Николай и Людмила Анащенко «Память сердца»
Есть уголок, почти забытый Богом,
Что на реке с красивым именем стоит…
Название этой степной речки – Купава. Сегодня совсем неприметная, маловодная, пересыхающая летом, затянутая камышовыми зарослями, в прошлом веке, в 50 – 60 годах, как помнят старожилы, река была ещё полноводной. В весеннее половодье собрав в своё русло воды ериков, балок, протоков и многочисленных ручьёв, речка впадала в Кардаил, текущий с севера на юг. Вместе несли свои воды в Бузулук и Хопёр и огромным водным потоком уже мчались к батюшке Дону. По берегам реки раскинулось красивейшее старинное село с одноимённым красивым и запоминающимся названием – село Купава – колыбель многих интересных, скажу больше, известных не только в нашем посёлке, районе, но и в России, и за рубежом людей.
Я держу в руках старые, от времени пожелтевшие, истрёпанные, большие, объёмные похозяйственные книги основных производственных показателей колхозников Купавского сельского Совета (тогда он по документам именовался Спасским). Теперь эти книги с пожелтевшими страницами не только реликвии, но и исторические документы, проливающие свет в наше далёкое историческое прошлое. Отмечу сразу, по Купавскому сельскому Совету велись три книги, включая хутор Родионовский и Трудпосёлок, которые входили в его состав. Здесь все сведения о людях, которые жили в колхозе имени М.И. Калинина, об их социальном положении, работе, учёбе и хозяйстве.
Записи в книгах грамотные и написаны красивым, ровным, каллиграфическим убористым почерком (точно не установлено, кто же писал). Однако, по словам моей жены, скорее всего писал её отец – Бухачёв Юрий Иванович, то есть мой тесть, которого, к сожалению, не знал. Действительно, в 1952 – 1954 годах он был секретарь Совета, человек грамотный, по тем временам хорошо образованный, уважаемый односельчанами, не смотря на совсем ещё молодой возраст.
Осторожно открываю и бережно листаю пожелтевшие страницы, и сразу перед глазами возникают лица земляков, которых знал, видел , когда-то общался или слышал о них от отца. Перед взором возникает вольно раскинувшееся по берегам реки Купавы огромное село под куполом вечных небес с красивыми белыми облаками, как на старинных русских лубочных картинах, на века нарисованные кистью искусных русских мастеров. Вспоминаю сельские улицы, зимой засыпанные снегом, весной в белоснежных цветущих садах, летом в ярких цветах, осенью – в обилие плодов, радующих глаз. Зорька, Заречная, Горяновка, Устиновка, Центральная, Подгорная, Кутырки и другие незатейливые названия улиц.
До революции 1917 года село Купава – волостной центр Хопёрского округа. В слободе и её 18 хуторах проживало 1385 мужского пола и 1495 женского – данные переписи населения 1897 года Российской империи. 516 дворов. Для удовлетворения религиозных потребностей населения на правой стороне реки, на пригорке, стояла красивая церковь с колокольней. «Дивное творение неизвестных мастеров сей божий храм»!» – восхищались верующие со всей округи. По праздникам малиновый колокольный звон разносился по всей округе и радовал православный люд. Действительно, Архангельская церковь в Купаве была известным старинным памятником архитектуры.
Было в волости пять учебных заведений. Самая значимая из них – церковно-приходская школа при церкви. Ежегодно проходили две ярмарки: первая – Преполовенская, в день Преполоновения Пятидесятницы, вторая – в честь Архангела Михаила – Архангельская, открывалась в ноябре и длилась три дня. На этих ярмарках шла бойкая торговля сельхозпродуктами, мануфактурой, изделиями местных умельцев и другими товарами, нужными в обиходе сельчан.
Село, действительно, известно с незапамятных времён, об этом свидетельствуют исторические источники. В начале 19-го века на нашей территории поселений почти не было, но на территории Войска Донского уже значилась слобода Купава и несколько маленьких хуторов. Значительная часть земель отводилась под пастбища коней казаков Хопёрского округа. Здесь на зелёных сочных лугах, среди древних сторожевых курганов, паслись кони-дончаки, набирая красоту и силу для военных походов и великих свершений казаков Войска Донского. Сторожевые курганы в мудром молчании хранят сказания далёкой седой древности и события современной истории.
