Как мы строили наш храм
К 25-летию прихода храма Архангела Михаила
Начали разбирать бывшую школу. Там ничего не похоже было на церковь. Люди стали приходить. В первые дни Валентина, Лена Трашины, мы с ними счищали внутри штукатурку до бревен. Ребята разбирали перегородки. Работали Сергей Звездин, братья Локтионовы. Выносили во двор. Там кучи всякого хлама, потом его вывозили.
Стали мы с женщинами разбирать голландские печи, такие огромные круглые. Сажи было!.. Потом потолок чистили. Полметра навоза было. Сбрасывали вниз. Сделали большие лестницы, вокруг леса стояли. С нами батюшка работал, кидал мусор сверху. Я только отошла, батюшка с лопатой ступил на это место. И тут вокруг — треск… Батюшка успел отпрыгнуть, кусок потолка из-под его ног рухнул. Я вообще высоты боюсь, а тут… По лесам еле спустилась. Меня, помню, подбадривала да успокаивала Анастасия Сергеевна.
Работы было много. Бывало, батюшка говорит, надо сделать что-то. Женщины – друг на друга смотрят: ну как, соберемся? Конечно! Часто приходили Тая Афромеева, ее дочь Галя, Шура Юрина, Шура Кумскова, супруги Анатолий и Антонина Гринь. Ездили на грачевском рейсовом автобусе.
Помню, настроение было прекрасное. Работа нелегкая и пыльная. Но не было усталости. Все так стремились что-то сделать. Была благодатная атмосфера Бывало, оставляешь все дела дома и едешь работать в церкви. Но и дома дела спорились. Вот она, Господня рука.
Как-то батюшка нам говорит, должны прийти семь вагонов кирпича. Я по телефону домашнему оповещаю, те передают другим. И немало людей собиралось. А ставили вагоны под мостом. За день вагона два разгружали. На следующий день о. Константин договорился «КамАЗами» перевозить кирпич к церкви. Все собираемся и грузим машины. А около церкви после в штабеля складывали. Приходили и пожилые, такие, как баба Лена (Е.П. Скрипкина, 1910 года рождения). Всегда с ведерком приходила и баба Катя (Е. Алексикова), когда ей под 90 лет было. Кирпич в ведро положит и несет: «И мой вклад будет…» А она еще венчалась в этом храме. Заядлые старушки, придут и без работы быть не хотят. Много людей приходило, работали, бывало, семьями — Иван и Лида Лосевы, Клава Лосева, баба Соня Локтионова с сыновьями.
Первое богослужение в храме было на Троицу 94-го года. Это было в пристройке слева от храма. Везде тут стройка развернута: стройматериалы, мусор, хлам, старые доски, кирпичи. Стены внутри — бревна серые. Пол зыбкий. Но люди из дома принесли иконы. Убрали зелеными ветками, ставили у стен. Неустроенности не замечали. Мы были рады, что вот и Литургия вновь в нашей церкви. Духовно приподнятое настроение. Я стояла у дверей, принимала требы. Помогали петь. Начали думать о хоре. Я еще до замужества ходила в церковь в Алексеевке Белгородской области, немного была с этим знакома. Тут нас матушка прослушивала, меня и Надю Арзамасцеву. А Гликерия привезла первый большой подсвечник. Представьте, женщина с подсвечником в толкучке автобусной с Урюпинска ехала. Гликерия и Антонина ходили собирать пожертвования на строительство храма по организациям, учреждениям. По миллиону (старыми) за день набирали.
Вера Николаевна ТОПИЛИНА
пос. Новониколаевский.
10 ноября 2004 г.
Подготовил А. ПАРШИН.