Конференция в Волгограде решила – историческую правду надо активно защищать, давая своевременный отпор фальсификаторам истории.
28 октября в конференц-зале РИАЦ прошла конференция «Великая Отечественная информационная война». В ней приняли участие ведущие волгоградские учёные, представители СМИ, общественности, студенты. Основной темой конференции стало противодействие фальсификации истории. Прежде всего, истории Великой Отечественной войны и, в частности, Сталинградской битвы.
Как отметил во вступительном слове модератор, кандидат социологических наук, заместитель председателя Общественной палаты Волгограда Антон Лукаш, в последнее время наблюдается определённая последовательность действий, направленных на ревизию устоявшихся представлений о войне, о вкладе в Победу советского народа, о роли СССР в разгроме фашистской чумы. За короткий период западные СМИ подвергли критике танковой сражение под Прохоровкой, сознательно принижали значение Сталинградской битвы в истории Великой Отечественной войны, сравнивали российскую Юнармию с гитлерюгендом и т.д. «Нам навязывается ложный, основанный не на фактах, а на каких-то эмоциях, образ войны, где нам отводится роль сначала просто участников на стороне тоталитарного коммунистического режима против тоталитарного режима фашистской Германии, а потом роль по сути агрессоров», — заявил Лукаш.
В начале конференции профессор Александр Стризое кратко рассказал присутствующим о своем участии в федеральном проекте – публичной дискуссии «Наше дело правое. Новые сражения Великой Отечественной войны» на телеканале «Россия — Культура», посвященном борьбе с фальсификацией истории. В мероприятии принимали участие политологи МГУ и представители института всеобщей истории РАН. Участники дискуссии отметили, что могут меняться взгляды на изучение войны, но при всем при этом остаются неизменными основы устоявшейся исторической концепции Великой Отечественной войны. «Могут меняться частности, детали, некоторые тезисы и положения, но основы, а к числу основ принадлежит факт решающего вклада Советского союза в победу, конечно ревизии не подлежит, — заявил Стризое. Можно спорить о частностях, но является фактом, что тысячами советских воинов совершались подвиги, в том числе и здесь, на сталинградской земле. Сегодня становится ясно, что в нашем обществе достаточно интеллектуального и культурного капитала, чтобы справиться с проблемами в освещении истории Великой Отечественной войны».
Антон Лукаш отметил, что обсуждаемая проблема постоянно находится в поле зрения руководства нашей страны. Президент и Председатель Правительства РФ, руководство МИД России регулярно заявляют на различных международных площадках о недопустимости переписывания истории, принижения роли нашей страны в победе над фашизмом. Это далеко не так безобидно. Массированный вброс дезинформации, очернение России как преемницы Советского Союза – всё это преследует далеко идущие цели: вытолкнуть нашу страну из европейского сообщества, лишить её всякого решающего участия в международных отношениях.
Потрясающим документом лицемерия и лжи стала принятая 19 сентября этого года Европарламентом резолюция, которая возлагает и на СССР ответственность за развязывание Второй мировой войны, вменяя ему в вину заключение пакта о ненападении и секретных соглашений с гитлеровской Германией. Нашей стране пытаются приписать статус соучастника в агрессии. В документе подчеркивается: «Вторая Мировая война – самая разрушительная в истории Европы, стала непосредственным следствием печально известного нацистско-советского Договора о ненападении от 23 августа 1939 года, также известного как пакт Молотова — Риббентропа, и его секретных протоколов, в соответствии с которыми два тоталитарных режима, задавшиеся целью завоевать мир, делили Европу на две зоны влияния».
