К 25-летию прихода храма Архангела Михаила
Воспоминания новониколаевцев о храме Архангела Михаила в хуторе Алексиковском в былые времена и начале его восстановления в 90-е годы
Мария Михайловна АЛИФАНОВА (1921 года рождения):
Храм наш Архангела Михаила был бревенчатый, с высокой колокольней и куполами. На колокольне, помню, два колокола: большой («стопудовый») и поменьше.
Храм голубизной сливался с небом. Крыльцо храма (паперть) было большое и высокое, с перилами.
В 1930 году при большом собрании народа с колокольни сбросили колокола. Сначала тот, что поменьше, а потом и большой. Падая, большой колокол наделся на меньший и от него откололся кусок. Храм закрыли.
По ходатайству «пятерки» не надолго разрешили проводить богослужения. Мужчины, собравшись, подняли и повесили большой колокол между двух тополей. Но скоро совсем запретили богослужения. В храме сделали зернохранилище. В 1939- 41 г.г. храм хотели перестроить под школу, но началась война. Сделали это позже.
х. Алексиковский.
Елена Петровна СКРИПКИНА (1910 года рождения):
Я родилась в хуторе Вишняки. Потом я замуж вышла в Алексиково. В хуторе Алексиковском церкви уже не было. Мы ездили в Урюпино. Так было до 94-го.
Как батюшка Константин приехал в хуторе церковь восстанавливать, мы обрадовались, стали ходить, начали разбирать бывшее здание школы. Это же перестроенная церковь Архангела Михаила. Володя Афромеев, Иван и Лида Лосевы, Вера Топилина. Траншею копали, кирпич для фундамента таскали. Пришлось окна мыть, из подпола выгребать. Отец Константин с Афромеевым на носилках хлам выносили.
Батюшка стал помогать, очень такой добрый. У меня по соседству жили многодетные, он им дрова присылал. А у меня печь переложили, батюшка рабочих прислал, привезли глину, песок.
Церковь стали переделывать. Жертвовала два раза на иконостас. Мне из собеса дали тысячу рублей, это не мои трудовые, отдала в церковь во здравие тех, кто дал мне деньги. Сейчас живу, слава Богу, за всех молюсь. Теперь вот ноги болят. Молюсь: Господи Иисусе Христе, Матерь Божия, Николай Угодник, помогите, хочу в церковь. И Бог милует. Помаленечку с костылем да с помощью добрых людей добираюсь. Такое облегчение, когда в церкви бываю. Меня батюшка приобщает Святых Таин. Бывает, ох, и больно, ночами не спишь. А сама обличаю себя: ишь, хочешь в Царство Небесное без болей. В удовольствии жить и чтобы в Царство Небесное… Мне Господь прибавил годов. Было затемнение в легких, другие недуги. Я люблю Господа. Наизусть читаю канон покаянный ко Господу Иисусу Христу. Лишь бы Господь простил наши грехи, лишь бы простил. Хорошо, что у нас церковь теперь есть.
пос. Новониколаевский
26 декабря 2003 г.
* * *
Раиса Николаевна ТРАШИНА (1935 года рождения):
Молитвенный догм в Алексиковском был недалеко от церкви, меня, рассказывали, там крестили. Родилась я в марте 35-го, а крестили много позже. Где он находился точнее, не знаю. А потом, помню, был молитвенный дом ближе к колхозному саду. Туда ходила освящать праздничную пасху. Людей бывало много. После освящения спешили домой. Запомнила, делали это тайком. Боялись. Время атеистическое настало.
пос. Новониколаевский
6 февраля 2004 г.
* * *
Александра Михайловна ПРУЦКОВА (1912 года рождения):
Близко к церкви стоял наш дом в хуторе Алексиковском. У священника отца Иоанна были дети, но я помню лишь дочь Клаву, постарше меня. У нас на лавочке вечерами они с нами сидели. Мы ходили в церковь с бабушкой. Нас восемь детей было. С южной стороны церкви, где крестильня теперь, колодец был. Около него груша росла. По дороге на Урюпинск путники останавливались, чтобы попить воды. На лошадях ехали, тоже заезжали к колодцу. В ограде были могилки. Одна — о. Иоанна.
х. Алексиковский
февраль 2004 г.
