Любая реклама должна быть этичной
По результатам рассмотрения рекламного дела в Волгограде демонтирована неэтичная реклама.
Закон о рекламе содержит ряд норм, касающихся этичности рекламы. И это не только широко применяемая ч. 6 ст. 5, устанавливающая запрет на использование в рекламе мата, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Есть еще ряд других норм. В том числе установлено, что реклама не должна формировать негативное или осуждающее отношение к людям, которые не пользуются рекламируемыми товарами (п. 4. ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе). Норма направлена на формирование рекламой благожелательного, корректного отношения к потребителям.
Нарушения данного требования выявляются нечасто. Но вот на днях Волгоградским УФАС вынесено решение по такого рода рекламе (https://br.fas.gov.ru/to/volgogradskoe-ufas-rossii/748e9940-31e6-4276-8593-14e9671c7063/).
Реклама размещалась наружно на магистральной рекламной арке и продвигала новый жилой комплекс, строящийся в центре Волгограда. В качестве привлекающего внимание выражения был выбран малоизвестный анекдот: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре».
Такой некорректный по отношению к потребителям «юмор» не остался незамеченным. В Волгоградское УФАС поступило заявление. Житель Волгограда был возмущен: «Этот слоган вгоняет в уныние и депрессию. Что значит «когда любят, покупают в центре? А если любят, но на покупку в центре нет денег? Что же получается? Любовь деньгами измеряется? Я так не считаю!».
Ранее реклама была оценена Экспертным советом по применению рекламного законодательства, действующим при Волгоградском УФАС (https://volgograd.fas.gov.ru/news/13155).
Рассмотрение рекламного дела несколько затянулось в связи с тем, что застройщик, указанный в рекламе, чей ЖК и был объектом рекламирования, отрицал свою причастность к заказу и распространению рекламы на магистральных арках Волгограда. А департамент муниципального имущества администрации Волгограда, осуществляющий в настоящее время полномочия по регулированию распространения наружной рекламы в Волгограде, не представил УФАС информацию о лицах, распространяющих рекламу на магистральных рекламных арках. Оказалось, что реклама распространялась на незаконных рекламных конструкциях. Меры по демонтажу рекламных конструкций, которые расположены в местах, не предназначенных для их размещения, департаментом также не были приняты. Непринятие мер по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций создало условия для распространения ненадлежащей рекламы неустановленными лицами.
Тем не менее, реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования п. 4. ст. 5. (формирование негативного отношения к лицам, не покупающим рекламируемый товар), ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе (в рекламе в нечитаемом виде было размещено обязательное для такого рода рекламы указание на проектную декларацию ЖК).
В связи с неустановлением фактического рекламораспространителя предписание о прекращении нарушения решено было выдать рекламодателю (ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй»), а также департаменту муниципального имущества администрации Волгограда. Отметим, что еще в период изготовления решения по данному делу реклама была демонтирована с рекламных конструкций.
В отношении рекламодателя дело передано для возбуждения административного производства по ч. 1. ст. 14.3. КоАП РФ.