Доктор исторических наук, профессор Николай Болотов подчеркнул, что пакт о ненападении в 1939 году был самым последним из двух десятков договоров, ранее заключенных западными странами с Германией. Советский Союз, заключив договор мирно, защитил свои интересы, это блестящая победа отечественной дипломатии. «Пакт Молотова-Риббентропа, единственный пакт из 2 десятков аналогичных, широко обсуждается на Западе, без конца муссируется из месяца в месяц. Нас обвиняют в развязывании войны. На самом деле, мы полностью выполнили те нормы Международного права, которые на тот момент существовали, ничего не нарушили. Понимаете, если бы не было этого пакта, я не знаю, как бы сложилась ситуация в 1941 году. Один только пример, если бы те территории, согласно этим секретным протоколам, не отошли нам, то граница прибалтийских государств, в частности Эстонии, была бы от Ленинграда в 70 км, следовательно, через 2-3 дня немецкая армия была бы на рубежах Ленинграда. А благодаря тому, что эти территории отошли к нашей стране, законным путем, подчеркиваю еще раз, немцы пришли туда только 8 сентября 1941 года».
Резолюция, принятая Евросоюзом, имеет ещё одно негативное последствие. Впервые заговорили о необходимости создавать общеевропейскую историю по единым лекалам, — сказал Николай Болотов. И уже сейчас понятно, какова будет направленность этих лекал, а именно: русофобская, антироссийская. «Везде будет виноват Советский Союз с нацистской Германией, везде Сталин-Гитлер и прочее. Все наши победы будут пытаться вытеснить».
Александр Стризое отметил, что тезис равной ответственности является устойчивым штампом международной антисоветской и антироссийской пропаганды. «Как только нужно спрятать концы в воду, то если убрать даже намек на истинных виновников того или иного события, и появляется этот тезис. Напомню вам, что в 70-е годы 20 века настойчиво продвигался тезис о равной ответственности колониальных держав и СССР за отсталость стран Африки. Он преследовал одну цель – спровоцировать страны Африки на предъявление претензий к СССР. И вы будьте уверены, что как только раскрытие того или иного события, того или иного факта обращается не в пользу Запада, моментально появится тезис о равной ответственности».
Вторым устойчивым штампом, по оценке Александра Стризое, является западный тезис о советской агрессивности. Весь конец 70-х и начало 80-х годов прошли под лозунгом странной, непонятной агрессивности советских людей. «И туристы, и студенты, приезжавшие к нам постоянно педалировали текст: «Почему вы такие агрессивные?». Этот устойчивый штамп вытаскивается всякий раз, когда на страну, на общественное мнение надо оказать психологическое давление».
По мнению Александра Стризое, резолюция Евросоюза, помимо эксплуатации тезиса о равной ответственности, преследует еще две далеко не безобидные цели: «Во-первых, еще раз сделать так, чтобы Россия была вытолкнута из Европы и противопоставлена «объединенной Европе». якобы Россия — сила не европейская и культурно, и ментально, Россия — это варвары, которые вообще стоят по другую сторону. И вот сегодня в международных отношениях воспроизведена ситуация 20-30-х годов прошлого века, в том смысле, что создан санитарный кордон, отделяющий Россию от Европы. И вот этими заявлениями отдельные европейские политики хотят закрепить двойной санитарный кордон. Первый кордон – это страны бывшего соцлагеря – Польша, Чехия и т.д. Второй кордон – это бывшие Советские республики – Прибалтика, Украина и т.д.»
«К сожалению, приходится признать, что подобные резолюции имеют еще одну цель – раскачать массовое сознание внутри нашей страны, спровоцировать очередную волну покаяний, как это было в годы перестройки, когда нашлись люди, которые внутри СССР поддержали все эти разговоры о равной ответственности, и стали каяться в существующих и не существующих грехах. Каким должно быть отношение к нашим ошибкам, это другой разговор, но ситуация массового покаяния – это ситуация, если хотите массового психоза. Я думаю, эта ситуация неконструктивная для любой страны. Ошибки надо признавать, но вот подобные резолюции преследуют как цель не рациональный анализ ошибок, а разжигание вот этой истерии покаяния, которая деструктивна во всех смыслах», — заявил Александр Стризое.