Установление Советской власти в наших краях проходило трудно, в ожесточённой борьбе. Вспыхивали контрреволюционные мятежи, происходили столкновения между местными жителями сторонниками новой власти и их противниками.
Грянула Гражданская война. Бои в нашем степном краю шли в основном за важнейшие железнодорожные транспортные коммуникации – за станции Алексиково и Поворино. В этих кровопролитных сражениях неувядаемой славой покрыла себя знаменитая дивизия В.И. Киквидзе, красной сотни казаков хутора Дуплятского.
Не обошла война стороной и жителей с. Купава. Есть письменные свидетельства участия купавцев, а также подтверждения их казни и место захоронения погибших героев села в борьбе за Советскую власть в годы Гражданской войны . Дуенко Г.И. – политрук, Дибленко И.С.– комиссар, Биенко А.Г. – партизан. Надгробие соорудили только в 1923 году на месте захоронения погибших, в 60-е годы их перезахоронили около средней школы, что находится в центре села, и поставили скромный памятник героям.
Я очень хорошо помню торжественное открытие этого памятника. Ученики Мирной средней школы ездили на открытие памятника в Купаву.
В первые годы Советской власти и до войны Купава, так называемая глубинка, ещё пыталась «соперничать» с райцентром Новониколаевским. Но у райцентра было огромное преимущество – железная дорога и более удобные новые транспортные коммуникации.
Первый поезд от города Борисоглебска до станции Филоново прошёл 26 декабря 1870 года и, совершенно справедливо, райцентр выдвинулся на первое место. В двадцатые – начале тридцатых годов прошлого столетия, в годы новой экономической политики (НЭП), появились новые формы ведения сельского хозяйства и промышленного производства. Создавались артели различного типа: швейные, сапожные, гончарные, столярные и другие, открывались новые цеха и более крупные производственные организации.
В 1931 году, в период коллективизации, была создана Купавская МТС. Она работала на договорной основе и использовала современную сельхозтехнику в колхозах и совхозах. Как грибы после тёплого летнего дождя, появлялись колхозы: в х. Зубриловском – имени В.М. Молотова, в х. Сапожок – имени В. П.Чкалова, в Мироновке – имени Г. Димитрова, в самой Купаве – имени М.И. Калинина, в честь Председателя Верховного Совета СССР, человека из близкого окружения И.В. Сталина, в народе прозванного Всесоюзным старостой, верного соратника и товарища Генерального секретаря партии.
В село стала поступать техника. Конечно, её нельзя сравнить по качеству и мощности с современной. Однако в то время это был огромный прогресс, ведь до этого в основном использовали тягловую силу лошадей и быков. Техника уже была отечественного производства, нисколько не уступающая по качеству и техническим характеристикам зарубежным аналогам. Челябинский тракторный завод, Сталинградский тракторный завод поставляли трактора; Горьковский автомобильный завод – автомобили, Ростовский и Харьковский заводы – различные сельхозмашины… – стремительно, бурными темпами развивалась отечественная индустрия. Страна Советов успешно внедряла политику индустриализации и уверенно двигалась вперёд по пути научно-технического прогресса. Плоды отечественного машиностроения (тракторы, комбайны и др.) появились в Купавской МТС. Первым комбайнёром, которому доверили новенький комбайн, только сошедший с конвейера, был Кухтин Николай Николаевич, он так и остался в памяти односельчан – первый комбайнёр села.
С огромным энтузиазмом трудились советские люди и в городах, и в сёлах. Массовый энтузиазм, особый романтический подход был характерен и для колхозников села Купавы. Работали с песнями, шутками поддерживали молодых и неопытных работников, обязательно вечером, после работы были костры и, конечно, обсуждение планов на следующий день под яркими звёздами и при лунном свете. Да, так было здорово, но городским жителям этого не понять. Я ещё помню, как в семидесятые и восьмидесятые годы ехали доярки на работу, на дойку, и с работы домой с песнями. В селе и за его пределами по степным просторам далеко были слышны популярные песни: народные и эстрадные. В селе же говорили с гордостью: «Наши девчата голосистые, а как здорово поют, ну чисто артистки выступают по радио, или даже по телевизору!»
Уборка урожая традиционно называлась «Битва за хлеб». Повсюду – на комбайнах, на колоннах машин, везущих хлеб на элеватор, и на самом элеваторе – плакаты: «Хлеб – Родине!» и лозунги: «Слава хлеборобам!», «Даёшь рекордный урожай!»
(Продолжение следует)