«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 22.11.2024 г.
16+

«Шпаргалки для родителей: рекомендации детского телефона доверия

Часть 5.

           Детский телефон доверия продолжает свои рекомендации для родителей, и сегодня у нас на повестке дня итоговая аттестация: сдача экзаменов выпускниками 9-х и 11-х классов. В 5-ой части Шпаргалок рассмотрим наиболее волнующие, тревожащие родителей и выпускников вопросы. И если в наших ответах вы не нашли разрешения своей индивидуальной проблемы, вы всегда можете позвонить на 8 800 2000 122 и вместе с психологом поискать пути решения. Анонимно, конфиденциально, круглосуточно и бесплатно.

  1. Если вашего выпускника пугает процедура экзамена?

          Что лежит в основе наших страхов и тревог? Конечно, неизвестность и неопределенность. И самым эффективным способом разрешения этой тревоги может быть информация и правила, то есть порядок, алгоритм проведения. Значит, самое первое,  в чем вы можете помочь своему ребенку – это обсуждение места проведения экзамена: вы можете не знать, где это будет, но поговорите о новом здании (подготовленным для проведения экзамена), о дороге до него (разработанном маршруте вместе с сопровождающими), о контроле при входе,  а также о том, что с собой можно принести, а что категорически запрещено. Если уже прошли через пробный экзамен, обсудите – что встревожило, как смог успокоиться, какие еще трудности всплыли. Вместе с ним подумайте,  какие задания он будет решать в первую очередь – те, ответы на которые он точно знает. Затем те, над которыми ему нужно подумать немного, и в последнюю очередь те задания, которые ему кажутся неизвестными. Порекомендуйте ребенку при входе в кабинет для экзамена – осмотреться, найдите окно, посмотреть на вид из него, поудобнее сесть за стол, поерзать на стуле – «присвоить» себе пространство, сделать его не чужим, а своим. Для повышения стрессоустойчивости обсудите с ребенком наши рекомендации: ходить в школу разными дорогами, маршрутами с соблюдением безопасности, конечно. Он может использовать другую, не ведущую руку в привычных делах – нести рюкзак, брать бокал с чаем, открывать дверь. Тренировкой навыков адаптации к новому неизвестному может стать знакомство с неизвестными прежде вкусами, запахами, звуками. Новое и  неизвестное, познанное таким образом – намеренно и сознательно – помогает организму воспринимать его  не со страхом, а в режиме освоения или преодоления, что весьма способствует нашему успешному и уверенному поведению в сложной ситуации. И самым важным является ваше напутствие ребенку, отправляющемуся на экзамен. Пусть это будут слова «Я в тебя верю. Ты справишься. Я тебя люблю. Мы преодолеем любую трудность. Я с тобой».

  • Если ваш ребенок в подготовке к экзаменам устал и его больше ничего уже не радует.

    Да, бывает и так. К сожалению тогда,  когда нагрузка на ребенка может превышать его допустимые возможности и способности или если не был соблюден баланс нагрузки и отдыха. Включаем «режим SOS», помогаем нашему выпускнику отдохнуть, восстановиться и продолжить подготовку к экзаменам. Во – первых,  пересматриваем режим подготовки, оптимизируем его (объединяем или  делим на части, от чего-то отказываемся, что-то сокращаем – расстановка приоритетов нам может помочь).  Все охватить не возможно, значит надо сделать акцент на первостенно важном, перфекционизм – быть первым всегда и во всем,  еще никому не помог сохранить здоровье.   Во-вторых, в режим подготовки вставляем-расставляем минутки (от 5 до 30 минут) отдыха – активного (подвигаться) и пассивного (полежать, закрыв глаза, главное!- без гаджетов). В-третьих, ищем то, что прежде вашему ребенку доставляло удовольствие, но на период экзаменов решили от этого отказаться – вновь возвращаем это в жизнь ребенка – он  может покататься на велосипеде, роликах, сходить в бассейн, танцевальный клуб, порисовать на плэнере, заняться поделкой какой-нибудь. В – четвертых,   свозите своего ребенка на природу, на целый день, где не будет ни учебников, ни интернета, ни телефона – полная цифровая тишина, только созерцание неба, воды, природы, окрестностей, пусть там полюбовавшись всем этим, выспится и освободит глаза от цифр и букв.  В-пятых – помечтайте, и не только о сданных экзаменах и полученных баллах, пусть это будут мечты далекого будущего, но обязательно счастливого, успешного, с победами, пьедесталами почета, с признаниями и восхищениями окружающих. Мечты окрыляют, они «включают» у нас  движение навстречу к ним. И в шестых, если усталость ребенка создала проблемы со сном, с питанием – не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: от психологов, терапевтов, до психотерапевтов.

