«Вестник» - газета Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
Пятница, 22.11.2024 г.
16+

Игуменья Арсения

      В истории Усть-Медведицкой обители, 370-летие которой отмечается 3 августа 2022 года, знаковой фигурой несомненно является игуменья Арсения (Себрякова), правившая здесь сорок лет и оставившая в сердцах своих православных земляков добрую и светлую память.

                                         НЕОБЫЧНОЕ СОБЫТИЕ

      Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года  в семье одного из богатейших помещиков на Дону, отставного гвардейского ротмистра Михаила Васильевича Себрякова в его имении в слободе Себрово Усть-Медведицкого казачьего округа. Ее отец щедро жертвовал на храмы и монастыри, ее брат и сестра приняли монашество. В возрасте трех лет с ней произошло необычное событие. Родители взяли Анну на богомолье в Воронеж, где в то время правящим архиереем был архиепископ Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую, святую жизнь и прозорливость.

     Родители были с ним знакомы и посетили владыку. Анна, увидев его,  быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к святителю и поклонилась ему в ноги. Архиепископ благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «эта будет великая жена».

     С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, — рассказывала она потом, — дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу».  Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако, она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.

     Анна Михайловна не могла видеть горя или нужды, чтобы не поспешить прийти на помощь. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных, причем, не желая быть узнанной, нередко надевала простое платье и покрывалась темным платком. Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги.

                                       НАЧАЛО МОНАШЕСКОГО ПУТИ

       Будучи семнадцатилетней девушкой, Анна избрала для себя монашескую стезю, приехала в Усть-Медведицкий монастырь и поселилась в кельи своей родственницы монахини Леониды (Ладыгиной).

     За несколько лет проживания в монастыре будущая настоятельница  вместе с другими сестрами в пешем паломничестве посетила Кременской монастырь и Киево-Печерскую лавру. Впечатления от лавры глубоко врезались ей в душу и остались в памяти навсегда.

     25 февраля 1854 года Анна Себрякова была пострижена в рясофор с именем Арсения, а 11 января 1859 года – в мантию. Несмотря на молодые годы, Арсения сумела проявить недюжинную силу духа и несомненные организаторские способности, выполняя сперва ответственное послушание казначеи, а потом и игуменьи.

                    ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИГУМЕНЬИ АРСЕНИИ

     3 января 1864 года на 31 году ее жизни архиепископ Иоанн поставил монахиню Арсению в игуменьи. В годы ее правления монастырь строится и преображается, активно занимается благотворительной и просветительской деятельностью.

     За время правления игуменьи Арсении были выстроены новые двухэтажные корпуса для келий и дома священнослужителей, основано четырехклассное женское училище (1867г), устроена богодельня на 20 человек (1868г), был обновлен теплый монастырский храм, отреставрирована старая Преображенская церковь.

     Игуменья Арсения оставила после себя немало духовных поучений и интереснейшие записки о прославившихся своим благочестием монахинях Усть-Медведицкой обители. Глубоко и искренне стремившаяся к Богу, Арсения вела подвижнический образ жизни, носила вериги и, по свидетельству очевидцев, заранее предсказала время и место своей кончины.

     В 1867 году, а это было время, когда не каждая донская станица могла похвастаться наличием хотя бы малого учебного заведения, по прошению игуменьи Арсении, архиепископ Донской Платон благословляет открытие в обители училища для девочек с четырехлетним курсом. Игуменья Арсения лично подбирала состав преподавателей, готовя к этому делу способных лиц из числа насельниц. Игуменья составила библиотеку из разрозненных книг, принадлежавших монастырю, и дополнила ее изданиями древних святоотеческих писаний.

                               СТРОИТЕЛЬСТВО КАЗАНСКОГО ХРАМА

     Еще в 1871 году настоятельница от имени всех сестер обращается к архиепископу Платону за благословением строить новую церковь. С получением разрешения и после проведения подготовительных работ 23 июня 1874 года при огромном стечении народа местное духовенство освятило площадку под храм. Ровно через год, 23 июня 1875 года, закладывается камень в основание огромного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Он строится на месте снесенного малого и ветхого Петропавловского храма. Строился Казанский храм по проекту архитектора А.А. Ященко, составившего детальные чертежи для наружных и внутренних работ. Архитектор был известен своим мастерством – по его проекту строился грандиозный Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске.