«Все эти явления непосредственно к истории имеют в общем-то достаточно далекое отношение, — напомнил кандидат исторических наук, ученый секретарь музея заповедника «Старая Сарепта» Владимир Шевченко. – Дело в том, что то, с чем мы имеем дело, это – идеология. Это не история. Та самая резолюция, о которой мы здесь сегодня уже не раз говорили, на самом деле сама по себе является и нарушением принципа историзма, поскольку в ней факты вырываются из общего исторического контекста и им дается радикальная оценка. Она является спорной и с правовой точки зрения, поскольку тезис о равной ответственности, об ответственности СССР пытались поднять уже однажды, в Нюрнберге. Тогда это сделать не удалось. Тогда были сделаны четкие выводы, четкие заключение нюрнбергского трибунала, и вот данная резолюция этим заключениям, на самом деле, противоречит. Почему? Дело в том, что Нюрнберг, на самом деле, заложил основу тех ценностей, которые существовали долгое время в Европе, которые являлись основой идентичности Европы. Сейчас же происходит конструирование новой европейской идентичности. И в новой европейской идентичности, как совершенно справедливо отметил Александр Леонидович, нашлось место тому самому элементу изоляции от России, некому щиту против России».
Своим мнением по проблеме фальсификации истории поделился главный редактор ИА «СоцИнформБюро» Анатолий Солгубов: «Нам постоянно приходится оправдываться за реализацию наших интересов. Нам было важно в 1939 году отодвинуть границы? Важно. Это наши геополитические интересы. Нам сейчас это ставят в вину. Мы хотели спасти свое население, своих людей. Нам сейчас говорят – вы поступили неправильно, вы развязали войну. Нас учат страны, как нам правильно жить, страны, которые до 60-го года держали собственные колонии, выкачивая ресурсы из стран, которые сейчас называются страны третьего мира. И нам постоянно говорят – вы все делаете неправильно, у вас Сталин тиран, вы развязали войну, вы такие, вы агрессивные и прочее… И любая попытка донесения до мировой общественности нашей позиции, любая реализация наших интересов, наталкивается на мощнейшее противодействие».
Модератор мероприятия Антон Лукаш привлек внимание участников к предстоящей 7-9 ноября с.г. в Берлине конференции, на которой будет обсуждаться «мифологизация Сталинградской битвы»: «С точки зрения экспертов обратите внимание на материалы справочной информации для участников: «Если в немецкой культурной памяти поражение под Сталинградом до сих пор воспринимается как «синоним апокалипсиса» (Йенс Эберт), то в постсоветской России их победа в этой «битве века» (Василий Чуйков) все еще рассматривается как яркий пример героической стойкости в Великой Отечественной войне…». Все еще рассматривается, никак не получается изменить. Целая конференция собирается. Обратите внимание, председатель панельной дискуссии – это главный докладчик, Йорг Морре, директор музея «Берлин – Карлхорст», который считает и прямо об этом говорит, что Советский Союз виновен в развязывании Второй мировой войны. «Гитлер знал, что Советский Союз не будет противником. Дата начала войны, 1 сентября, без 23 августа (дата подписания пакта) была бы немыслимой. Именно этот пакт создал вермахту предпосылки для начала войны», — заявил недавно Йорг Морре в интервью российскому телеканалу НТВ. И это историк, который на протяжении длительного времени «сотрудничает» с музеем-панорамой «Сталинградская битва».
Антон Лукаш акцентировал внимание участников мероприятия на важных аспектах конференций, подобных берлинской: «Вы прекрасно знаете, что такое научно-практическая и вообще любая конференция. Люди собираются и отлаживают методологическое обоснование своей позиции. То есть, с одной стороны мы имеем резолюцию Европарламента, с другой стороны — попытки воздействия на массовое сознание. Мы видим, как работают западные СМИ, и теперь мы видим научную проработку. Вот смотрите, один из организаторов этой конференции американский профессор Нина Тумаркин. Тема ее выступления: «Что случилось с русской военной памятью и мифом о легендарном Сталинграде?». То есть, предлагается подвести методологическую базу под переосмысление истории Второй мировой войны, чтобы победа под Сталинградом была четка проанализирована в том направлении, что это миф, переформатировать наше сознание, в первую очередь молодежи, привести к простой мысли: «Советский Союз вместе с гитлеровской Германией – два тоталитарных режима, которые ввергли мир в войну». А Россия – это правопреемница Советского Союза. Как следствие, тут очень много открывается серьезных правовых неприятностей и неожиданностей для нас».