  • Если вы тревожитесь перед экзаменами больше, чем ваш ребенок.

          Есть ли мера у беспокойства? И как ее можно измерить? Можно, конечно. Главным показателем бывает насколько она губительна, травматична для вас и окружающих. Если вы своим беспокойством держите себя в стрессовом состоянии  и увеличиваете у ребенка страхи и опасения, имеют место проблемы со сном (трудно засыпаете, ночью просыпаетесь и долго не можете уснуть), нарушился аппетит, раздражает свет и улыбки – значит, вы превысили меру допустимого переживания. Самое первое и основное – признать, то есть понять, что так плохо мне и моим родным и  пора что-то делать. Рекомендуем: организуйте встречу за «круглым столом» своей семьи, обсудите страхи каждого, назовите их, озвучьте, на каждый страх придумайте совместно способ совладания.  Например, страх — вдруг не хватит балов на поступление – способ совладания с этим страхом  смотрите в следующей шпаргалке этой же 5-ой части. И с каждым страхом проведите исследовательскую работу – откуда он взялся, какие у него есть основания быть, как его можно уменьшить или вообще устранить, что для этого необходимо сделать, кто это будет делать, каким образом, как все другие члены семьи могут ему помочь, кого еще можно привлечь. Пусть у вас будет мини план на листе бумаги: страх и действия по его уменьшению-устранению. Любой план – это уже взятие контроля в свои руки, это уже управление ситуацией – именно это и снижает наши тревоги и беспокойства, четкие определения и действия. Исследовательская работа со страхом – это возвращение себе уверенности, мобилизация своих способностей на преодоление. Всей семьей освойте навыки саморегуляции, управления своим состоянием. Снятие напряжение через дыхательные техники. Упражнение вам для примера: глубокий вдох через нос на счет до 5, задержка дыхания на счет до 5, шумный выдох через рот на счет до 5. Потренируйтесь, подышите коллективно или в одиночку. Добавьте к дыхательному упражнению упражнения на переключение внимания: начните считать «ворон» — то есть осмотритесь и найдите предметы на букву «о», например, или предметы оранжевого цвета, или квадратной формы, послушайте звуки – как вы их ассоциируете, посчитайте количество людей в транспорте или кабинете, составьте список вещей, которых хотите больше всего, не менее 10. Пусть эти упражнения будут вашими скорыми «таблетками», помогающими расслабиться самому и помочь своим родным. Возьмите пример со своего сына, может он не переживает потому, что уверен в себе, а может он понимает, что сделает столько, сколько сможет, а с неуспехом разберётся по мере его поступления. Это тоже хорошая стратегия, помогающая держать себя не в расстроенном и напряженном  состоянии, а в продуктивном, нацеленном на решение проблем.

  • Если результаты экзаменов могут оказаться ниже, чем вы рассчитывали.

          Мы все хотим рассчитывать только на успешное течение наших планов и счастливое завершение наших дел. Но, увы! Так бывает не всегда.  И если в этом случае  начать жалеть, ругать, критиковать и искать виноватых – то это не принесет облегчения, а только усилит наше разочарование и обиды. Продуктивнее приступить к плану Б, если он у вас был на этапе подготовки к экзаменам рассмотрен. Если не был, составим сейчас. Его задача – найти выгоды и преимущества при условно невыгодных условиях. Первым пунктом в этом плане будет поиск, подбор специальности, факультета, на котором будет достаточно полученных баллов. И даже если специальность не очень нравится – все равно она дает возможность учиться в выбранном вузе. Вторым пунктом – посмотреть другой вуз, возможно в другом городе, возможно заочной формы обучения. Третий пункт – изменение формата обучения, если не хватило на бесплатную форму обучения, рассмотреть вариант платной формы. Четвертый пункт – если именно эта специальность нужна, то подобрать профильную специализацию в колледже, техникуме – пусть это будет первая ступенька освоения профессии, после нее будет институт по той же специальности, возможно уже работая и заочно обучаясь. Тоже хорошо – специальность реализуется, опыт нарабатывается. Пятый пункт – не поступать, а поработать год и заодно подготовиться к сдаче ЕГЭ с уже нужными проходными баллами. Можно не работать, готовясь к сдаче ЕГЭ, а параллельно освоить  курсами  интересующую вас специальность. И, шестой пункт – это поддержка друг друга. Экзамен – это не трагедия всей жизни, всего лишь контрольный срез знаний сегодняшнего дня. Неудачи, неуспехи делают нас сильнее, они позволяют нам понять, что мы не учли и не предусмотрели. Экзаменов, проверок на прочность в нашей жизни будет еще достаточно, и важным является восприятие этих экзаменов, как этапа оценки усвоенного или достигнутого. Именно такое восприятие не отбирает у нас уверенность в себя и в свое будущее.