      До наших времен дошло шесть колонн из белого итальянского мрамора в верхней церкви, изготовленных скульптором Бариновым на средства неизвестного благотворителя. Их везли из Петербурга по каналам Мариинской водной системы, потом по Волге до Царицына, железнодорожным транспортом до станции Себряково, а оттуда на быках более 80 километров до установки в Усть-Медведицком монастыре. Каждая колонна обошлась в 850 рублей, а вместе с доставкой они стоили 23000 рублей.

     Средства на постройку собора приходили от доброхотных жертвователей. Так, например, в 1876 году сотник Василий Борисов передал через архиепископа Платона 3027 рублей 60 копеек для монастыря, за что и получил архипасторское благословение, а его имя было внесено для поминовения в монастырский синодник. Постоянно нуждаясь в средствах, обитель тем не менее сама помогала другим. В 1876 году игуменья Арсения пожертвовала 27 рублей в фонд Донского епархиального комитета православного миссионерского общества.

      К началу 1877 года строители поставили в строящемся Казанском храме духовые печи с вентиляцией. Как вспоминают старожилы, дрова туда загружали чуть ли не возами, но зато тепло держалось месяцами. Закипела работа по внутренней отделке храма – покраске полов и окон, установке двух иконостасов с киотом (числом всего в 29 икон), подвеске большого паникадила.

     В нижнем подземном этаже расположился храм во имя преподобного Арсения Великого, устроенный на средства сестры игуменьи Арсении монахини Марии (Мержановой), архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан торжественно освятил собор 8 сентября 1885 года.

     Заботясь о строительстве собора, матушка Арсения не забывала и о страждущих помощи людях. В годы войны России с Турцией 1877-1878 годов она организовала из насельниц отряд сестер милосердия. Необходимые для раненых солдат корпию и бинты, полотенца и простыни монастырь отправлял в Новочеркасск. Туда же шли и пожертвования на госпитали.

     Число желающих поступить в монастырскую школу во много раз превышало количество вакансий. Для детей постоянно устраивались школьные праздники, литературные вечера, показы световых картин, ёлки.

                              УНИКАЛЬНЫЙ ПЕЩЕРНЫЙ КОМПЛЕКС

      Игуменьей Арсенией и её помощницами 10 июля 1874 года, в день памяти Арсения Печерского, было начато создание уникального пещерного комплекса, в подражание Киево-Печерской лавре. В этих пещерах игуменья хотела, приняв схиму, «заключиться в затворы», но ни один из архипастырей Дона не отпустил Арсению на покой, находя её управление обителью образцовым. С этими пещерами связано много легенд и преданий. Игуменья Арсения относилась к ним, как к любимому детищу.

     Вход в пещеры начинался в Казанском соборе, из притвора нижней церкви преподобного Арсения Великого. Над входной дверью висела икона Страшного суда, через несколько метров вглубь над другой дверью – изображение Входа Господнего в Иерусалим. Подземелья были ориентированы на юг в гору и имели в длину 77 саженей (165 метров). По замыслу создательницы они должны были показать страдания Крестного пути Христа и страдания Девы Марии во время распятия Сына. Перед этими страданиями игуменья Арсения особенно благоговела. Главный ход пещер с настенными иконами, посвященных последним дням жизни Господа, получил название «Крестного пути Спасителя». Он заканчивался Голгофой – здесь в стенной нише стоял крест с изображением распятого Спасителя. Вторая часть пещер называется «Страстным путем Божией Матери», в воспоминание о страданиях Пресвятой Девы. Здесь были помещены иконы Богородицы, среди которых выделялся образ, именуемый «Семистрельною».

