Учитель биологии в «Сириусе»!
Профессия учителя требует постоянного развития и познания нового. Без этого сложно быть интересным для детей. А если ты не интересен для учеников, то и учебный предмет вряд ли их сможет увлечь. Такого же мнения придерживается Елена Степановна Деманова – учитель биологии Новониколаевской средней школы №1.
С выбором будущей профессии Елена Степановна определилась в старших классах.
Она поступила в университет на направление «Химия с дополнительной специальностью биология». Окончила вуз с отличием, и мечта о долгожданной работе с детьми стала реальностью. Но по возвращению в родной район выяснилось, что учитель химии и биологии пока не требуется. Только через год предложили место в Грачевской школе, где Елена Степановна начала свои трудовые будни.
Благодаря поддержке директора хуторской школы Марины Владимировны Скворцовой молодой учитель не только успешно справлялась с уроками, но и активно участвовала в воспитательном процессе учащихся. Спустя полтора года Е.С. Деманову пригласили в Новониколаевскую школу №1, где работает по сей день.
Ученики Елены Степановны становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов, исследовательских работ, активно участвуют в экологических акциях. Сам же преподаватель биологии является руководителем районной предметной ассоциации учителей естественно-географического цикла, участником районных, региональных, всероссийских конференций и семинаров, где делится своим педагогическим опытом и учится у других.
В этом году Елена Степановна приняла участие в программе повышения квалификации «Научно-методические основы подготовки обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников по биологии», которая реализовывалась на базе образовательного центра «Сириус» в г. Сочи.
Вернувшись домой, Е.С. Деманова охотно поделилась с нами своими впечатлениями.
– Почему Вы решили принять участие в этой программе?
– Ребята нашей школы ежегодно участвуют во всероссийской олимпиаде школьников по биологии и показывают неплохие результаты на муниципальном уровне, выходили неоднократно на региональный. Хотелось разобраться в особенностях организации регионального и заключительного этапов олимпиады, посмотреть на все это, как говорится, изнутри и понять, в каком направлении нам двигаться дальше.
– Как проходил конкурсный отбор?
– Достаточно трудоемко. Сначала необходимо было заполнить документы, пройти опрос и, самое сложное, тестирование, которое включало в себя 25 вопросов по биологии. Здесь требовались глубокие знания предмета и собранность, так как время было ограничено. После объявления результатов выяснилось, что у меня оказались неплохие показатели. В отборе принимали участие более 200 педагогов со всей Российской Федерации. Я смогла войти в число участников программы. Из Волгоградской области прошла отбор одна. Очень рада, что администрация школы в лице директора Наталии Владимировны Белоусовой поддержала меня и способствовала успешному прохождению обучения.
– Как проходила программа повышения квалификации?
– Обучение было очень насыщенным. Занятия начинались в девять утра и продолжались до шести вечера, включая небольшие перерывы. Первый день начался с приветственных слов кураторов нашей группы и со знакомства педагогов друг с другом. Выяснилось, что участники мероприятия прибыли со всей России, от Калининграда до Камчатки. Все педагоги – это увлеченные своей работой люди, которые приехали за новыми знаниями и впечатлениями. Занятия проводили преподаватели из ведущих московских вузов: МГУ, Государственного университета просвещения, Сколковского института науки и технологий. До обеда проходили лекционные занятия, где мы не только углублялись в биологические знания, но и знакомились с современными достижениями науки.
– А практические занятия у вас были?
– Конечно! И это было самое интересное! Благодаря современному оборудованию нам удалось познакомиться с различными штаммами микроорганизмов, окрашивая их и определяя морфологическую принадлежность. Мы вскрывали моллюсков, изучая подробно их внутреннее строение, делали тонкие срезы разных частей растений, знакомясь с образующими их структурами, выполняли биологические рисунки согласно требованиям, предъявляемым к участникам олимпиады. Работали также с черепами и чучелами птиц, определяя их видовую принадлежность.
– Какие экскурсии были включены в программу?
– Во-первых, мы посетили лабораторный комплекс Научного центра генетики и наук о жизни университета «Сириус», где смогли увидеть оборудованные современные лаборатории. Младший научный сотрудник рассказал нам о тех направлениях, в которых работают ученые данного центра, – это медицина, сельское хозяйство, промышленность и т.д. Тут изучают механизмы старения, ищут новые терапевтические мишени, лекарства для персонифицированной медицины и многое другое. Мы смогли своими глазами увидеть сканирующий и электронный микроскопы.
Во-вторых, мы побывали во Дворце зимнего спорта «Айсберг» в Ресурсном центре междисциплинарных исследований спорта, где познакомились с инновационными спортивными исследованиями, провели анализ состава своего организма и получили консультацию специалиста.
В-третьих, мы посетили парк «Южных культур», где познакомились с многообразием местной флоры, которая восхитила нас удивительными растениями.
– Что стало итогом обучения?
– Обучение завершилось защитой своих проектов перед преподавателями и коллегами. Необходимо было составить комплект олимпиадных заданий по требованиям, которые были озвучены ранее. Я выполняла задание совместно с педагогом из Калининграда. Защита прошла успешно, нашу работу одобрили и похвалили.
– Какие из полученных знаний наиболее применимы в учебном процессе?
– Много информации, но, к сожалению, ресурсная база нашей школы ограничена, поэтому нет возможности проводить все лабораторные работы, которые хотелось бы. Да и теоретический материал, полученный на курсах, ушел вперед от школьной программы. Поэтому полученные знания нужно вводить дозированно.
– Какие впечатления Вы получили от поездки в Сочи?
– Главное – это знания. Я считаю, что каждому педагогу необходимо участвовать в подобных программах, чтобы идти в ногу со временем. Кроме того, общение с коллегами из других регионов позволило обменяться опытом, идеями, контактами. Ну и, конечно же, прекрасный климат и природа Сочи оставили неизгладимые впечатления! Поездка получилась яркая, живая, насыщенная событиями.
Подготовила О. ВЛАСОВА