Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе
Конкурсные правоотношения, реализующиеся в процессе прохождения государственной гражданской службы, в качестве своей первоосновы имеют ряд принципиальных положений, непосредственно закрепленных в российском законодательстве.
Слово «конкурс» произошло от латинского concursus — «стечение, столкновение, встреча». Конкурс — это соревнование, соискательство на получение премий, награды, на поступление в учебное заведение.
Законодатель, конкретизируя конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, устанавливает четыре вида требований к гражданину, поступающему на гражданскую службу:
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) достижение возраста 18 лет;
3) знание государственного языка;
4) соответствие квалификационным требованиям, установленным Законом о гражданской службе.
На гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют.
Несмотря на то, что Трудовой кодекс допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми Законом о гражданской службе.
Конкурс заключается в компетентной оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности и их соответствия установленным для данной должности квалификационным требованиям.
Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей урегулирован Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112.
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего количества членов конкурсной комиссии.
Конкурс проводится в два этапа.
На первом этапе на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; условия прохождения гражданской службы; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; предполагаемая дата проведения конкурса; место и порядок его проведения; другие информационные материалы.
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган пакет документов в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Данное правило обусловливает реализацию принципа общедоступности участия в конкурсе на замещение должностей государственной гражданской службы.
Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Такое правило в известной степени купирует сферу реализации принципа общедоступности конкурса на государственной гражданской службе, однако лишь в части реализации принципов профессионального участия и законности.
Указанные документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.
При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.
Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, но не позднее, чем за 15 дней до его начала.
В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством РФ.
При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты. отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.
На втором этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
Оценка кандидатов может производиться по балльной системе. Каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень с краткой мотивировкой. Конкурсный бюллетень приобщается к протоколу заседания конкурсной комиссии.
После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия определяет победителя. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.
При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
Результаты голосования оформляются решением конкурсной комиссии. В соответствии с Положением о конкурсе решение комиссии является основанием для назначения его на вакантную должность государственной гражданской службы или отказа в таком замещении. Также решением конкурсной комиссии могут быть рекомендованы для зачисления в кадровый резерв кандидаты, успешно прошедшие конкурсную процедуру, но не признанные победителями конкурса ввиду того, что победителем может быть претендент, наиболее соответствующий предъявляемым квалификационным требованиям. Представитель нанимателя по результатам конкурса издает акт о назначении победителя конкурса на должность государственной гражданской службы, с ним заключается служебный контракт.
Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о его результатах в письменной форме в течение 7 дней со дня завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.
Е. Николаева, главный специалист-эксперт Управления
Минюста России по Волгоградской области