                                                        СВЯТОЙ КАМЕНЬ

     До нашего времени сохранился так называемый «камень игуменьи», также называемый «святой камень», или «плита покаяния». На большом четырехугольном белом камне видны отпечатки коленей и ладоней. Этот камень является сейчас главным свидетельством молитвенных подвигов матушки Арсении, по преданию, она неоднократно коленопреклоненно молилась на нём. По всей видимости, он должен напоминать каждому посетителю пещер, проходившему подобием Крестного пути Спасителя и Богородицы о необходимости покаяния и усердной молитвы.

     С камнем связаны легенды, передаваемые из поколения в поколение. По одной из них во время молитвы на камне игуменье Арсении явилась Пресвятая Богородица. Однако, не сохранилось документальных свидетельств о таком явлении.

     В 1880 году в станице Урюпинская было создано монастырское подворье, находившееся на улице Покровская (ныне Чапаева). В 1891 году трудами игуменьи Арсении здесь был построен Богородицкий храм в память о спасении царской семьи Александра Третьего.

                                 «ПУТЬ НЕМЕЧТАТЕЛЬНОГО ДЕЛАНИЯ»

      Во время жизни матушки Арсении в Усть-Медведицком монастыре прославилась своей благочестивой жизнью схимонахиня Ардалиона (Анна Андреевна Игнатова, 1816 – 1878 гг.).  Дочь бедного священника из хутора Завязенский Хоперского округа в молодые годы попала на воспитание к дворянке Краснушкиной. Затем Анна приходит в монастырь в 1834 году, становится монахиней Алевтиной в 1855 году, а в 1859 году – схимницей Ардалионой, трудится чернорабочей на покосах и огороде, золотошвейкой, исполняет послушания на клиросе и в должности благочинной. Собственноручные писания схимонахини Ардалионы и поучения игуменьи Арсении содержатся в книге «Путь немечтательного делания».

      Матушка Арсения вела активную переписку с духовной семьей почившего епископа Игнатии (Брянчанинова), с его родным братом Петром. В переписке с игуменьей состоял  и еще один владыка – викарий Донской епархии епископ алтайский Никанор (Бровкович). Архиереи  любили посещать образцовый  по добродетелям подвизающихся  здесь сестер монастырь.

                                      ЗАВЕРШЕНИЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

      Но матушка Арсения не только принимала у себя гостей и паломников: по должности ей приходилось и самой совершать длительные поездки. Так, например, с 10 мая 1890 года епархиальное начальство выдает ей и монахине Агнии отпуск на один месяц для посещения Москвы и Ростова Великого. В 1905 году она совершала паломничество к мощам недавно прославленного преподобного  Серафима Саровского. Будучи на богомолье в Сарове, игуменья Арсения  заболела и 3 августа 1905 года умерла на 73 году жизни. Ее тело было доставлено в родной монастырь и погребено в склепе в нижнем храме преподобного Арсения, над могилой установлен памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной Смоленской иконой Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.

     За свою более чем 40-летнюю подвижническую деятельность игуменья Арсения была награждена наперсным крестом и крестом с драгоценными украшениями, пожалованными ей из кабинета императора, знаком Красного креста за войну 1877-1878 годов, медалью в память царствования императора Александра Третьего, благословением Святейшего Синода с грамотой (май 1901 год) и в 1905 году Библией за монастырское училище. Сами насельницы обители в честь ее 35-летнего юбилея в статусе настоятельницы подарили любимой матушке наперсный крест, украшенный драгоценностями.

     За время игуменства матушки Арсении число монашествующих возросло до 100 монахинь и 150 послушниц, а в богодельне проживали до 30 старых казачек.

                                 КАНОНИЗАЦИЯ ИГУМЕНЬИ АРСЕНИИ

     Народное почитание игуменьи Арсении началось сразу после ее кончины, уже через несколько лет стали издаваться ее письма, что продолжается и по сей день. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игуменьи Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества.

    Сестры обители свидетельствуют о помощи игуменьи Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игуменьи Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после обращения к ней.

     21 октября 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил к лику Святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игуменью Арсению (Себрякову) – настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря.

Григорий Выпряшкин – член Союза журналистов России.

(При подготовке данной статьи использовались материалы брошюры «История Усть-Медведицкого Преображенского монастыря», Волгоград, 2014 г).

Фото: Игуменья Арсения.