крупнокалиберных пулеметов. В это же время бомба разорвалась около водонапорной башни, под которой прятались люди. Все погибли… В тот роковой день по призыву райкома ВЛКСМ 13 девочек-семиклассниц убирали на станции угольный шлак. Одна из бомб разом унесла жизни 10 девочек. Некоторые из выживших остались калеками на всю жизнь. Этот страшный день новониколаевцы помнят до сих пор.
После бомбежки люди на лошадях и телегах вывозили раненых и мертвых со станции, а железнодорожники восстанавливали пути. Движение через станцию Алексиково нельзя было прерывать. От южного до северного переезда плечом к плечу рядами лежали погибшие.
В тот день погибло более 300 человек, но точное число неизвестно по сей день. Некоторые старожилы называют цифру в 1000 человек. Их похоронили на старом кладбище «Клин». Был вырыт огромный котлован, на дно которого положили лошадей, сверху их накрыли плащ-палатками, шинелями, а затем – тела солдат и мирных жителей. После войны на этом месте был установлен памятник. 49 работников железной дороги были похоронены в нарсаду недалеко от районного дома культуры. 11 или 13 человек – точное количество не установлено – захоронили на Свином пруду. Место их погребения на данный момент утеряно.
26 июля 1942 года атака немецких самолетов возобновилась. Очевидцы рассказывают, что в тот день бомбили нефтебазу и элеватор, сгорел железнодорожный состав с зерном.
За этими строчками горькой летописи района – сотни загубленных жизней и искалеченных судеб.
Удивительно, но сегодня рядом с нами живут очевидцы тех трагических событий. Их воспоминания бесценны для нас. На митинге присутствовал заслуженный ветеран педагогического труда, житель р.п.Новониколаевского, Владимир Григорьевич Борисов, который своими глазами видел происходивший тогда ужас. Вот что он рассказал:
– Мне в то время было 2,5 года. Мы жили на территории старого элеватора. Через железнодорожную станцию Алексиково день и ночь шли поезда на Сталинград. Когда начался налёт немецких бомбардировщиков, их рёв слился в единый гул, который насторожил людей. Из систем оповещения опасности на элеваторе был кусок ржавого рельса, по которому били в экстренных случаях. Заслышав набат, все спустились в специальные катакомбы, которые были возле зернохранилища. Это очень глубокие траншеи под элеватором, он тогда был двухсекционный. А так же были глубокие помещения рядом с элеватором и возле машинного отделения. Там имелись лестницы, ведущие глубоко вниз. Потом, позже их заполнили водой.
Началась бомбёжка. Свист, рёв бомб, взрывы… На железнодорожной станции была трёхпутка. Одна ветка вела на Сталинград, вторая – пассажирская. Там, где разгрузочный парапет, стояли зенитки. Немец не заходил вдоль, зенитки не давали ему прицельно ударить… Вся территория элеватора и кладбища «Клин» была изрыта разрывами бомб. Гигантские воронки от них сохранились до сих пор. Если зенитчики не давали фашистам сбросить бомбы над посёлком, они уходили дальше в хутор Алексиковский. Там, где сейчас Пугачевский лес, так же можно найти множество больших воронок от авиабомб.
Когда началась бомбёжка, не все имели возможность спрятаться в укрытиях на элеваторе. Неподалёку были нефтехранилища, а дальше до улицы Садовой ничего не было кроме кустарников. В этих кустах мы и прятались.
Месиво… На станции было месиво. Останки убитых собирали вилами в телеги, запряженные быками.
В моей детской памяти те события отпечатались навсегда. Хоронили. Но хоронили не здесь, а в том месте, где сейчас находится магазин. Потом позже оттуда переносили останки сюда, в «Клин», в братскую могилу. На месте первого захоронения стоял памятник.
Мы жили бедно, были раздеты и разуты, но мы знали истинную цену хлеба. На элеваторе в левую шахту засыпали зерно, и оно загорелось – не было как следует высушено. Рожь была предназначена для фронта, для наших бойцов, которые нас защищали. Эту рожь оттуда вырубили – чёрную, как смоль, сгоревшую, – и раздавали людям в счёт заработной платы на еду… Вы не знаете, что такое съесть сгоревший кусочек ржи, и дай Бог, чтоб никогда не узнали…
Память человеку дана от рождения и до смерти. Скажу школьникам: храните эту память. Учитесь, нам нужны грамотные люди. Вам защищать нас в будущем.
В архивах районного краеведческого музея есть много воспоминаний очевидцев, уже ушедших в мир иной…
Вот воспоминания А.М. Климовой, очевидца бомбёжки станции Алексиково.
«25 июля 1942 года. После обеда мама и сестра прилегли отдохнуть, а я убежала к девочкам. Жили мы тогда на улице Народной, 57 в той половине, в которой потом с 1953 года стала жить семья Н.П. Левченко, в которой тогда уже рос маленький Толик, ставший потом Героем Советского Союза.
