Когда в работе не без грязи, но сам труд завораживает
Движущей силой в преобразовании материального мира является труд. Как правило, это всегда осознанная, энергозатратная и целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. И в этом процессе всегда главенствует ручной труд, который и в век искусственного интеллекта не перестает быть важнейшим элементом производства.
Понятие «ручной труд» не является синонимом понятия «физический труд». В ручном труде высокой культуры ярко проявляется творческая мысль. Чем сложнее техника и технология труда, тем больше элементарных умений и навыков ручного труда предшествует овладению ею. Люди, прошедшие длительную школу ручного труда, достигают совершенного мастерства и часто являются хорошими наставниками для тех, кто еще только начинает на практике осваивать свою профессию. Особенно это заметно в сельскохозяйственной сфере.
Наш район в новейшей истории России – один из пионеров в освоении и внедрении в производство высоких технологий, новейших образцов техники и оборудования. И была иллюзия, что на таком фоне (когда к вам приходит автоматизация процессов) роль обычного механизатора как-то умалится, а то и вовсе станет достоянием былых времен. Но, как в очередной раз доказала жизнь, все мы разные не только снаружи, но и внутри. Отсюда ход и результаты нашей жизнедеятельности всегда специфичны, не под копирку.
Для журналиста важны впечатления. Приятно посетить объект производства, где трактора по дизайну не уступают самым дорогим брендам легковых автомобилей, где точность работы агрегатов в поле отслеживает бортовой компьютер в связке с космическим спутником, а тракториста чаще именуют уже оператором. И таких предприятий у нас становится все больше. В тоже время в хозяйствах с площадью производственной пашни до 300 га картина нередко с более сгущенными красками: парк техники староват, уровень ресурсного оснащения базы невысокий, не всегда хватает денег на достаточное количество удобрений и т. д. Но что удивительно – и здесь умудряются получать урожай, сбыт которого позволяет год за годом продолжать свою производственную историю. Когда же походишь по такому неприглядному машинному двору, пообщаешься с рабочими в промасленной робе, то уже не удивляешься, так как достигается результат все тем же трудом – долголетним, старательным, иногда напористым и ручным. Может это все заложено в русском характере? В какой еще стране можно увидеть, чтобы вне стен мастерской работяги с припудренными пылью лицами по-быстрому свинтили с «подушек» массивный движок Т-150, дабы отделить его от рамы и побыстрее «разобраться» с муфтой сцепления.
– Да, не вовремя такой форс-мажор, ведь трактор позарез в поле нужен, влага из почвы уходит и долгий простой плохим рублем обернется! – высказался я.
– Да ерунда! Вон уже к нам с соседнего КФХ катит желтенький «Кирюша» с подъемником, – дернем с оси на землю, а там дело тока за руками, – как-то привычно спокойно растолковывает мне ситуацию один из механизаторов.
Задняя навеска на бывшем совхозном К-700 с массивным гидравлическим поршнем (такие в портах встречаются) только усилила мой наблюдательский интерес. В шесть рук посыпались команды-сигналы парню в кабине «Кировца». И вот крюк уже над двигателем, «сердце» «харьковчанина» плавными манипуляциями извлекается и так же плавно опускается на сочную зелень весенней травы. Впопыхах я старался сделать несколько кадров на камеру. Много дублей не потребовалось – у спонтанно собравшейся бригады на все про все ушли считанные минуты. Уверенность, спокойствие, знание проблемы и ее решений свидетельствовали, что трактористы – бывалые и опытные технари. Для них – это привычное дело, для далекого от их будней – зрелище завораживающее. Ну как после этого не уважать наш народ?
Картина той встречи была бы не полной, если бы я не отметил еще момент. В паре метрах от площадки, где только что орудовали ремонтники, стоит второй Т-150.
– Ну невезуха какая-то у вас с этими тракторами. Что с этим-то приключилось? – спрашиваю моложавого с вида сбитого крепыша с серьгой в ухе и вахмистрской бородкой.
– Да вот подслушал я в работающем движке неприятный звук и понял – не лады с одним из поршней. Снял головку блока цилиндров – так и есть, менять нужно. В запасе есть новый комплект, сейчас всунем…
Мой собеседник оказался с харизмой, опытный и осведомленный в технических вопросах. Потом он мне признается, мол, с детства при фермерах – отце да дядьке, тут каждый болт родной. Так-то он профессиональный сварщик, на заводе работает. А тут так (пока до смены время есть) – помогает родне, по привычке.
Звезда российского и мирового хард-рока Александр Маршал недавно заметил: «На моих песнях выросло уже два поколения молодых россиян. Нередко слышу, что, мол, сегодня в стране никудышная молодежь. Что на это сказать: я часто выступаю перед бойцами – участниками СВО, среди которых механизаторы, музыканты, заводчане и представители прочих профессий, а потому свидетельствую – молодежь у нас замечательная, грамотная, патриотичная, мотивированная на добрые дела. Да все с ней в порядке: и трудиться, и воевать она умеет не хуже своих дедов и отцов». Вот и у меня такое же чувство, когда вижу не тусовщика, проматывающего родительские деньги, а настоящего трудягу, для которого трудности всегда преодолимы. И даже если от такого труда руки не отмываются от въевшегося мазута по нескольку дней…
Текст и фото – Тихон Атаманцев