* * *
Николай Федорович ЮШКИН (1911 года рождения):
Мы обращались в епархию, чтобы священника нам дали. В 1994 году к нам направили о. Константина. Когда стали восстанавливать храм Архистратига Михаила в Алексиковском. Батюшка объявлял субботники, мы шли помогать. А главное — батюшка у нас — деятельный. Дела сразу пошли. На душе отрадно стало.
* * *
Анна Федоровна ЮШКИНА (1920 года рождения):
С мамой Агрипиной Ивановной из Орлова хутора ходила на Пасху в алексиковс- кую церковь, святили куличи. А ходили семьями. Все вместе – и взрослые, и дети. Мне-то было лет 10-11. Хорошо помню, потому что в 31-м году папа у нас умер.
Потом я уехала в Москву по вербовке, училась в ФЗУ. В войну на химзаводе работала, делали гранаты для фронта, а фронт -15 километров от цехов был. В Москве тоже в церковь ходила. Война еще не закончилась, когда по болезни вернулась домой. Помню, в нашей алексиковской церкви уже устроена была школа. После войны ездили в Урюпино, в районе не было, ни одной церкви.
пос. Новониколаевский
январь 2004 г.
* * *
Евдокия Васильевна СТРЕПЕТОВА (1904 года рождения):
В нашем храме Архангела Михаила я с мужем Сергеем Артемьевичем венчалась в 24-м году. Священником служил Иоанн Янпольский. Он больше всех тут служил. Хороший был батюшка. Ему помогал молодой дьячок и Афанасий Акимович. Мой брат Федя читал Апостола. Певчими были из прихожан, знали молитвы и умели петь. Приход был большой. В церкви народу всегда собиралось много. Тогда, само собой, все ходили в церковь, пожилые и молодые. Всегда много было детей. Хутор большой, кому далеко ходить, приезжали на подводах. Вокруг ограды было много привязанных лошадей.
В ограде церкви стояла часовня, там всегда горела лампадочка.
В ограде году в 17-м был похоронен отец Иоанн. Там же похоронили его дочь. На похоронах батюшки я была. А где место его могилы, не помню уже.
Активистом в хуторе был Сергей Степанович Алексиков. Такой был службист. Вот он нас послал разбирать церковь. В колхозе я тогда работала, куда пошлют. Мы испугались: как же так… Не хотели это делать. Утром каждый раз брали с собой харчи, дома поесть некогда было. И вот у церкви собрались, всегда до работы завтракали, а тут и кусок в рот не лезет. Мялись мы, мялись… А потом приехал добрый один человек и приказал расходиться. Вроде, это был Яков Матвеевич Кургузов. Мы сказали, что больше не пойдем на разборку церкви. Нас после и не посылали.
А колокол в нашей церкви был очень большой, его, бывало, слышно по всему хутору.
Моя дочь венчалась в молитвенном доме. Церкви уже не было.
х. Алексиковский
15 января 2004 г
* * *
Федор Федотович СТРЕПЕТОВ (1914 года рождения):
Колокол снимать с колокольни алексиковской церкви приезжали из Москвы. Привязали веревки и хотели спустить, рванули, он упал и раскололся.
Комсомольцы собирались в клубе, недалеко от церкви. Там пели песни. Учитель, не помню фамилию, с нами сделал постановку. Ездили с ней в район, в Двойновский хутор. Церковь не работала. Я в этой церкви еще на тракториста учился.
В 21-м году моего отца изрубили топором. Родственник изрубил. Отец ходил в церковь. Мне уже не пришлось. В церкви сделали перегородки, классы сделали, поставили мотор, плакаты повесили, учили на трактористов.
Дед, бабка в эту церковь ходили, мать тоже православная. Помню, детьми мы ходили христославить. У меня хорошая бабушка была, она меня наставляла.
А со своей женой Нюрой я венчался в Вишняках. Там еще действовала церковь, а наша нет. Там вместе со мной венчался с женой и племянник Виктор Алексиков. Работал я шофером в колхозе. Дело было в середине 30-х годов. Ездили в Вишняковскую из нашего хутора тогда венчаться, креститься, пока и там не закрыли.
х. Алексиковский
15 января 2004 г.
Подготовил А. ПАРШИН.