Звук летящих самолётов привлёк наше внимание. Я быстро вскарабкалась на цыплячий домик, возле которого мы любили играться. Так как я умела уже считать, хотя в школу ещё не ходила, стала считать вслух летящие самолёты. Похоже, я потеряла время, когда влезала на сарайчик, и насчитала только до 11, хотя, как потом выяснилось, самолётов было больше.
Самолёты летели как бы по Урюпинской железнодорожной ветке примерно с Калачёвского направления. Только произнесла «одиннадцать» – услышала первые взрывы. Молнией метнулась домой, а навстречу мне бежала мама, раскинув в стороны руки, истошно крича: «Аля!».
Схватив приготовленный папой на такой случай портфель с сухарями и документами, мама взяла меня за руку, велев сестре бежать рядом. Мы устремились на противоположную сторону улицы, где предусмотрительно были вырыты канавы для укрытия. В них мы переждали налёт. Там с нами вместе были и другие женщины с детьми.
На железной дороге рвалось всё, что могло взорваться. На станции в это время стояли эшелоны с военными. Многие солдаты не смогли добраться до фронта, погибли здесь на нашей земле.
На следующий день с немецкой педантичностью самолёты с чёрной свастикой появились вновь в тот же час, но их встретили советские самолёты, которые базировались, как говорят, на аэродроме хутора Дуплятский. Строй немецких бомбардировщиков был рассеян, и бомбы стали падать не только на железную дорогу, но и на дома. Воронка от бомбы до сих пор видна в нашем дворе, тогда здесь были сады. Некоторые бомбы ушли глубоко в почву, не разорвавшись. Так на северо-восточной части станции бомбу извлекли уже в 60-е годы, чуть позже – ещё одну бомбу, которая долго пролежала около южного переезда.
Второй день бомбёжки мы провели в тех же укрытиях. Но было ещё опаснее, казалось, что пули свистели прямо над головой, так как шла перестрелка в небе. И хотя наших самолётов было меньше, они свою задачу выполнили, прогнав врага…»
Председатель районного совета ветеранов Н. М. Исаев призвал подрастающее поколение помнить, какой ценой досталась Победа нашим дедам и прадедам, какими жертвами обернулась война… Сегодня фашизм снова поднял голову, киевский режим творит геноцид по отношению ко всему русскому…
– Люди! Помните наших героев, чтите память о них! – продолжил Николай Михайлович. – Новое время рождает новых героев, которые сегодня сражаются за наше с вами будущее в специальной военной операции. Будем помнить всех и каждого, отдавших свои жизни за нас с вами.
Настоятель прихода храма Архангела Михаила протоиерей Константин Зелинский добавил, что не только словами, делами, но и молитвенно нужно поминать в вечности тех, кто положил души за други своя.
Минута молчания в память о тех, кто отдал жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь, зазвенела пронзительной тишиной. Только щебетание птиц нарушало её безмолвие… После этого прошло возложение цветов и венков к памятнику погибших во время бомбежки в июле 1942 года.
В конце митинга батюшка отслужил панихиду по убиенным.
Мероприятие завершилось. Взрослые и подростки за это время стали единым целым, чем-то большим, чем просто участники патриотической акции. Всех объединило чувство гражданского долга чтить память героев Великой Отечественной войны и СВО, и нести эту эстафету дальше, следующим поколениям, чтобы впредь никогда не допускать подобного на нашей земле.
Татьяна Завозина
Благодарим за инициативу
Заместитель главы Новониколаевского района С.В. Лапынина напомнила собравшимся о том, что военное лихолетье коснулось буквально каждой семьи нашей многонациональной Родины.
– Новониколаевский район не стал исключением, – продолжила Светлана Викторовна. – 9200 наших земляков воевали на фронтах Великой Отечественной войны. А каждый житель района жил по принципу «Всё для фронта! Всё для Победы!». Есть два дня в нашей истории, когда фашисты жестоко и цинично бомбили нашу станцию и элеватор. Эти дни должны навсегда сохраниться в нашей памяти и памяти наших потомков. Будем помнить события тех дней и передавать из поколения в поколение.
Слова огромной признательности выразила С.В. Лапынина всем, кто принял участие в реставрации памятного места. От лица главы Новониколаевского муниципального района она вручила Благодарности землякам за активную гражданскую позицию, личный вклад в сохранение исторической памяти, деятельное участие в ремонте и благоустройстве братской могилы. Это С.А. Шабанов, С.Г. Даниленко, С.П. Кувшинов, М.А. Зенин, Ю.А. Простоволосов, С.А. Русаков, А.А. Соломатин, Ю.М. Дятлов, Д.В. Греков, Ж.Ж. Багдалов, В.И. Шуршиков, С.Е. Цепляев, Н.М. Исаев, Е.С. Шкуратова, З.Р. Гвазава, В.С. Садовых, С.В. Меркулов, В.В. Михальков, С.А. Ерёмин. И, конечно, низкий поклон – Виктору Петровичу Грекову, инициативу которого поддержали вышеперечисленные неравнодушные граждане.