  • Если ваш ребенок испытывает неуверенность  и страх перед экзаменами.

          Поищем причины. Что такое неуверенность – это оценка ребенка себя самого – своих возможностей и способностей с позиции заниженных, недостаточных. Его неуверенность – это результат родительской оценки и предостережения:    «у тебя не получится», «ты не сможешь», «тебе не дано». А может быть и результатом допущенных ошибок, за которые ругали и критиковали «не надо было начинать», «у тебя способностей не хватит». А может быть —  не поощрялась, а порицалась инициативность, активность «сиди, не высовывайся», «нечего себя показывать». Если мы своим детям говорим такие слова, у ребенка пропадает желание брать на себя ответственность, действовать согласно своей воле и своим желаниям, он встраивает себя в «коридор», созданный родителями и боится быть успешным, заметным, способным. А иногда поведение неуверенного человека ребенок «списывает» со своего родителя, как образец для подражания. Как можно повысить самооценку у своего ребенка и можно ли это сделать? Конечно, можно. Обсудите вместе с ребенком:  в чем конкретно он сомневается, чего он боится. Составьте список «страхов», ручкой на бумаге, против каждого страха пропишите действия, уменьшающие или разрушающие страх. Например, если ошибусь при заполнении бланков на ЕГЭ – внесу коррективы, или дам себе право на ошибку. Составьте еще один список – но уже побед и достижений, успехов, которые ваш ребенок в своей жизни уже достиг, приобрел. Это очень важно – такой список помогает заценить себя на предмет своей уникальности и успешности, обязательно обсудите, что помогло ему добиваться побед, какие качества и умения помогли ему. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним – а лучше всего повесьте этот список на видное место, путь начинает и завершает свой день с его прочтения. Хорошо помогают  фразы самомотивации и самопоощрения, ежедневно произносимые: «Я смогу», «Я справлюсь», «Я верю в себя». Хвалите и поощряйте своего ребенка, когда у него все получается, или получается, но не все. Поддерживайте его в неудачах, неуспехах, гордитесь его успешностью. И еще очень важный компонент, помогающий нам обрести уверенность – помощь другим. Это могут быть одноклассники, друзья, может быть и вы, родители —  посоветовать, поддержать, выслушать, оказывая помощь другим, мы «наращиваем» свою самооценку. Можно договориться с другом (подругой) обмениваться знаниями и незнаниями, взаимно просвещая друг друга; транслируя свои знания мы помогаем знаниям структурироваться и систематизироваться; подбирая слова мы формируем богатый лексический и понятийный запас слов; проявляя внимание к другому – мы ощущаем нужность и востребованность себя как друга и помощника. Будьте уверены сами и помогите своему ребенку понять, что уверенность в его руках, и надо только идти вперед за своими мечтами и желаниями.

  • Выходим на финишную прямую: канун экзамена и день экзамена

         Если вы думаете, что в последний вечер перед экзаменом следует наверстать  несделанное, недоученное – то это самая неуспешная стратегия, увеличивающая страхи, усиливающая стресс. В канун экзамена необходимо снять напряжение, дать организму отдохнуть, восстановиться. Формат выбирайте разнообразный: поплавать, на велосипеде покататься, погулять, посидеть в кафе, посмотреть смешной фильм, поиграть в «живые» некомпьютерные игры, помечтать о приятном – все, что позволит вам не думать о выученном и невыученном. Важно хорошо выспаться, отдохнуть от мозговой активности, психологически настроиться на принятие событий в их многообразии. День экзамена – пик стресса, и здесь необходимо сделать акцент на эмоциональной составляющей. Утром пожелайте своему выпускнику доброго дня и скажите, что любите его, поддерживаете и верите в его успех. Если еще до этого дня, вы с ребенком составили «Лесенку ситуаций» во время экзамена, то ему будет проще и легче в этом день – ведь все уже распланировано, назначено. «Лесенка ситуаций» — это мини тренинг «на диване». Мы выстраиваем день пошагово: утром  собираюсь на экзамен, выслушиваю мамины слова поддержки, встречаемся у школы с одноклассниками, обсуждаем экзамены, идем к пункту проведения экзамена, проходим регистрацию, в помещении школы «осваиваемся» (осмотреться), выслушиваем инструкции для заполнения документов, получаю бланки, заполняю их, приступаю к решению заданий, проверяю перед сдачей, сдаю, выхожу из здания. В движении по Лесенке представьте себя в каждом пункте (что и как вы делаете)  на 5 секунд – напрячься, потом расслабиться. Так мы осваиваем технику снятия напряжения. «Лесенка ситуаций» помогает «просчитать» день по конкретным шагам, действиям, спрогнозировать свое поведение, настроение. Мы производим «настройку» на действия и состояние. Когда мы знаем, что ждет нас впереди, наши тревоги и беспокойства уходят, оставляют место для наших мыслей и поступков.

