Детство в гармонии: рекомендации детского телефона доверия
Счастливое детство в жизни каждого человека – это необходимое условие успешности и реализации. Детство бывает разным. Благополучным и не очень. И от нас с вами зависит, чтобы в детстве было самое необходимое для удовлетворения потребностей ребенка, и это не только еда, одежда, учебники – но и внимание, поддержка, похвала, одобрение. Детско-родительские отношения – процесс двусторонний, как наши дети нуждаются во внимании и любви родителей, так и родители хотят заботы, помощи, добрых слов и ласковых объятий. Семья может быть зоной комфорта для детей, а может стать и средой дискомфорта. Сегодня давайте обсудим основные важные составляющие мироклимата семьи, атмосферы уюта, душевного тепла и заботы.
Рекомендация 1. От монологов к диалогам. Монологи в сегодняшнем детстве не приветствуются детьми, они не являются для них «путеводной звездой», сейчас время диалогов – беседы, обмена мнениями. Формат директивы, указания остался в прошлом, при гуманном подходе формирования психологически зрелого, ответственного человека в правовом обществе в настоящем времени актуальным и эффективным является умение слушать и слышать своих детей, умение договариваться, искать компромиссы. Осваивайте мастерство дипломатии – вести переговоры не повышая голос, грамотно выстраивая просьбу или правило. Используйте здоровьесберегательное поведение в конфликтах, при разногласиях: цель та же – услышать друг друга, аргументировать свое мнение, искать совместные пути разрешения.
Рекомендация 2. Правило о правилах. Правила есть в жизни каждого человека, кому-то о них рассказали, кто-то сам через череду ошибок их усвоил.Чем раньше вы своему ребенку начнете рассказывать о том, что можно и что нельзя (вредно и опасно), что хорошо и полезно, тем быстрее ребенок будет осваивать мир и себя в этом мире. Расскажите о правах и обязательно об обязанностях, которые также есть у каждого человека. И с возрастом ребенка расширяйте зоны его самостоятельности и ответственности, пусть учится просчитывать последствия своего «не хочу», преимущества «я могу» и «я умею». Если вы с маленького возраста ребенку четко обозначите правила по дому, по детскому садику, школе – он не растеряется, не заблудится, не ошибется. Это и есть границы: мои права и права других людей.
Рекомендация 3. Преодоление трудностей и восприятие ошибок
От нашего с вами старания обезопасить, освободить детей от всех проблем – к сожалению, вырастают неуверенные, безвольные, неумеющие дети. Старание должно быть достаточным, но не избыточным. Все сложности, с которыми справится ребенок самостоятельно позволят ему научиться что-то преодолевать, помогут накопить опыт предусмотрительности или находчивости, дадут ему возможность поверить в себя, разовьют у него способность помогать и поддерживать других. Ошибки, неудачи, неуспех можно воспринимать как возможность «пострадать», пожалеть себя, поискать виноватых – это не продуктивно, пользы не принесет. А вот восприятие ошибки – как возможности чему научиться, овладеть, освоить — является верной стратегией, именно она лежит в основе нашего опыта.
Рекомендация 4. Искусство чуткости и чувствительности
Без чувств и эмоций, красок и звуков, вкусов и ощущений мир бледен и не уютен, даже в отдельно взятой квартире. Учимся считывать невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды. Присоединяемся к его переживаниям с уважением и поддержкой. И непременно рассказываем своим детям о своих чувствах: «Я очень тебя люблю. Я беспокоюсь за тебя. Спасибо, что предупредил, что задержишься. Благодарю за помощь. Прости меня за несдержанность. Я рассчитываю на тебя. Мне нравится, как ты справляешься». Цените, наслаждайтесь радостью, удачей, приятными моментами единения. Дарите это детям, а они вернут вам. Не ругайте детей за то, что они раздражены, испытывают злость, обижены – помогите детям экологично эти чувства выразить, не причинив вреда никому и ничему. И тогда у ваших детей никогда не будет проблем с эмоциональным интеллектом, а значит они всегда будут успешны и коммуникабельны.
Рекомендация 5. Баланс «давать» и «брать». Это про потребительство и умение заботиться о других. Мы, родители, чего-то не получив в детстве, с лихвой пытаемся своим детям дать, не соблюдая меры «давания». Все, что пожелает. Тем самым развивая у ребенка только стремление получать, именно поэтому мы не даем ребенку возможности получить удовольствия от заботы о другом человеке. Поэтому в семье все дела и заботы должны быть непременно поделены на каждого с учетом возраста и возможностей. Если у каждого в семье будут домашние обязанности на благо всей семьи, тогда у ребенка легко сформируется умение уметь и делать, ухаживать за собой и за близкими. Это помощь, направленная на других, помогает человеку научиться ценить и уважать заботу ближайшего окружения.
Рекомендация 6. Любовь и внимание. Похвала и наказание. Все мы любим своих детей, но часто ли мы им об этом говорим или показываем. И часто ли слышим от детей эти слова. Ведь можно не только сказать, но и показать – сюрпризом, совместным приятным или полезным для семьи времяпровождением, жестами (обнимаем, целуем), взглядом (одобряющим, восхищенным), улыбкой (нежной, поддерживающей). Любить – это не значит забаловать, не значит все разрешать, позволять. Любовь – это безусловное принятие своего ребенка и стремление сделать его счастливым человеком. Внимание к детям – базовая потребность у ребенка, и внимание измеряется не количеством, а качеством. Дело не в часах, минутах, дело во времени, посвященном только ребенку, без отвлечения на другое. Любовь и внимание давайте сами, иначе ребенок будет отбирать у вас его своим негативным поведением (капризами, непослушанием, протестным поведением). Похвала – ключ к успеху у ребенка, детям очень важна похвала и поощрение, правильное поведение формируется через одобрение и поддержку. Гордитесь своим ребенком, пиарте (рассказывайте) про его успехи, поддерживайте его в неудаче. Попросите ребенка поддержать вас, и вам приятно, и ребенок освоит этот навык. Наказание в жизни ребенка – это последствия невыполнения чего-то, выполнение заранее должно быть оговорено, и рекомендуется не делать ребенку плохого, а ограничивать ребенка в чем-то хорошем, очень для него дорогом и интересном.
Если в вашей семье, в ваших взаимоотношениях присутствует добро, помощь друг другу, совместное обучение и освоение навыков взаимопонимания, если семья для ребенка – это ресурс при возникновении неприятностей – у ребенка не появится желания примкнуть к плохой компании, разочароваться к жизни, стать несчастным и никому ненужным.
Если в дом пришла беда – ребенок стал замкнутым, не похожим на себя прежнего, агрессия выплескивается, нет настроения, изменился аппетит – попросите его поговорить с вами с позиции «как я могу тебе помочь?», предложите позвонить психологу на детский телефон доверия 8 800 2000 122 – анонимно (не надо представляться), содержание разговора с психологом не будет передано никому, круглосуточно, бесплатно. Позвоните сами, этот телефон и для вас тоже. И помните – неразрешимых проблем не бывает, пути выхода есть всегда. Мы рядом.
Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Н.Р.