Алексей Новиков, директор «Волгоградпатриотцентра», ознакомился с материалами конференции, которая произойдет в Германии: «Там очень много знакомых фамилий, в том числе, из перебежчиков. В прямом смысле перебежчиков, людей из России, историков, которые выиграли иностранные гранты, уехали заграницу и теперь оттуда поливают грязью свою Родину, свой народ. Просто продались за деньги. Их понять можно, это бездари скорее всего, не смогли здесь себя реализовать и пошли по более легкому пути – продались. Вот та же самая Нина Тумаркин неоднократно посещала город Волгоград, встречалась здесь со многими чиновниками, учеными и общественниками, я сам лично с ней встречался. Чтобы вы понимали, Нина Тумаркин – это советник президента США Рональда Рейгана. Сейчас она профессор колледжа «Уэллсли». На самом деле это женский филиал Оксфорда, где проходили обучение лидеры российской несистемной оппозиции. Она непосредственно возглавляла программу «Развитие демократии на территории постсоветского пространства». В Волгограде она активно продвигала тот момент, что Сталинградский подвиг – это миф».
Завершая конференцию, Александр Стризое подчеркнул: «Россия – это единственное в мире незападное общество, которое никогда, никогда подчеркиваю, не было Западом завоевано либо поставлено под контроль. И уже по этой причине Запад всегда стремился если не завоевать, то контролировать наше общество. И второй момент, Россия — это единственное государство, имеющее самую протяженную сухопутную границу в мире, а поэтому для нас с вами всегда память о защитниках нашей территории будет актуальна. Сегодня мы живем в эпоху информационных войн и должны совершенствовать практики памяти, модернизировать их, приспосабливать их к опыту современного поколения. В России факторами такого приспособления являются и «Бессмертный полк», и поисковое движение, и движение исторических реконструкторов. Только я ставлю многоточие, потому что формы должны появляться новые».
С точки зрения Владимира Шевченко, информационная война всегда преследует одну задачу – морально сломить противника, привить ему комплекс неполноценности в данном случае. «От того, как сейчас все вы сможете противостоять тем манипуляциям с общественным сознанием, с которым нам приходится сталкиваться и предстоит еще сталкиваться, манипуляциями, которые, возможно будут приобретать новые формы, зависит ваше будущее. Будете вы себя чувствовать потомками победителей или вы будете чувствовать себя побежденными, людьми второго сорта, собственно говоря, все в ваших руках дамы и господа. Я в вас верю. Надеюсь, что вы сможете отличить правду от неправды», — обратился Владимир Шевченко к студентам волгоградских ВУЗов.
«Наши позиции сильны тем, что они основаны на фактах, – резюмировал Антон Лукаш. – А факты опровергнуть невозможно. Надо только донести их до людей. Мы ни в коем случае не смешиваем народы с политиками, с ангажированными СМИ. Против лжи, фальсификаций есть действенное средство – контакты людей. Мы могли наблюдать их действие в ходе Чемпионата мира по футболу, когда иностранные гости приезжали к нам настороженными, ожидавшими неминуемой агрессии и оттаявшими буквально за один день при встречах с гостеприимными, весёлыми и добрыми хозяевами. Поссорить наши народы не удастся никому. Но необходимо быть во всеоружии и давать своевременный отпор лжецам и фальсификаторам».
Участники конференции пришли к выводу о необходимости продолжения общественного обсуждения проблемы фальсификации истории, в том числе, на международных площадках, таких, как ежегодный «Диалог на Волге», проходящий сейчас в Волгограде.