  • Как повысить мотивацию детей к учебе?

           Вначале определимся, что такое мотивация. Мотивация – это желание что-то делать, внутренняя причина, побуждающая к действию. Если нет мотивации – значит,  нет интереса к чему-либо, если имеется интерес с желанием его реализовать – это мотивация, потребность в достижении. Значит, чтобы повысить интерес к учебе, то есть мотивацию учиться, надо определиться с целью. Зачем учиться? Чтобы приобрести преимущества знаний над незнаниями. Говорите, беседуйте со своим ребенком – что нам дает учеба, и не только в школе, а в целом, по жизни. Как благодаря своим знаниям, переведенным в умения и навыки, мы достигаем и добиваемся в жизни своих целей. Именно знания, лежащие в основе образования,  дают нам возможность состояться в жизни: получить профессию, реализовать свой потенциал, стать успешным и обеспеченным, известным и востребованным. Учеба в школе – это первая ступенька освоения знаний, затем техникум или институт – это уже получение специальности, профессии. Потом мы можем себе позволить различные курсы, академии, мастер классы, дающие новую специализацию или новый уровень мастерства. Расскажите ребенку или попросите его, чтобы рассказал вам – для чего нужно приобретать знания по разным школьным предметам, обсудите, где ими можно воспользоваться, как они нам могут пригодиться. «Одушевление», «очеловечивание»  предмета изучения формирует любознательность и прикладное использование. Поощряйте расширение знаний не только в рамках учебной программы, а шире и глубже. Эрудированный, начитанный человек всегда интересен и самому себе, и другим тоже. Создаем для ребенка зону ближайшего развития – это значит, не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Это развитие самостоятельности и ответственности. Возьмите за правило  советоваться с ребенком, задавать ему вопросы, спрашивать его мнения – очень хорошо развивает способы совладания с трудностями, повышает его самооценку, мотивирует на оказание помощи и поддержки родителям. В освоение знаний ребенком хвалите его, поощряйте; не сравнивайте его с другими, только с  ним самим, но «вчерашним». В учебном процессе установите баланс нагрузки и отдыха, чтобы учеба не стала бременем, зоны отдыха помогут и силы восстановить,  и новые цели поставить. Обсуждайте все неуспехи, ошибки ребенка не с позиции обвинения, а с целью осмысления полученных результатов, поиска действий для разрешения проблем.

  • 8.      Почему дети не хотят учиться?

      Иногда нам, родителям, проще ругать, возмущаться, наказывать ребенка, чем разобраться, понять причины нежелания учиться. Давайте рассмотрим возможные причины. Какая из этих причин ваша?

     Выбор учебного заведения. Многие родители хотят, чтобы дети учились в элитных школах, гимназиях, лицеях, потому что там отличное образование, да и статус учебного заведения тешит самолюбие родителей. К сожалению, родители не учитывают способности своего ребенка. В силу своих неособенных дарований он не сможет быть успешным в этом лицее, а быть неуспешным  ему неприятно и не хочется. Поэтому он и не хочет в такую школу ходить. Она не его, не по его уровню. Качество образование определяется познавательным интересом, увлекательной подачей материала, прилежанием в его освоении, всесторонним развитием ребенка, статус учреждения не гарантирует высокообразованность. Перед выбором учебного заведения протестируйте своего ребенка на способности, исходя из этого и выбирайте школу.

         Еще одной причиной нежелания учиться может быть атмосфера в школе или классе. Когда ребенок воспринимает ее как недружественную. Это про правила и требования, которых в школе много, а дома не было вообще. Это про зону комфорта – дома все разрешалось, ребенок был в центре внимания, а в школе он один из многих, да и ограничений и правил там много. Рекомендуется снизить зону комфорта дома – ввести правила и требования, режим дня, например, обязательные домашние обязанности. Может и микроклимат в классе вызывает у детей отторжение от школы. Если у ребенка не сложились  дружеские отношения с детьми, если над ним насмехаются или имеет место буллинг – вот вам  причина не хотеть ходить в школу. Помогите ребенку подружиться с другими детьми, найти с ними общие интересы, стать «своим» в среде сверстников. Про буллинг подробнее прочитайте в Шпаргалках № 1. Или позвоните на детский телефон доверия 8 800 2000 122 и обсудите вашу индивидуальную ситуацию с психологом.

      Ребенок в школе может накопить пробелы в знаниях: пропустил уроки, не усвоил темы, не понял материал. Вот отсюда и причина – неуспеваемость, плохие оценки, негативное мнение учителя, насмешки других детей. Помогите своему ребенку, найдите эти «белые пятна», подключите репетиторов, выровняйте его знания и этой причины не будет.

        Еще одной причиной могут быть завышенные ожидания  и высокий уровень требований и критики родителей. Возможно, в своем детстве родители были отличниками, и от своего ребенка они хотят только такого уровня обучения. Но ваш ребенок – это не вы, у него свои способности и дарования, развивайте присущие ему, а не заставляйте соответствовать вашим ожиданиям. Стресс и ребенку  и вам обеспечен. Критика и требования также не способствует формированию желания учиться, а наоборот вызывают у ребенка страх и опасения, боязнь разочаровать родителей. Поменяйте критику на поддержку, похвалу и одобрение его успехам, и у ребенка появится желание порадовать вас своими успехами.

  • Рекомендации родителям по укреплению детско-родительских отношений и воспитанию психологически зрелого человека.

         Все начинается с любви. Мы можем о ней сказать словами, прикосновениями, взглядами, поступками. И от того, как мы со своими детьми выстроим взаимоотношения,  зависит не только наше удовлетворенность в  родительстве, но и  детство – счастливое или не очень у наших детей.  Каждая из нижеследующих рекомендаций поможет укрепить взаимоотношения детей или родителей, может даже помочь их подкорректировать или  создать, установить.

       Учимся разговаривать друг с другом: и по потребности (с уважением) и просто так (поделиться успехами и пожаловаться на неуспешность). 

      Учимся слушать и слышать,  даем право на собственное мнение своему ребенку, обозначаем свое  мнение без давления и немедленного выполнения.

       Наивысший пилотаж в позитивном родительстве: чуткость и чувствительность (считываем невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды) – присоединяемся с уважением к его чувствам.

      Делимся своим пережитым опытом – успешным и неуспешным. Дети понимают, что  родители также как и дети, сталкивались с трудностями и учились их преодолевать. При высоком риске непонимания стараемся поставить себя на его место, вспомнить себя в детстве и юности.

       Говорим о своих чувствах: и о том, что любим его, и о том, чем огорчаемся им (ребенком) с позиции Я-высказывания, без обвинения с «Ты…».

       Осваиваем искусство совместной деятельности:  домашние обязанности, досуг, помощь и забота родственникам. Это укрепляет единство всех членов семьи, учит детей заботиться не только о себе.

       Дружим с его друзьями, по возможности и с родителями его друзей – благодаря этому наши дети никогда не будет в одиночестве и ненужности.

       Развиваем исключительность и индивидуальность своего ребенка, протежируйте (пиарте) его успехи, патронируйте (поддерживайте) его неудачи.

  1. Рекомендации родителям по укреплению детско-родительских отношений (продолжение)

          Созидайте свое «Я»: ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. Родители – самые первые модели для подражания, если они развиваются, осваивают новое, двигаются по карьерной лестнице – ребенок усваивает пользу «движения», развития и значит,  будет таким же.

     Учите детей копингам (способам совладания с трудными ситуациями) – учите на маленьких проблемках, чтобы не пасовал перед большими неприятностями. Учить – это значит предоставить ему возможность самому разрешить, вы можете посоветовать, но не сделать за него.

      Учите детей ставить границы: и у себя в семье (правила, запреты) и во внешнем мире (про границы уже писали, см. Шпаргалки № 4).

        Помогаем детям сформировать позитивный взгляд: положительный настрой. Какие бы события, трактуемые нами как негативные, не происходили в жизни нашей детей, вместе выискиваем в них здоровое, рациональное зерно, чему-то нас научившее или что-то нам давшее.

          Развиваемся добрыми делами сами и помогаем детям помогать другим. Именно помощь и поддержка других помогает нам не только в укреплении самооценки, но и в укреплении милосердия, гуманности.

         Учим детей презентовать себя без подавления других, рассказывать о своих успехах без хвастовства и желания продемонстрировать свое превосходство, а с целью показать свои усилия в достижении успехов.

          Учимся хвалить и поощрять детей, чтобы у них было желание двигаться вперед и радоваться мнением и поддержкой своих родителей.

          И самое главное, наслаждаемся счастьем быть мамой или папой – всегда и навсегда!

Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Н.Р.